Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Сионизм, Эрец Исраэль, История еврейского народа, Атеизм, Берл Вайн, Алия, Рав Кук, Ам Исраэль хай, Раби Йосеф-Хаим Зонненфельд
Темой второй алии был «еврейский труд». Колонисты были сердцем трудового сионизма, движения, которое основало и возглавляло государство Израиль первые три десятилетия. Они верили в святость труда и права пролетариата, боролись против эксцессов капитализма и религиозного диктата. И были убеждены, что еврейская история не имеет отношения к их жизни и целям. Это было постоянное и часто очень экстремистское усилие порвать со старой еврейской традицией и верой. Они ждали осуществления марксистской утопии и конечного триумфа международных рабочих движений. Практически они создавали сельскохозяйственные общины, киббуцы, где каждый трудился по способностям и получал то, что считало нужным и возможным дать ему общее собрание коллектива, где не было частной собственности, и даже личная жизнь семьи была подчинена общественной жизни. Дегания, Эйн-Харод, Гиват-Бреннер, Нахалал и другие общественные поселения были построены на их поте и крови. Они осушали болота, сажали эвкалипты, чтобы болота не вернулись, сворачивали горы, поднимали целину, и постепенно земля стала отвечать на усилия поселенцев. В 1908 году евреи двинулись из Яффо, чтобы начать строить новый еврейский пригород, который они назвали Тель-Авив (Холм весны). Потом он стал крупнейшим еврейским городом в мире.
В первой алие использовали арабский труд, чтобы возделывать земли, приобретенные бароном Ротшильдом. Но евреи второй алии провозгласили: «Пусть Израиль поймет, что еврейские землевладельцы не вернут земли Израиля, пока это не сделают еврейские рабочие».
Давид Бен-Гурион, Ицхак Бен-Цви и другие, которые стали лидерами Государства Израиль через сорок лет, были типичными фигурами второй алии. Пламенные идеалисты, чрезвычайно трудоспособные, готовые на жертвы, и при этом презирающие еврейское прошлое и ненавидящие еврейский образ жизни в европейском изгнании.
Новый еврей, их идеал, должен был говорить на иврите, а не на идиш, ладино или арабском1, быть фермером, рабочим, воином и интеллектуалом. Он должен был быть нерелигиозным (если не антирелигиозным) и считать еврейскую традицию анахронизмом и ненужным бременем. Общины этих новых евреев не признавали субботу и Иом Кипур, у них не было синагоги и кошерной кухни. Они составили новый пасхальный седер на основе Маркса и Энгельса, Шавуот они сделали просто сельскохозяйственным праздником, Библию — литературным произведением, а религиозные ритуалы считали отвратительными и поэтому их запрещали.
Ишув аяшан и раввины Палестины пытались как-то влиять на жизненный стиль этих новых общин. В конце лета 1913 года ведущие раввины страны организовали Поход раскаяния, чтобы посетить новые поселения и поговорить с людьми из второй алии о традициях и еврейских ценностях.
Миссию возглавлял рав Авраам Кук, тогда бывший раввином Яффо, рав Йосеф Хаим Зонненфельд, ведущий раввин Старого ишува Иерусалима, рав Бен Цион Ядлер2, знаменитый Магид из Иерусалима, и рав Яаков Моше Харлап3, доверенное лицо рава Кука и рав района Шаарей Хесед в Иерусалиме. Визит этих раввинов в новые поселения привел к противоречивым результатам. В одних местах их встретили холодно, в других — с энтузиазмом. Некоторые поселения согласились устроить кошерные кухни, а другие отказались от всех предложений раввинов.
Эти результаты отразились в разном отношении раввинов, которые участвовали в этой миссии. Рава Кука странным образом очень ободрил этот опыт, и он всю жизнь чувствовал, что возвращение к традиционной жизни очень близко для левых участников второй алии и их потомков. А рав Зонненфельд был очень огорчен и шокирован тем, что увидел, и укрепился в своей прежней позиции: не идти ни на какие компромиссы со светским сионизмом и не принимать его никоим образом. Так одно событие противоположным образом определило позиции этих двух великих раввинов.
1 В первой алие свободно говорили на иврите лишь единицы, доминировал идиш. Принятие иврита как «официального» языка еврейского ишува в Палестине было достижением поселенцев второй алии, это их заставил сделать с невероятной настойчивостью один человек — Элиэзер бен Йегуда.
2 Одаренный оратор, ученый, педагог и лидер ишув аяшан.
3 1883-1952. Автор известной галахической работы, позднее глава ешивы Мерказ Арав в Иерусалиме
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.