Ам Исраэль хай 73. Русская революция16 мая 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» | |
Ам Исраэль хай 72. Декларация Бальфура9 мая 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» ноября 1917 года в Англии была провозглашена Декларация Бальфура: «Правительство Его Величества благосклонно смотрит на установление в Палестине национального дома еврейского народа и приложит все силы, чтобы это реализовалось». Далее | |
Ам Исраэль хай 71. Мировая война 1914-1918 — Разрушение и поражение2 мая 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Сотни тысяч евреев участвовали в войне в составе различных армий, больше всего евреев было в русской армии. Приходилось убивать друг друга. Далее | |
Ам Исраэль хай 70. Рождение американской ешивы25 апреля 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Еврейское образование в США часто было в руках незаинтересованных и малограмотных частных учителей. Несмотря на эту атмосферу, несколько ортодоксальных раввинов и светских людей основали первую американскую ешиву для продвинутого изучения Талмуда. Далее | |
Ам Исраэль хай 69. Консервативный иудаизм18 апреля 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» В начале девятисотых стал популярным консервативный иудаизм. Его истоки связаны со школами Аскалы Восточной Европы, но сформировался он как типичный продукт американского общества и условий. Далее | |
Ам Исраэль хай 68. Евреи лишь по названию11 апреля 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Американские евреи сразу же начали отказываться от своих традиций в пользу идеалов социализма или облегченной версии иудаизма, без кашрута, шаббата и молитв на иврите Далее | |
Ам Исраэль хай 67. Вторая алия4 апреля 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» В десятилетие перед первой мировой войной в Палестину прибывала вторая волна алии из Восточной Европы. Она отличалась от первой алии в конце девятнадцатого века тем, что новые иммигранты были в основном светские люди, социалисты, идеалисты и ревнители веры в то, что они должны не только построить новую страну, но и создать еврея нового типа и новый народ. Далее | |
Ам Исраэль хай 66. Агудат Исраэль28 марта 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» В начале у Агуды не было особого признания в традиционных кругах, а Мизрахи, религиозное сионистское движение, основанное в 1909 году равом Яковом Райнесом, получило широкую поддержку раввинов и масс. Несионистская направленность Агуды вызвала естественный конфликт между движениями. Далее | |
Ам Исраэль хай 65. Радикальные левые21 марта 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Левыми двигала идея: все человеческое чуждо. Все, что составляло плоть и кровь человечества, отжило, безвозвратно устарело и должно исчезнуть. Далее | |
Ам Исраэль хай 64. Хафец Хаим14 марта 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Движение Мусар, основанное равом Исраэлем Салантером, произвело тихую революцию. Это учение укрепилось благодаря влиянию и трудам рава Исраэля Меира аКоэна Кагана. Далее | |
Ам Исраэль хай 63. Уганда неприемлема7 марта 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Для Герцля сионизм не был религиозной идеей, ветвью еврейской истории и традиции, а новым прагматическим подходом к решению проблемы еврейского страдания. Поэтому Уганда была приемлема, как любая возможная территория. Далее | |
Ам Исраэль хай 62. Герцль прокладывает путь20 февраля 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Реформисты считали ассимиляцию решением всех проблем. Герцль думал, что еврейское государство станет панацеей. Далее | |
Ам Исраэль хай 61. Ортодоксальная оппозиция сионизму13 февраля 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Тысячи лет основа еврейской жизни соответствовала древнему высказыванию Саадьи-гаона: «Наш народ является народом благодаря принятию Торы». Сионизм отверг эту основу. Далее | |
Ам Исраэль хай 60. Дело Дрейфуса31 января 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Ассимиляция евреев не обеспечила им защиту от антисемитизма. Франция разделилась на два лагеря — за и против Дрейфуса. Далее | |
Ам Исраэль хай 59. Благо или проклятие24 января 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Разногласия по поводу заселения Палестины отразились в споре о соблюдении Шмиты. Поселенцы утверждали, что новый проект рухнет, если целый год не обрабатывать землю. Далее | |
Ам Исраэль хай 58. Возвращение в Сион. Первая алия17 января 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Турецкие правители и арабские обитатели страны преследовали еврейское меньшинство в Палестине. Несмотря на человеческие и организационные промахи, халука была основной опорой еврейской жизни. Далее | |
Ам Исраэль хай 57. Разные призывы10 января 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» | |
Ам Исраэль хай 56. Покидая «старый дом» 1880-19203 января 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Сначала в США эмигрировали ассмилированные сефарды, затем за ними последовали немецкие евреи. Лидеры еврейства склонялись к реформистскому течению в иудаизме. Далее | |
Ам Исраэль хай 55. Сельское хозяйство и промышленность26 ноября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Писатели эпохи Гаскалы начали воспевать сельский труд. Начали появляться сельскохозяйственные коммуны и еврейские социалистические организации. Далее | |
Ам Исраэль хай 54. Еврейский национализм25 октября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Моше Гесс и Леон Пинскер подготовили историческую почву для еврейских социалистических движений. В Западной Европе еврейское население надеялось на равноправие. Далее | |
Ам Исраэль хай 53. Оппозиция мусару18 октября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Новшества всегда принимаются в штыки, поэтому у мусара оказалось немало противников. Оппозиция просвещенцев была негативной и злобной. Далее | |
Ам Исраэль хай 52. Соблюдение душой11 октября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Учение р. Салантера делало упор не только на благочестие, но и на философию поведения каждого еврея. Ешивы Литвы, в которых изучали мусар, стали прототипами современных учебных заведений. Далее | |
Ам Исраэль хай 51. Мусар — этическое возрождение. Рав Исраэль Салантер4 октября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Рабби Исраэль Салантер разработал морально-этическое учение, которое помогло восточноевропейскому еврейству преодолеть трудности. Сферой концентрации мусара стали прославленные ешивы Литвы. Далее | |
Сефер аЯшар 1. Берешит27 сентября 2013 года, Переводчик Пинхас Зидман, из цикла «Сефер аЯшар» | |
Ам Исраэль хай 50. Светское против традиции27 сентября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Из-за урбанизации евреи покидали местечки и переезжали в крупные города. Светские СМИ всячески поощряли отход от традиций предков. Далее | |
Ам Исраэль хай 49. Война против традиции20 сентября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» | |
Ам Исраэль хай 48. Времена меняются13 сентября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Лозунг «Бей жидов, спасай Россию» воплощается. Погромы на юге России негласно поддерживаются царским правительством. Далее | |
Ам Исраэль хай 47. Черта оседлости 1820-1880. Царь Николай II30 августа 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Теневым консультантом Николая становится небезызвестный Григорий Распутин. Жизнь евреев царской России продолжает ухудшаться. Далее | |
Ам Исраэль хай 46. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр III23 августа 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Агрессивная ассимиляция начала приносить свои плоды. Всё больше и больше евреев пренебрегали традициями и высказывали сомнение в отношении заповеданного народу Израиля пути. Далее | |
Ам Исраэль хай 45. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр II16 августа 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Общество осталось недовольным реформами Александра. Либералы стали радикализироваться, что только ухудшило общую картину. Далее | |
Ам Исраэль хай 44. Черта оседлости 1820-1880. Царь Николай I9 августа 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Новый царь оказался сумасбродом. Он издал указ о насильственной мобилизации еврейских детей, а также конфисковал деньги еврейских общин. Далее | |
Ам Исраэль хай 43. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр I2 августа 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Антисемитские высказывания русских царей привели к новым ограничениям. В начале 19-го века была окончательно сформирована область, за пределы которой евреям нельзя было выезжать. Далее | |
Ам Исраэль хай 42. Воздействие Аскалы26 июля 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Российское правительство разработало хитроумный план по ассимиляции евреев. В Риге и других местах были открыты школы в духе Аскалы. Далее | |
Ам Исраэль хай 41. Прессбург5 июля 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Ешива в Прессбурге стала учебным заведением, из стен которого вышли не только харизматичные раввины, но и Б-гобоязненные коммерсанты и бизнесмены. Далее | |
Ам Исраэль хай 40. Новардок — Бейт Йосеф28 июня 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» История одной из самых известных и уникальных в своем подходе ешив. Как учение «мусар» стало достоянием всех евреев. Далее | |
Ам Исраэль хай 39. Слуцк — Клецк — Лейквуд21 июня 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» История восточноевропейских ешив, которые впоследствии переехали в Америку и послужили фундаментом для создания религиозного еврейства. Далее | |
Ам Исраэль хай 38. Тельше14 июня 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Небольшие города нередко играли важную роль в деле еврейского образования. Тельше был одним из таких мест. Далее | |
Ам Исраэль хай 37. Радин7 июня 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» История одной из самых известных ешив. Радин, духовная вотчина Хафец-Хаима, стала местом изучения Торы. Далее | |
Ам Исраэль хай 36. Рав Хаим из Воложина31 мая 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» | |
Ам Исраэль хай 34. Вмешательство царского правительства17 мая 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» |