Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Сионизм, Антисемитизм, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай
В новом мире чувства европейских масс стали вырываться наружу. Социальная революция, экономические перемены, непрочные альянсы и новые идеи — одни блестящие, другие плохие — все стало повседневной реальностью. Большие изменения — дипломатические, политические и технологические — двадцатого века еще были скрыты от глаз. Но в конце предыдущего столетия уже было их предчувствие, которое волновало умы. Многое в новом мире определили три еврея: Карл Маркс, Зигмунд Фрейд и Альберт Эйнштейн. Хорошо или плохо, но они глубоко повлияли на зарождающийся 20 век, где еврейский народ стал катализатором и жертвой, творцом и продуктом, агрессором и пережившим террор.
Две маленькие книги, вышедшие в 19 веке, сильно повлияли на еврейский мир: Рим и Иерусалим Моше Гесса1 и Автоэмансипация Леона Пинскера2. Обе прилагали идеи, принятые в 19 веке, к евреям, утверждая, что они сами определят свое будущее. Наша судьба — в наших руках.3 «Еврейскую проблему» не решит ни Б-г, ни благосклонность властей, только еврейские усилия и улучшение себя. Развитие еврейского рабочего класса, сильного, динамичного и идеалистического среднего класса, чувство национальной задачи и цели — все это выраженное в светских терминах — побудит народы мира воспринять еврейский народ объективнее и положительнее.
Это мировоззрение отражало наивный взгляд светского гуманизма 19 века: образование, продуктивность и идеалы могут преодолеть беды и зло человеческого общества. Фактически, это было развитием и приложением мифа, принятого убийцами и насильниками о том, что жертва сама во всем виновата.4 Теперь новое решение еврейский национализм, со всей присущей ему гордыней и продуктивностью должен был решить извечную еврейскую проблему. Этот призыв сильно и радостно отозвался в сердцах евреев Восточной Европы.
Хотя архитекторами еврейского национализма были западноевропейские евреи: Гесс, Герцль,5 Зангвиль6 и другие, само движение было, в основном, восточноевропейским феноменом. Евреи Западной Европы не чувствовали, что у них есть «еврейская проблема». Несмотря на явные проявления антисемитизма в конце 19 века, они были уверены, что это временная ситуация, которую можно преодолеть гуманизмом и просвещением.
Дарование гражданских прав евреям Западной Европы, рост богатства, улучшение положения евреев Франции, Англии и Германии и новые демократические тенденции правительств убеждали евреев: «еврейская проблема» актуальна только в царской России. Этого мнения, соответствующего еврейской Реформе и Аскале, придерживалось большинство евреев Западной Европы. Поэтому национализм не получал особой популярности. Западные евреи, убежденные в прочности своего положения в Европе, обладая интернациональным и универсальным мировоззрением, оптимистичные и уверенные в своем будущем граждан самых мощных и прогрессивных стран мира, не искали «еврейских решений», надеясь, что общий прогресс человечества принесет благо и им.
1 1812—1875. Он получил традиционное еврейское образование, учась Торе и Талмуду у своего отца, польского еврея, который эмигрировал в Германию, но присоединился к Марксу и Энгельсу. Его называли «коммунист рав Мозес». Кровавый навет в Дамаске 1840 года разбудил в нем еврейские чувства, и в 1862 году вышла его книга «Рим и Иерусалим». Вот ее основные положения:1) евреев никогда вполне не примут в Европе, 2) еврейское национальное чувство нерушимо и неотделимо от иудаизма, 3) евреям стоит пожертвовать достижениями эмансипации и Просвещения ради сохранения духа еврейского национализма. Он видел в заселении Палестины единственное решение «еврейской проблемы». Гесс был непримиримым противником реформированного иудаизма, хотя сам не был традиционным евреем.
2 1821—1891. Пинскер, из ассимилированной еврейской семьи, стал одним из лучших врачей в Одессе. Он был в отчаянии от положения русского еврейства и молил власти даровать евреям свободы и права, а с другой стороны, уговаривал евреев ассимилироваться, стать в большей мере русскими. Ни один из этих подходов не давал никаких результатов, ив 1881 году он издал свою книгу, в которой утверждал, что единственный выход из положения и реальное решение «еврейской проблемы» — обрести свою землю и поселиться на ней.
3 Это была еврейская версия превалирующей в девятнадцатом веке философии, согласно которой все зависит от усилий человека, и у жертвы всегда есть силы спастись, если она захочет.
4 Это извращение, характерное для времен Катастрофы, анализировали ученые Бруно Беттельхайм, Хана Арендт и Рауль Хиллберг.
5 Основатель политического сионизма, см. ниже, гл. 24.
6 Израиль Зангвиль (1864—1926) — известный автор, писал о еврейских вопросах. Апологет евреев и иудаизма, он специализировался на книгах о жизни в гетто. На ранней стадии развития сионизма он был одним из его лидеров, позднее возглавил собственную организацию: Еврейское землячество для поселения евреев в Британской империи
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.