Поправка дочерей Цлафхада к статье о наследстве24 июля, Рав Реувен Пятигорский Давно меня интересовала тема "Еврейский Закон и собственность". Наверное, в другой жизни я стал бы профессором по иудаике, историком-экономистом и писал бы на эту тему разные докторские работы в научных журналах. Хотя, как говорил мне мой руководитель в аспирантуре академик-кибернетик Владимир Викторович С.: "Профессор – несчастное существо, которое занимается любимым делом из-под палки". Вот я и не стал профессором-академиком. Но тема жутко интересная. В детстве, читая марксов Капитал, всегда задавался вопросом: почему, по словам всемирно известного экономиста, именно евреи придумали финансовую систему и почему они поклонялись богу Мамоне? Вы знаете, почему? | |
Утром и вечером. Новая книга (номер 52)22 июля, Гади Поллак | |
Малая толика без нолика21 июля, Шауль Резник В недельной главе «Балак» цитируется прямая речь царя Моава, обращенная к пророку-колдуну Биламу:לְךָ נָּא אִתִּי אֶל מָקוֹם אַחֵר אֲשֶׁר תִּרְאֶנּוּ מִשָּׁם, אֶפֶס קָצֵהוּ תִרְאֶה וְכֻלּוֹ לֹא תִרְאֶהПойди же со мною на другое место, откуда увидишь его, лишь край его увидишь, а всего не увидишь…Выражение אֶפֶס קָצֵהוּ (эфес кацеhу), точнее, первое его слово, заслуживает отдельного разбора. Вот что рассказывали разведчики, которые вернулись из Ханаана:אֶפֶס כִּי עַז הָעָם הַיֹּשֵׁב בָּאָרֶץОднако могуч народ, обитающий на землеВ самой главе «Балак» ангел Всевышнего приказывает колдуну:לֵךְ עִם הָאֲנָשִׁים וְאֶפֶס אֶת הַדָּבָר אֲשֶׁר אֲדַבֵּר אֵלֶיךָ אֹתוֹ תְדַבֵּרИди с людьми, но только слово, какое говорить буду тебе, его говори В Танахе אֶפֶס имело значение «но», «однако». Балак позвал Билама туда, откуда он может увидеть народ Израиля, однако не весь, а лишь часть. В современном иврите под влиянием математики, в которой אֶפֶס обозначает ноль, выражение אֶפֶס קָצֵהוּ приобрело новый смысл - «нулевая часть кусочка», малая толика. Пример из экономических новостей: 650 יחידות הדיור הללו הינם רק אפס קצהו של פוטנציאל הפינוי בינוי בגוש דן650 жилищных единиц — лишь малая часть потенциала программы реновации в Гуш-Дане
Читать дальше
| |
Мазаль тов, реб Арье!17 июля, Рав Реувен Пятигорский В семье нашего стародавнего друга р. Арье Лейба Брука великое событие. Свадьба дочери! Огромный мазаль тов! А молодым: שיזכו לבנות בית נאמן בישראל Реб Арье, ты же не забыл, как долго и плодотворно работали мы с тобой в ульпане Толдот Йешурун, записывая видео-уроки по мусару и Талмуду, и как это было трудно делать со мной, потому что всем-то я недоволен, а с тобой, наоборот, любому человеку работать очень легко и приятно, потому что редко встретишь таких спокойных и приветливых людей, как ты, мой близкий друг и коллега! | |
Ответ на облачный штикл плюс бонус плюс апдейт15 июля, Гади Поллак
Ну что, штикл действительно оказался непростым, но, как мы тут уже привыкли, сам факт того, что наши читатели зарываются в источники и начинают искать ответ - уже влияет на события на войне. На данный момент еще на сто процентов неизвестно, удалось ли, наконец, отправить "неуловимого Дефа" к его 72 козам, но если да - в этом есть и наша небольшая заслуга. Итак, озвучим правильный ответ, а потом - в качестве контрольного в голову, будет еще один, совсем несложный, вопрос, ответ на который я через насколько дней вывешу тут же апдейтом. Читать дальше | |
Без воды ни туды и ни сюды10 июля, Шауль Резник Летом хочется воды — пить (желательно, холодную и газированную) и купаться в ней. Давайте разберем несколько фразеологических выражений, связанных с H₂O?1. Когда человеку невыносимо и он сыт по горло ситуацией, в которой находится, такой человек говорит: בָּאוּ מַיִם עַד נָפֶשׁ (бау маим ад нафеш — дошли воды до души). В «Теиллим» (Псалмах) написано:הוֹשִׁיעֵנִי אֱלֹקים כִּי בָאוּ מַיִם עַד נָפֶשׁ Спаси меня, Б-же, ибо дошли воды до души моейРабби Давид Альтшуллер, автор комментария «Мецудат-Давид», поясняет, что многолетнее изгнание подобно воде, которая добирается до шеи. Душа тонущего человека вот-вот выпорхнет из тела
Читать дальше
| |
Гримасы языка9 июля, Рав Реувен Пятигорский На днях здесь, на сайте Толдот, меня рассмешила фраза "субботняя трапеза вечером в пятницу". Я заметил, что звучит несколько странно. Мне возразили – сразу несколько голосов – что ничего странного, нормальная русская фраза. Причем переведенная с английского. В оригинал я не полез, но хорошее настроение уже не покидало меня до вечера. Это как "кидуш в среду" или "пасхальный Седер в Шавуот". Хотя с другой стороны, я понимаю: как еще объяснить начинающему люду, что первое субботнее застолье проводят вечером… – когда? Не все ведь знают, что еврейская суббота началась с закатом солнца. К народам мира суббота придет в полночь, а у нас она в самом разгаре. Проблема, однако. | |
Облака. Непростой штикл8 июля, Гади Поллак Продолжаем прилагать усилия по защите земли Израиля и народа Израиля во всем мире.
Гмара в трактате Таанит, лист 9а, говорит, что Вс-вышний дал народу Израиля три подарка: 1. Источник - в заслугу Мирьям 2. Облака Славы - в заслугу Аарона 3. Ман - в заслугу Моше Читать дальше | |
Надо ли потакать начальникам?3 июля, Рав Реувен Пятигорский Ровно 11 лет назад, почти день в день с сегодняшним, довелось мне в дальнем заграничье участвовать на симпозиуме с приятным названием, которое я вынес в заглавие. В том смысле, как себя вести перед начальниками простым смертным. Обсуждения были длинными и не тихими. Сейчас вывешу результат. Читать дальше | |
Аккерман2 июля, Гади Поллак Работаем над фонами для следующего проекта. По прихоти аффтора действие будет происходить в городке Аккерман, месте рождения этого самого аффтора. Рыночная площадь (Вообще-то это улица Еврейская, но я выбрал ее в качестве рыночной площади по причине Читать дальше |
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Рав Овадья Климовский
Куда смотрел Пинхас на войне с Мидянитянами и почему не на него разгневался Моше? Что говорят комментаторы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Ефим Свирский
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы