Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Реформизм, Сионизм, Ассимиляция, Америка, История еврейского народа, Атеизм, Берл Вайн, Диаспора, Ам Исраэль хай
Пертурбации начала двадцатого века были уделом и американского еврейства. Многие еврейские революционеры, когда потерпело поражение восстание против царя в 1905 году, бежали в Америку.1 Они перенесли туда семена зачаточного еврейского социализма из России и сделали его важной образующей силой жизни американских евреев. Газета Джуиш дэйли форвард, которую издавал на идиш Авраам Каган (1860-1951), стала очень популярной и влиятельной и выходила многие годы. Она была социалистической, антирелигиозной и вначале антисионистской, но время и обстоятельства изменили ее последний элемент. Фактически, большая часть еврейской культуры в Америке — театр на идиш, изобразительное искусство, танцы и литература — все было с левацким уклоном и целями.
Еврейские социалисты «приветствовали крушение еврейского мировоззрения. Выступали за разнообразие мнений и плюрализм тенденций в еврейской жизни после завершения религиозной гегемонии. Но при этом им были противны все попытки дальнейшей ассимиляции в нееврейском мире. Они хотели оставаться евреями — неверующими, радикальными, модерными — но евреями».2
Этим они повторяли цели своих собратьев из второй алии. Но в Америке достижение этой цели — быть евреями без веры — оказалось невозможным. А в Стране Израиля по разным причинам, например, из-за возникновения государства и постоянной войны, результаты попытки «быть просто евреями» были успешнее. Провал еврейского социализма был обусловлен тем, что оказалось невозможным воплотить его обещание о «новом обществе, где все люди будут жить свободно, полностью удовлетворяя свои потребности».3
Несмотря на выраженную антипатию к иудаизму, еврейский социализм в Стране Израиля поддерживали евреи, по большей части, традиционные, если и не все соблюдающие, которые хотели оставаться евреями. Этому способствовало то, что они не жили в среде доминирующей нееврейской культуры, в которой могли ассимилироваться. Поэтому, несмотря на незнание даже основ иудаизма, дети и внуки второй алии часто незаметно для себя оставались еврейскими. Этот феномен ослаб в еледующих поколениях, когда Государство Израиль стало думать, что делать с отчуждением внуков основателей государства. Верно, «еврейский социализм и сионизм изменили еврейскую жизнь, создали новый тип человека: воинственного, мирского, энергичного и стремящегося разделить будущее индустриального общества со всем миром».1 Но Гитлер, Сталин и Арафат снова и снова испытывали эффективность этой новой позиции и нового типа еврея.
1 Среди них были Давид Дубинский и Сидней Хиллман, идеалисты и социалисты, которые создавали американские профсоюзы.
2 Irving Howe, World of Our Fathers, NY, 1976, p. 293.
3 Там же, 323.
Кроме революционных левых сил, которые внутри еврейского народа действовали против него, в нем развивались и другие движения, особенно в США.
В конце девятнадцатого и начале двадцатого века в Америке доминировал реформистский иудаизм, если не по числу приверженцев, то по организованности и влиянию. Реформа, которая стремилась ассимилировать евреев в американское общество быстро и полностью, нашла в США благоприятный климат. Теория «плавильного котла» для ассимиляции всех иммигрантов и этнических групп была тогда в большом фаворе. Хотя религиозная свобода и толерантность были характерны для американской мысли, но практически для продвижения надо было идти в ногу с англосаксонскими, протестантскими нормами и жизненным укладом. Поэтому цели Реформы ассимиляция и отказ от еврейской идентификации — соответствовали целям социальных и экономических лидеров американского общества того времени. Первый успех Реформы в Америке естественно проистекал из этого негласного альянса.
Главной движущей силой в организации и оформлении американского реформированного иудаизма был вначале Исаак Майер Вайз (1819-1900). Он родился в Чехии, получил образование в раввинской семинарии в Праге1 и приехал в США в 1846 году. Вайз занимал несколько важных постов и приобрел известность и репутацию крайнего реформатора.
Он ввел в синагоге (нарушая вековую традицию) смешанный (мужской и женский) хор и общие скамьи, включил женщин в счет миньяна (десяти евреев, необходимых для чтения свитка Торы и Кадиша). Он модернизировал молитвенник и опубликовал его на английском языке, практически опустив все молитвы на иврите. Отменил многие основополагающие ритуалы иудаизма, такие как кашрут, религиозный развод (гет) и соблюдение субботы.2 И создал газету Исраэлит, которая стала рупором американского еврейства.
В 1875 году Вайз основал и возглавил Хибру юнион колледж в Цинциннати, штат Огайо, который остается основной семинарией реформированного иудаизма. В 1889 году он создал раввинскую ветвь Реформы — Центральную конференцию американских раввинов — и стал ее президентом. Плодовитый писатель, лектор и гениальный организатор, в 1873 году он объединил реформистские американские синагоги (темплы) всей страны в Американский союз еврейских конгрегаций.
К началу 20 века реформированное еврейство Америки было мощным, организованным, единым, с прочной инфраструктурой и ясными целями. Оно хорошо финансировалось и имело подход к самым влиятельным евреям Америки, которые почти всегда были не соблюдающими и ассимилированными, поэтому их привлекало реформистское отрицание основ Торы и иудаизма. По контрасту, ортодоксия в ашкеназском варианте прибыла в Америку на полвека позже Реформы, была разделена и дезорганизована3, слабо финансировалась и страдала от комплекса неполноценности, сталкиваясь с новой реальностью американской жизни. Поэтому неудивительно, что реформизм в Америке считал себя волной будущего, в котором традиционным формам нет места.
Реформизм официально объявил о разрыве с иудаизмом прошлого на конференции раввинов в Питтсбурге в 1885 году. Среди прочего, в его кредо, называемом Питтсбургской платформой, было сказано:
Мы считаем, что все Моисеевы и раввинские законы — типа диеты, чистоты священников, одежды устарели и полностью чужды нашему нынешнему ментальному и духовному состоянию… их соблюдение в наши дни может только помешать современному духовному подъему.
Мы больше не считаем себя народом, а религиозной общиной, поэтому никогда не собираемся возвращаться в Палестину, приносить жертвы под руководством потомков Аарона и восстанавливать какиелибо законы, касающиеся еврейского государства.1
Эта конференция также утвердила воскресные службы вместо субботних молитв «в местах, где в них есть необходимость». И наконец, отменила требование об обрезании для тех, кто переходит в иудаизм. Так Реформа переопределила свою роль и извратила уроки еврейской истории для множества своих последователей в Америке.
1 Получил звание раввина от рава Соломона Рапопорта, известного ученого раввина и маскиля, бывшего раввином Праги в середине девятнадцатого века.
2 И все это в 1850 году!
3 Ортодоксальное еврейство никогда не любило организации и союзы.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Читайте: полный обзор темы Америка и евреи
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»