Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Антисемитизм, Политика, Еврейская история, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Власть, Россия
1 ноября 1894 года Александр III умер. Большинство подданных его не любили и не горевали о нем, а евреи ненавидели. Последним царем династии Романовых стал его старший сын Николай II (1868—1918). Поверхностный, слабый и тихий на публике, он любил военную помпу. Женился он на внучке королевы Виктории Английской — Александре.
Это была женщина с сильной волей, доминировавшая над слабым супругом. Фанатичка, она верила в мистику православной церкви и считала своей целью поддерживать мужа в его нереалистическом представлении о божественном праве царей и абсолютном самодержавии русских правителей. Тут она не знала компромиссов, подогревая упрямство и невосприимчивость царя к этому анахронизму в 20 веке, в который он ввел свой народ.
Кроме того, на него оказывал сильное влияние Победоносцев, учитель его отца, который активно подцерживал русское православие и самодержавие. Но Николаю и Александре даже его взгляды иной раз казались излишне либеральными. Главные министры царя были твердыми монархистами и антидемократами, но царь и царица не доверяли и им. Поэтому со временем они стали обращаться за советом и руководством к великому шарлатану Григорию Распутину. Тот факт, что их единственный сын, царевич страдал гемофилией (слабой свертываемостью крови, которая грозила ему смертью, и от которой врачи не знали лечения), побуждал их обращаться к разным знахарям и целителям, а Распутин это использовал в своих целях. Так русская монархия потеряла всякую связь с реальностью и стала клониться к распаду.
Николай был ярым антисемитом. Поэтому даже те министры, у которых могли быть иные взгляды, старались учредить новые притеснения против евреев, чтобы выслужиться перед царем, продвинуться и обрести большую власть. Но даже самые сильные антисемиты были против выселения евреев из России, поскольку это значило бы, что они утратят такой простой способ оказывать влияние на царя. По России катились погромы, многие из которых организовало и поддерживало само правительство. Евреев гоняли с место на место, лишали основных человеческих прав, вводили и устрожали процентные нормы на прием в учебные заведения, а затем установили ограничения и на еврейское обучение и соблюдение еврейского закона, что делало еврейскую жизнь невыносимой. Все это наряду с нищетой, высокой детской смертностью и враждебным окружением побуждало многих евреев в отчаянии отворачиваться от традиционной жизни и ценностей.
Малая часть русского еврейства стала радикальной, продолжая тенденцию, возникшую при Александре III.
Чувствуя, что от смены правительства они могут только выиграть, евреи в непропорционально большом количестве включились во все революционные движения того времени. Так анархия, социализм, социальная революция и «просто» насилие проникли в жизнь восточноевропейских евреев. Это стало основой многих еврейских проблем не только в России, но и потом в Израиле и США. Радикализм естественно вел сторонников революции к дальнейшему отходу от традиции и стремлению силой раз и навсегда изменить еврейскую жизнь. Для них старый образ жизни отжил свое. Он не ассоциировался ни с какой миссией и надеждой, не имел права на существование. Новая утопия могла возникнуть только на основе разрушения старого. И они разрушали.
Две беды в России того времени ускорили насильственные перемены. В 1891 году, в конце правления Александра III, в России начался страшный голод. К нему привели ужасная погода, бездорожье, неполадки с транспортом и неэффективность во всех сферах хозяйства. По горькой иронии, крестьяне — производители пищи, страдали от голода больше всех, в 1891 году умерло больше четырехсот тысяч человек. Нищета и бедствия росли, вызывая недовольство. Эти чувства находили выход в насилии, мести и ненависти.
Второй бедой была русско-японская война 1904 года. Завершение строительства Транссибирской железной дороги сделало Россию океанской державой, что привело к соперничеству с Японией, которая тогда начинала свою экспансионистскую империалистическую политику. Россия воспринимала себя христианским барьером на пути распространения Японии. Внутренние проблемы России были такими напряженными и неразрешимыми, что царь надеялся с помощью войны усилить патриотизм, чтобы на его волне люди забыли о насущных проблемах. Напуганный стачками рабочих и революционным насилием, премьер-министр Плеве посоветовал Николаю: «Чтобы подавить революцию, нам нужна небольшая победоносная война, которая отвлечет внимание масс от политики». Но Россия проиграла эту войну,4 и Николай окончательно потерял доверие народа к самодержавию. Матросы на кораблях начали бунтовать, лояльность армии была под вопросом, а деятельность и насилие революционеров росли и крепли. Плеве, как и брат царя, великий князь Сергей Александрович, был убит заговорщиками.
В 1905 году кризис царского правительства достиг особого накала. Забастовки, гражданская война и крестьянские бунты — все это создало в России анархию. Осенью 1905 года, когда угроза революции и войны стала вполне реальной, Николай пошел на уступки демократии. Он объявил себя конституционным монархом, даровал всем русским гражданские права и согласился на избрание парламента — Думы, которая будет утверждать все законы. Этот Октябрьский манифест вызвал разные реакции. Революционеры провозглашали, что эти меры ничего не решают, что они неискренние, и требовали больше и сейчас же. Умеренные политические деятели, организованные главным образом в партию кадетов, воеприняли его с благодарностью, но и подозрением. А монархисты и консерваторы возмутились уступкам царя.
4 Яков Шиф, еврейский эмигрант из Германии, который стал одним из ведущих финансистов Уолл-стрита, значительно поддерживал своими средствами ведение японской войны, стараясь этим смягчить антисемитизм России. Это способствовало преувеличенному представлению Японии о еврейской силе, что помогло евреям во время второй мировой войны.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»