К Хануке. Греческая мудрость. Часть 228 ноября 2021 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «К Хануке. Греческая мудрость» Первое столкновение, закончившееся вооруженным противостоянием, явилось результатом религиозных гонений и попыткой греческих властей силой поддержать партию евреев-эллинизаторов Далее |
К Хануке. Греческая мудрость. Часть 118 ноября 2021 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «К Хануке. Греческая мудрость» Иудаизм мешал грекам, но не потому что они хотели, чтобы евреи поклонялись Зевсу-громовержцу. Иудаизм мешал им, потому что противоречил всей их культуре, всему эллинскому подходу к жизни. Далее | |
Верю, потому что разумно!3 августа 2014 года, Рав Моше Пантелят Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить? Далее |
И снова о виски17 марта 2013 года, Рав Моше Пантелят Определить кашерность того или иного спиртного напитка не так-то просто. Галаха в современном мире. Далее | |
Запрет борер - отбор - в субботу29 июня 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Только тот отбор в процессе еды разрешен, который содержит в себе три пункта: отбирается съедобное из несъедобного, вручную и непосредственно перед едой. Далее | |
Правила ухода за одеждой в субботу22 июня 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Можно ли развешивать белье в субботу? Далее | |
Замачивание одежды в субботу15 июня 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Не всякое соприкосновение одежды с водой запрещено в Субботу Далее | |
Запрет стирки в субботу8 июня 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Тора запрещает в субботу не только стирку, но и все сопровождающие ее действия. Далее | |
Выжимание одежды в субботу25 мая 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» При выжимании одежды в субботу иногда нарушается запрет молотьбы, иногда - стирки, а иногда - оба запрета вместе Далее | |
Работа «даш» («молотьба») в субботу11 мая 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Мелаха включает в себя операции по отделению съедобной части пищевых продуктов натурального происхождения от той несъедобной части, внутри которой продукт растет, - колосьев, кожуры, шелухи и т.д. Далее | |
Законы варки в йом-тов (праздник, указанный в Торе)4 мая 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Все виды работ, запрещенные в Субботу, запрещены и в Йом-тов, - кроме тех, что необходимы для приготовления пищи на праздничную трапезу. Далее | |
Укутывание кастрюли для сохранения тепла в субботу27 апреля 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» С древних времен используют еще один метод сохранения тепла: посуду с едой заворачивают в одеяла, подушки и другие теплоизолирующие материалы ("укутывание" на иврите - атмана). Возникают ли здесь алахические проблемы? Далее | |
Установка кастрюли на огонь до наступления субботы.20 апреля 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Суббота дана человеку, а не кастрюлям и газовым плитам. Поэтому последние не обязаны соблюдать субботний покой. Далее | |
Пища, сваренная в субботу13 апреля 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Мудрецы наложили штраф на нарушителя, запретив ему пользоваться плодами своего труда. Далее | |
Водяные нагреватели в субботу23 марта 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Завершив субботний ужин, мы убираем посуду со стола, чтобы ее вымыть. Можно ли воспользоваться горячей водой из бойлера? Далее | |
Запрет варки в субботу16 марта 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Термическая обработка пищевого сырья для того, чтобы сделать его в достаточной мере съедобным подпадает под запрет варки в субботу. Далее | |
Перенос грузов в субботу9 марта 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Можно ли выносить из дома предметы в субботу? Далее | |
Запрет земледельческих работ в субботу23 февраля 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» В субботу не пашут. Далее | |
Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с изготовлением ткани.16 февраля 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Стричь, красить, прочесывать, прясть и ткать в субботу запрещено. Далее | |
Субботние запреты, связанные с изготовлением одежды.9 февраля 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Запрет завязывать узел, шить, рвать и др. Далее | |
Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с обработкой кож.2 февраля 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Запреты охотиться, умерщвлять животное, обрабатывать кожу и их следствия. Далее | |
Запрет писать и стирать в субботу26 января 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» При сооружении Мишкана помечали брусья, из которых собирались стены, чтобы каждый брус занял свое место при сборке. Поэтому написание букв в Субботу запрещено Далее | |
«Сотер» и «Боне» в субботу19 января 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Две работы (мелахот) - строить (боне) и разрушать (сотер). Открывание консервов,соединение деталей, земляные работы. Далее | |
Зажигание и тушение огня в субботу12 января 2007 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня. Далее | |
Электричество в субботу8 декабря 2006 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Использование электричества в Субботу вызывает целый ряд вопросов Далее | |
Законы мукце в субботу.1 декабря 2006 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Для того чтобы помочь человеку отвлечься от материальности, мудрецы приняли ряд постановлений, способных превратить Субботу в особый, не похожий на будни день Далее | |
Смысл заповедей кашрута25 мая 2006 года, Рав Моше Пантелят Вступление из книги «Путеводитель по кашруту» Далее | |
Об антисемитизме9 мая 2006 года, Рав Моше Пантелят Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах. Далее | |
Вера23 апреля 2006 года, Рав Моше Пантелят Люди пo-рaзнoму пoнимaют, чтo тaкoe вeрa. Далее | |
Наш праотец Авраам18 апреля 2006 года, Рав Моше Пантелят Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама? Далее | |
От Синая до наших дней. Литовские Ешивы31 октября 2005 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «От Синая до наших дней» Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать Далее | |
От Синая до наших дней. Эпоха Ахроним10 октября 2005 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «От Синая до наших дней» Учёные эпохи, которая началась изгнанием евреев из Испании и продолжается до сих пор, в еврейской историографии называются ахароним, последние... Далее | |
Принципы Алахи (еврейского закона).25 сентября 2005 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции? Далее | |
Общие принципы законов субботы15 сентября 2005 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом. Далее | |
От Синая до наших дней. Ашкеназская традиция13 сентября 2005 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «От Синая до наших дней» История передачи Устной Торы. Далее | |
От Синая до наших дней. Сефардская традиция2 сентября 2005 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «От Синая до наших дней» Рамбан и рабейну Йона вдохнули новую жизнь в старую сефардскую традицию. Связующим звеном между Францией и Испанией был Прованс. И Рамбан, и рабейну Йона учились у прованских мудрецов, которые находились как бы на стыке двух миров, двух подходов к Талмуду - мира сефардского и ашкеназского. Далее | |
Райский вкус — «таам Ган Эден»23 августа 2005 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «Царица Суббота» Что является сокровенной сутью Субботы, ее основной идеей? Далее | |
От Синая до наших дней. Эпоха Гаонов19 августа 2005 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «От Синая до наших дней» На иврите гаон значит гений, выдающийся ум, мудрец самого высокого уровня. Согласно поздним толкователям, причина того, что главы ешив получили столь высокое звание, кроется в гиматрии слова гаон Далее | |
От Синая до наших дней. Эпоха Сабураев10 августа 2005 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «От Синая до наших дней» История передачи устной Торы после завершения Талмуда и до гаонов. Далее | |
От Синая до наших дней. Эпоха Амораев1 августа 2005 года, Рав Моше Пантелят, из цикла «От Синая до наших дней» Как был записан Талмуд? Далее |
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.