Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Антисемитизм, Политика, История еврейского народа, Атеизм, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Власть, Советский Союз, Россия
Октябрьская революция полностью изменила ход истории, принеся страшные испытания всем народам Российской империи, и, в том числе, — практически полное уничтожение еврейской самоидентификации, уничтожение еврейской религии, убийство раввинов, ассимиляцию миллионов русскоязычных евреев. Этот «красный день календаря» красен от крови миллионов людей…
Семнадцатый год принес революцию в России. Евреи радовались падению ненавистного царя: к династии Романовых они не испытывали симпатии. На переднем краю революции было много евреев. В результате Февральской революции во главе страны встало временное правительство под руководством Александра Керенского, которое пользовалось популярностью у евреев. «Евреи поддерживали временное правительство… По этому поводу в еврейском мире не было разногласий. Классовые интересы исчезли».20
Но Октябрьская революция, проведенная большевиками под руководством Ленина и Троцкого, изменила все. Евреи в большинстве чувствовали: «сутью Февральской революции была свобода, а сутью Октябрьской революции — диктатура… Диктатура меньшинства над большинством».21 И все же евреи занимали высокие посты в большевистской иерархии. Троцкий,22 Яков Свердлов,23 Лев Каменев,24Григорий Зиновьев25 и Семен Диманштейн26 — лишь несколько примеров евреев, которые пришли к власти в результате переворота.
Еврейская секция коммунистической партии, сокращенно евсекциия,27 фанатично ненавидела и преследовала еврейскую общину и иудаизм. Евреи-большевики ущемляли и карали соблюдающих заповеди евреев, закрывали религиозные школы и синагоги, изгоняли, заключали в лагеря, убивали ведущих раввинов и религиозных руководителей, активистов, учителей, отнимали религиозные книги и реликвии, сделали почти невозможной жизнь по галахе. К 1919 году все религиозные местные кегилы (общины), которые веками организовывали еврейскую жизнь, обладая самоуправлением, устранили, их прерогативы и функции присвоила себе евсекция. Религию объявили «опиумом для народа» — ненужной и вредной.
Позицию евсекции хорошо выражают слова ярой коммунистки Эстер Фрумкиной:28 «Опасность в том, что массы могут подумать: иудаизм — исключение из антирелигиозной пропаганды, поэтому на евреев-коммунистов ложится обязанность относиться к раввинам безжалостнее, чем коммунисты неевреи относятся к священникам».29 Еврейские сельскохозяйственные коммуны и поселения специально выращивали свиней, демонстрируя разрыв с религиозной традицией.
Евсекция преследовала и иудаизм и сионизм как смертельного врага. Коммунисты-евреи старались доказать, что они «больше большевики, чем сам Ленин».30 Вся сионистская деятельность в России стала подпольной и постепенно прекратилась. Иврит запретили, а идиш31 какое-то время поддерживали. В глазах коммунистов, иврит был святым религиозным языком, которому не было места в новой утопии России, а идиш — светским, пролетарским, прогрессивным языком, поэтому наряду с русским он был языком «прогрессивных» евреев.32
Особо опасным для евреев России было преследование еврейскими комиссарами русской православной церкви. Евреи чаще относились к ней более жестко, чем комиссары неевреи, хотя и более умеренно, чем преследовали своих единоверцев. Максим Горький, крупнейший пролетарский писатель, который поддерживал революцию, писал, что «коммунисты-евреи намеренно преследуют русскую церковь и священников, чтобы русские крестьяне увидели своими глазами, что евреи оскверняют их святые места».31Неудивительно, что один из крупных иерархов православной церкви призвал: «Благословляю вас, бейте евреев, уничтожайте народных комиссаров».34
Дремлющий, но постоянно присутствующий антисемитизм русских масс вновь пробудился, главным образом, из-за поведения маленькой коммунистической фракции в еврейской общине. Евреи в Европе опять оказались между молотом и наковальней. Не коммунисты объясняли свою ненависть к ним как к «большевикам», а прокоммунистические массы — как «капиталистическим провокаторам». Древняя религиозная ненависть теперь трансформировалась и легализовалась как политическое и социальное отторжение. Революция, которую приветствовали русские евреи, принесла им десятки лет убийств и кошмаров.
20 Эти слова Бен-Хаима приводит Цви Гиттельман в книге «Век амбивалентности», Нью-Йорк 1988, стр. 89.
21 Там же, стр. 95.
22 1879-1940. Троцкий — партийная кличка Лейба Бронштейна, он был изгнан Сталиным из страны и убит по его приказу в эмиграции. («Устраивают революцию Троцкие, а отвечать за нее приходится Бронштейнам», — сказал один из больших раввинов России, его современник. — Г.С.)
23 1885-1915. Урожденный Нахмантес.
24 1883-1936. Урожденный Розенфельд. Оклеветан, судим и казнен Сталиным.
25 Оклеветан, судим и казнен Сталиным.
26 1888-1938. Первый комиссар по еврейским делам. Он учился в ешивах Тельше и Слободка и получил раввинскую смиху (звание) от знаменитого рава Хаима Озера Гродзинского из Вильно. Неудавшаяся революция 1905 года сделал его радикалом, с этого времени он становится непримиримым противником еврейской религии, хотя и не таким яростным, как многие другие лидеры большевиков.
27 Сталин удалил ее из партии к 1931 году.
28 Лидер партии Бунд, затем присоединилась к большевикам. Выросла в традиционной семье, была вначале замужем за раввином. За приверженность большевизму Сталин сослал ее в Сибирь, где она умерла в концлагере в 1943 году.
29 Гиттельман, стр. 120.
30 Там же, стр. 111. А на стр. 112-121 рассказ о преследовании «буржуазно-клерикального сионистского лагеря».
31 Идиш, в отличие от иврита, языка, который открывал доступ к религиозной традиции и учености, был родным языком еврейских масс, миллионов людей, в том числе большевиков. Его запрет показал бы большевиков как преследователей народов и привел бы к отторжению многих евреев. Противопоставление языков и культур было применением маккиавелиевского принципа «разделяй и властвуй». Расчет был верным — на идиш были написаны многие литературные произведения, высмеивающие религиозную, не «соответствующую времени», «местечковую» жизнь, на нем говорили до последнего времени многие гонители еврейской веры. — Г.С.
32 В тридцатые годы, когда с религиозной жизнью было в основном покончено, а идиш сыграл свою роль переходного звена к русскому языку, коммунисты начали кампанию и против него, и этот «пролетарский, прогрессивный» язык также впал в немилость, чтобы быть окончательно замещенным русским языком гегемона. — Г.С.
33 Горький положительно относился к евреям, защищая от преследований в царское время, и, с другой стороны, был очень осведомленным человеком, близким к верхушке власти, поэтому к его словам стоит прислушаться. Возможно, действия коммунистов-евреев, направляемых решениями партийной верхушки, действительно имели эту (скрытую или явную для них самих) цель, чтобы погромы и преследования со стороны местного населения побудили евреев скорее оставить родные места, где их еще держала традиция, и ассимилироваться. Или же они были столь идеалистичными — эгоистичными и так старались выслужиться, что им было наплевать на судьбу их народа, а у Горького, человека сострадательного, это не укладывалось в голове. Но, скорее всего, имели значение обе причины: продуманный план и личный эгоизм. — Г. С.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего