Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История одной из самых известных и уникальных в своем подходе ешив. Как учение «мусар» стало достоянием всех евреев.

Одной из самых известных ешив мусара в Литве был Новардок, мать целой сети ешив в Литве, Польше и России. Ее основал очень необычный человек в еврейской Литве рав Йосеф Йоцл Горовиц (1850-1920). Ученик рава Исраэля Салантера (основателя мусара — системы нравственного самосовершенствования), он был большим приверженцем и проповедником этого направления, хотя в рядах его подвергался значительной критике.

Ешива была основана в 1896 году и вскоре получипа поддержку местной общины Новардока30 и ее знаменитого раввина, рава Йехмэпя Михеля Эпшейна. Нeсмотря на оппозицию мусару, особенно его интенсивности, характерной для рава Горовица, ешива росла и процветала. Но борьба против ешивы и ее руководителя не утихала, и в 1908 году, после смерти рава Эпштейна, ешиве пришлось покинуть город, в который она вернулась в 1909 году, а в 1912 году переселилась в новое здание.

Новардок помог основать нескольких других ешив, которые создали общую образовательную сеть, названную Бейт Йосеф. Кроме рава Горовица ешиву возглавлял его зять, рав Авраам Яфен. Этих ешив постепенно появилось более двадцати. В них интенсивное изучение Торы сочеталось с изучением и практикой мусара на личном и общественном уровне. Студентов учили стремиться к правде и справедливости, независимо от силы и широты общественной оппозиции, не боясь мнений толпы и социальных условностей, распространять Тору и мусар среди еврейского населения.

После оккупации Новардока германской армией в 1915 году ешива перебралась в Гомель в России. За время пребывания в России ветви ешивы открылись в ряде городов, Харькове, Житомире, Ростове, Астрахани и Киеве. Кроме того, в ешиву приехали многие ученики из разоренных войной ешив.31

Революция в России 1917 года и последующая гражданская война сильно повредили движению Бейт Иосеф. Коммунисты жестоко и непрерывно преследовали учеников этих ешив. К 1920 году большинство ешив закрыли, и студенты Новардока по одиночке и группами бежали в Польшу. Рав Горовиц умер во время эпидемии в Киеве в 1920 году, а рав Яфен заново основал ешиву в Белостоке и Межриче в Польше. Со временем большие ешивы Бейт Йосеф были основаны в Варшаве и Пинске. Эта сеть ешив, школ и организаций распространилась в Польше и Литве за предвоенные десятилетия, возникло больше восьми разных школ, насчитывающих свыше четырех тысяч учеников. Эти ешивы издавали книги, статьи, журналы, другие периодические издания и научные выпуски по Торе и мусару.

Вторая мировая война уничтожила ешиву и ее преподавателей в Польше и Литве. Учеников, которых не убили немцы и их местные пособники, русские выслали в Сибирь, где они могли погибнуть от голода, холода и враждебного отношения, но рав Яфен с группой студентов чудесным образом спасся. После войны они основали ешиву в Нью-Йорке, а ее небольшие ответвления открылись в Израиле.

30 Небольшой городок в Литве с населением пять тысяч человек. Еврейская община, основанная в шестнадцатом веке, стала известной благодаря крупным раввинам и ученым.

31 Одним из выдающихся студентов Гомеля в это время был молодой Исраэль Яаков Каневский, впоследствии один из гигантов Торы в Израиле, по прозвищу Стайплер, потому что он был выходцем из местечка Горностайпль.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»