Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Америка, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай
С 1881 года до начала первой мировой войны в 1914 году Америка оставалась целью миллионов евреев в Воеточной Европе. Были евреи, которые не могли прижиться в новой обстановке и возвращались в Европу. Было много других, которых разочаровала «голдене медина», у них возникала горечь и отчуждение, и они выражали эти негативные чувства в письмах своим семьям. И все же почти ничто не влияло на общий энтузиазм по поводу Америки. Еврейские циники даже не чувствовали кощунства, когда заканчивали седер (в Песах) словами: «В будущем году в Америке». Знаменитый идишистский писатель Шолом Алейхем14говорил в одном из романов: ...Легко было догадаться, что это эмигранты, по их словам: «эскорт», «Гамбург», «билет на пароход», «Америка». Слово «Америка» слышалось значительно чаще других. Оно обладало для них особой притягательностью, было каким-то магическим заклинанием, идеалом, о котором мечтали очень многие. Они представляли Америку некими небесами, разновидностью рая.
Толчком и движущей силой этой иммиграции служила, конечно, тяжелейшая ситуация в России. Погромы, нищета и страх, характерные для положения евреев России, убеждали сотни тысяч «голосовать ногами». Но в исторической перспективе ясно, что лишь разрушение ждало восточноевропейское еврейство. Америка предоставляла возможности, о которых мечтала еврейская Россия, и этот факт скоро восприняли массы евреев, изнывающие под игом царя. Поток иммиграции в Америку остановили только меры для ограничения иммиграции, принятые США в 1920 году. Прошло это время для миллионов евреев, заключенных в новой России и преследуемых в возродившейся Польше.
14 Псевдоним Соломона Рабиновича (1859—1916). Он уехал из России в 1905 году, умер и похоронен в Нью-Йорке. Его называли «еврейский Марк Твен», он был очень популярным писателем. Хотя по взглядам и поведению он был светским человеком, настроенным против традиции, но отразил в своих произведениях многие важные черты традиционной жизни восточноевропейского еврейства.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.