Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Аскала, Ассимиляция, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Конфликты
Русский министр образования Уваров был ярым антисемитом. Он старался закрыть традиционные еврейские школы и заменить их «современным образованием». Маскилим его поддерживали, надеясь таким образом «цивилизовать» своих традиционных братьев и ускорить решение «еврейской проблемы». Чтобы осуществить этот декрет, Уваров выбрал немецкого еврея, доктора Макса Лилиенталя, который приехал в Россию в 1839 году, чтобы стать директором «просвещенной» еврейской школы в Риге. В 1842 году Уваров назначил его генеральным инспектором еврейских школ. Он пытался убедить еврейские общины Восточной Европы в благородном желании царя создать новую образовательную систему. В 1843 году русское правительство устроило конференцию по еврейскому образованию. Против Лилиенталя выступили рав Ицхак из Воложина и рав Менахем Мендель Шнеерсон,1 и традиционное еврейство сохранило право оперировать «старой» школьной системой в соперничестве с новыми школами. В течение десяти лет новая школьная система закрылась из-за нехватки администрации, преподавателей и учеников. Доктор Макс Лилиенталь с позором покинул Россию, но перебрался в США, где стал ведущим реформистским раввином.
Не добившись успеха в реализации своей мечты изменить облик еврейского народа, Аскала все же оказала на него глубокое и продолжительное влияние, и не только на последователей, но и на оппонентов.
Если Реформа создала классического стремящегося к ассимиляции еврея, «нееврейского еврея»,3который, скорее всего, никогда не увидит в своей семье еврейских внуков, то Аскала создала светского еврея. Он тоже был «нееврейским евреем», но, по крайней мере, не склонным креститься или оставить еврейское общество, хотя не исповедовал еврейскую веру и не соблюдал еврейского ритуала. Он пытался переопределить еврейскую жизнь и сам иудаизм по своему образцу и своими терминами. Он создал светский иудаизм интеллекта и учености, идей и мечтаний, социальной взаимопомощи и политического прогресса, лишенный еврейского прошлого и безразличный к еврейскому достоянию. Светская Аскала проявляла интерес к изучению иврита, библейской литературы, еврейской истории и историографии, но презирала традиционное видение еврейского будущего.
Горечь маскилим, их безграничная ненависть к самим себе и еврейскому прошлому побуждала их вести себя неслыханным образом. Как часто случается в революции, активисты-радикалы определяли все, не оставляя традиционных евреям, которые были заинтересованы в модернизации средств образования и социальной помощи, места для компромисса или постепенного изменения.
Каждая из этих целей в отдельности была позитив* ной и достойной. Но Аскала постоянно проповедовала, что их достижение возможно только при значительном ослаблении религиозной жизни. Пропаганда Аскалы определялась ложной и деструктивной позицией радикалов, что вызывало у защитников еврейской традиции негативную реакцию ко всем идеям и планам маскилим. «Если маскилим за это, мы будем против», — такова была платформа большинства в традиционном еврействе. В Галиции и Венгрии, Литве и России борьба за и против Аскалы продолжалась в течение девятнадцатого века.
Внешние силы, новые преследования, массовые миграции вносили свой вклад в хаос этой борьбы. Старый еврейский мир разрушался. Еврейский народ, изучение и соблюдение Торы и вера встали перед небывалым испытанием. Возникали новые участки борьбы, но фон Аскалы возбуждал последующие конфликты. Сладкие семена Просвещения несли горькие плоды.
1 Ребе из Любавич, известный по названию своих книг Цемах Цедек.
3 Этот термин использовал Пол Джонсон в своей книге «История евреев» как многие писатели до и после него.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»