Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Ешива, Хафец Хаим, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай
Все ешивы были созданы великими людьми, благодаря их жертвам, огромным усилиям и преданности учению и обучению евреев. Но ешива в Радине идентифицировалась с одним человеком. Им был рав Исраэль Меир аКоэн Каган14, который поселился в этом маленьком местечке Виленской губернии в 1869 году, собрал вокруг себя способных и образованных учеников, и ешива начала свою работу. Первые его студенты в Радине были женатые люди15, а рав Исраэль Меир был их учителем и наставником. Он был редкой личностью, соединял силу и святость, благородство и сдержанность (никогда не произнес запрещенного слова), вел жизнь обычного еврея и был одним из самых блистательных гениев своего времени и, несмотря на скромность, эффективным лидером традиционных евреев. Он умер в 1933 году, в возрасте девяносто пяти лет, его любил и уважал почти весь еврейский мир, и его влияние сказывалось почти на всех кругах еврейского народа.
Главный толчок к развитию ешива получила в 1904 году, когда ее главой стал рав Нафтали Тропп. Она выросла до трехсот студентов, но потом разразилась первая мировая война. Ешива и рав Исраэль Меир отправились в изгнание в Россию, а студенты, распавшись на три группы, как-то пережили ужасы мировой войны, большевистской революции и затем гражданской войны. В 1921 году ешива снова открылась в Радине, тогда уже части новой Польши, и стала расти.
В 1929 году рав Нафтали Тропп внезапно умер, и его место заняли рав Барух Файвельсон и рав Менахем Мендель Закс16, зять рава Исраиля Меира. Вскоре умер и рав Файвельсон, и ешиву возглавил рав Закс, а его помощником стал рав Авраам Тропп, сын рава Нафтали. Среди многих выдающихся учеников Радина были раввины Эльханан Вассерман, Иосеф Каганеман, Давид Лейбович и Элиэзер Левин. Ешиву закрыла советская власть (которая пришла в эту местность после 39 года) в 1940 году, а ее учащиеся и преподаватели были убиты немцами в начале сороковых годов. Но имена Радин и Хофец Хаим сохранились, став названием многих организаций.
14Он известен по названию своей изданной анонимно в 1870 году книги Хафец Хаим. Это книга о законах правильной речи: как отучиться от злословия, не причинять вреда словами, представила автора выдающимся ученым и одним из святых людей своего поколения.
15 Перушим, которые оставляли свои семьи на длительные периоды времени, чтобы усовершенствовать без помех знания в Торе. Самая большая группа таких людей была в маленькой литовской деревне Айшишок.
16 Впоследствии один из преподавателей Теологической Семинарии Ешива Юниверсити рава Ицхака Эльханана в Нью-Йорке.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»