Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Антисемитизм, Политика, Еврейская история, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Погромы, Кровавый навет, Россия
Дмитрий Пикно, издатель консервативной крестьянской газеты, вместе со многими другими деятелями, которые поддерживали старый порядок, быстро нашел на кого свалить вину за революцию и капитуляцию царя, провозгласив популярный лозунг: «Бей жидов, спасай Россию»! Он создал реакционную антисемитскую организацию «черные сотни» из преступников и всякого сброда, на политическом языке называемую Союз русского народа. Они обрушили упреки на премьер-министра царя С. Витте, обвиняя его в пособничестве евреям, и сумели даже убедить царя в этом абсурде. За политические поражения правые стали кровью мстить беззащитным и невинным евреям. Много евреев погибло в волне погромов на юге России в ноябре 1905 года. Четыре дня с невиданными зверствами длился погром в Одессе. А царь Николай не только отказывался наказывать убийц, мародеров и насильников, но пригласил лидеров черносотенцев во дворец, где сам с сыном взял членские билеты этой организации, вступив в ее ряды. «Девяносто процентов зачинщиков беспорядков — евреи, — объяснял он своей матери, — поэтому народ обратил свой гнев против них. Вот как возникают погромы».
В 1906 году Дума была распущена, хотя царь обещал созвать Вторую думу. Кадеты, самая большая партия, вместе с представителями крестьян хотели предложить новые законы, которые могли облегчить положение масс. Но царь уже пожалел о решении покончить с самодержавием. Витте отстранили, к власти пришли новые фигуры, которые стремились заморозить решения Октябрьского манифеста. Большая часть партии кадетов эмигрировала в Финляндию, теперь оппозицию царю составили более радикальные социалисты и коммунисты.
В 1907 году созвали Вторую думу, в ее составе было сильное левое крыло и много правых членов, но центр стал значительно слабее. Беспорядки в Думе привели к ее роспуску, и силовым премьер-министром царя стал Петр Столыпин, при котором царь почти полностью восстановил самодержавие. Революционеров сослали в Сибирь, или они бежали из России, власть взяли ультраконсерваторы. После убийства Столыпина реакционеры побудили царя обращаться за советом и помощью исключительно к ним. С революцией 1905 года было покончено. Вместе с этим пропал и последний шанс династии Романовых.
События конца девяностых годов и первого десятилетия двадцатого века привели к радикализации многих русских евреев, особенно молодежи. Потеряв надежду на мирные перемены, переживая из-за кровавых преследований, многие молодые евреи пришли к мысли, что единственное решение еврейской проблемы — трансформация всего русского общества и правительства. Они отказывались видеть в преследованиях евреев чисто еврейскую проблему, как делали традиционные религиозные евреи, считая это симптомом болезни всего русского общества в целом. Эти молодые евреи примыкали к левым партиям, и в процентном отношении их было очень много во всех радикальных партиях социалистов, коммунистов и анархистов, что еще больше провоцировало антисемитизм правительства и реакционных партий, и, в свою очередь, вело к усилению радикализма евреев. Возникновение значительного числа революционных идеалистических молодых евреев оказало влияние на последующую историю сионизма и другие события двадцатого века.
В 1911 году дворянский совет по наущению черносотенцев обратился к царю с предложением «очистить» Россию от еврейского населения. Чтобы усилить мотивацию такого решения, был заново использован древний прием — «кровавый навет». Несчастный скромный киевский обыватель Мендель Бейлис был обвинен в убийстве на ритуальной почве, чтобы использовать кровь христианского мальчика для приготовления мацы на Пасху. (Сатанинская идея грека из Александрии более двухтысячелетней давности, противоречащая законам Торы и здравому смыслу, сгодилась и на этот раз.) Бейлиса арестовали, но вскоре полиция обнаружила истинных виновников. Однако вмешался министр внутренних дел, и по его приказу полиция продолжала собирать материал на Бейлиса. Протесты по поводу этой убийственной клеветы посылали царскому правительству разные агентства и организации Западной Европы и Америки, но в конце 1913 года начался суд. Присяжные заседатели единогласно оправдали Бейлиса за отсутствием улик. Однако сам «кровавый навет» так никогда и не был осужден.
Дело Бейлиса завершало цепь подобных процессов. В Песах 1903 года в Кишиневе (тогда Бессарабия) в течение четырех дней черносотенцы устроили страшный погром. Сорок пять евреев убили,5 свыше шестисот серьезно ранили, больше тринадцати сотен домов разрушили. Массовые насилия, избиения, пытки и издевательства над еврейской общиной продолжались все эти дни, а власти только разжигали толпу.6 Генерал царской армии комментировал погром в Кишиневе: «От царя и Плеве я слышал, что евреев нужно проучить — они смущают умы и возглавляют революционное движение». К разочарованию мира (хотя президент США выразил чисто формальный протест), царское правительство возложило вину на самих евреев.7 Сделать жертву виновником собственного уничтожения — один из величайших психологических приемов всех тиранов. Так евреи лишились даже симпатии, которая выпадает на долю невинных жертв.
Еврейский мир Восточной Европы быстро распадался. Шок мировой войны, которая разразилась всего через несколько лет, привел к окончательной дестабилизации. Тем не менее, евреи России все еще могли поддерживать свою культуру и оставаться верными традиции. Они еще питали новые движения и поддерживали удивительную живучесть еврейского мира. Оглядываясь назад, можно сказать, что они все же одержали победу над царем и самодержавием, хотя и огромной ценой.
5 В 1903 году убийства сорока пяти евреев было достаточно, чтобы всколыхнуть весь мир! Цена, которую нужно было заплатить, чтобы вызвать сочувствие мира к евреям, непомерно выросла в течение двадцатого века.
6 Линкольн, В мрачной тени войны, стр. 221 пишет: «…жутко узнать из еврейских и христианских источников, что епископ Кишиневский фактически благословил толпу на погромы, когда проходил мимо них по улице, хотя рядом с этим местом они насиловали шестнадцать женщин и девочек, которых нашли…».
7 Там же, стр. 222. «Вы сами виноваты в том, что произошло».
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
Когда и как нужно находиться в Сукке (праздничном шалаше), чтобы выполнить заповедь? При каких условиях необходимо говорить при исполнении этой заповеди специальное благословение?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.
Арье Шерцер
В этот праздник евреи едят и пьют в шалашах, встречают гостей и учат Тору тоже в шалашах. Даже спать положено в шалаше
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
из книги "Кицур Шулхан Арух"
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Из книги "Дерех Ашем". Внутренний смысл праздников.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Из Раамсеса — в Суккот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Возвышенный урок упования на Всевышнего
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.