Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Сионизм, Теодор Герцль, Ассимиляция, Земля Израиля, Политика, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай
Из Германии и Турции Герцль повернул в Англию. В некоторых аристократических и литературных кругах викторианской Англии бытовало доброжелательноромантическое чувство к евреям.30 Героические фигуры евреев появлялись тогда в английской литературе, многие считали, что евреям следует дать свое государство. Летом 1902 года Герцль встретился с лордом Ротшильдом в Лондоне, а позднее с Джозефом Чемберленом, секретарем по делам колоний. Возникла идея основать еврейскую колонию под британским наблюдением и протекторатом в Восточной Африке, точнее в Уганде.31
На Шестом сионистском конгрессе 1903 года Герцль объявил об этом предложении Англии. Это раскололо сионистское движение. Восточноевропейские евреи под руководством Хаима Вейцмана выступили против Герцля. Для них сионизм означал одно — Иерусалим и Израиль. В этом они отражали чувства еврейских масс.
Но Герцль контролировал конгресс и согласился лишь на то, чтобы этот вопрос решало его следующее заседание. Однако здоровье Герцля стало ухудшаться. Возникли проблемы с сердцем, знаменитая черная борода стала седеть, безмерная энергия убывать, а дух слабеть. Он потратил значительную часть большого семейного наследства на сионизм, и теперь возникли дополнительные проблемы уже с деньгами. К лету 1905 года, когда собрался Седьмой сионистский конгресс, призванный решить вопрос об Уганде, Герцль умер, а у Англии уже появились по этому поводу иные мысли. Но и после смерти Герцля Англия никогда формально не отменяла своего предложения о еврейской колонизации Уганды.
Оппозицию этому плану на конгрессе вновь возглавил Вейцман и сильные восточноевропейские сионисты. Впервые после смерти Герцля в сионистских кругах его сильно критиковали. Ассимилированный еврей, пришедший к сионизму только в результате антисемитизма и суда над Дрейфусом, он никогда не оценивал глубины еврейской верности Палестине и Иерусалиму, которой горел сионизм его восточноевропейских коллег. Для него сионизм не был религиозной идеей, ветвью еврейской истории и традиции, а новым прагматическим подходом к решению проблемы еврейского страдания. Поэтому Уганда была приемлема, как любая возможная территория, чтобы стать еврейским домом. Он, в противоположность оппонентам, вышедшим из традиционных семей Восточной Европы, был верен идее государства для проживания евреев, но не еврейской земле. А их не привлекала возможность создать государство в любом другом месте мира, они полностью отвергли такую колонию.33
Многие делегаты не стали голосовать об Уганде из уважения к памяти Герцля,34 но в итоге конгресс решил не поддерживать еврейскую колонизацию нигде в мире кроме Земли Израиля. И сам Герцль перед смертью декларировал: «Палестина — единственная страна, где наш народ может обрести покой». Так в сионистском движении верх стала брать Восточная Европа. Хотя во главе него после смерти Герцля встал Макс Нордау, ассимилированный западный еврей, но контроль над политикой конгресса, этой аристократической организацией, перешел в руки Вейцмана и восточноевропейского лагеря, который он возглавлял.
3 июля 1904 года Герцль умер. Судьба его семьи полна трагической иронии. Сионистское движение создало фонд в помощь его семье. Чтобы не подвергнуть опасности эти вложения, Г ерцль перевел фонды сионистского движения, такие как Еврейский национальный фонд и Керен айесод, в облигации Австро-Венгерской империи, которые через десять лет обесценились.
Вдова Герцля умерла в 1907 году. Дочь Паулина, страдая от болей, привыкла к морфию и умерла в 1930 году, бездетная и одинокая. Его сын Ганс страдал от душевной болезни, в 1924 году был крещен в католицизм, потом вернулся в иудаизм и покончил собой после смерти Паулины. Он тоже умер бездетным. Труду, младшую дочь Герцля, убили немцы в «образцовом» концлагере Терезиенштадт в 1943 году. А ее единственный сын, последний потомок Герцля совершил самоубийство в 1946 году. Останки Герцля израильское правительство перенеело из могилы в Вене и похоронило на горе в Иерусалиме, названной его именем.
30 Хотя реальных евреев, жителей Англии девятнадцатого века, тамошнее общество подвергало издевательствам, насилию и дискриминации, английский антисемитизм был более дискретным и менее опасным, чем в континентальной Европе.
31 Обсуждалась территория примерно в границах современной Кении.
32 1874-1952. Он родился в Мотеле, в черте оседлости, получил традиционное еврейское образование. Молодым человеком он уехал в Берлин, где получил образование химика. Вскоре стал активным сионистом и отдал свою жизнь созданию еврейского государства. В 1948 году был избран первым президентом Государства Израиль.
33 Это служит частичным объяснением судьбы «автономной еврейской республики» в Биробиджане (на Дальнем Востоке России), основанной советской властью в двадцатых годах, которая прошла почти незаметно для мирового еврейства. Тот факт, что ее создали коммунисты, контролируемые Сталиным, и лишь номинально евреи, гарантировал ее будущее.
34 Среди них и многие члены Мизрахи! См. Геула бат Йегуда, Арав Маймон бедоротав, 1979, стр. 126.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»