Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Меир: если идолопоклонник спросит: «Ваш Б-г любит бедных, почему же он не снабжает их заработком?», ответь ему: «Чтобы помогая им, мы убереглись от ада».»Талмуд, трактат «Бава батра», 10а
Еврейское образование в США часто было в руках незаинтересованных и малограмотных частных учителей. Несмотря на эту атмосферу, несколько ортодоксальных раввинов и светских людей основали первую американскую ешиву для продвинутого изучения Талмуда.

Поиск лидеров

В 1886 году иммигранты Нью-Йорка попросили религиозных лидеров Европы найти рава коллеля — главного раввина города. Они имели в виду, что он станет раввином общины еврейских иммигрантов из России, поскольку без сомнения не будет принят как лидер ассимилированной американской общины старого образца. В 1888 году знаменитый Магид из Вильно, рав Яаков Йосеф, приехал по этому призыву.

Избранный ученик рава Исраэля Салантера, он был талантливым, энергичным человеком выдающейся учености и благородства. Но его сокрушили проблемы и хаос еврейской общины того времени. Он старался наладить контроль над кошерностью мяса в Нью-Йорке, что привело его к конфликту с недобросовестными мясниками, жадными торговцами, подкупными политиканами и самозванными «религиозными руководителями». Его попытки организовать религиозную еврейскую жизнь потерпели неудачу из-за активной оппозиции немногих людей и общей апатии большинства. Эта борьба подорвала его здоровье, и в 1894 году его разбил паралич, в результате которого он отошел от общественной жизни.

В 1902 году он умер. На его похороны собралось множество людей, что было необычно для Нью-Йорка. Его смерть похоронила и пост главного раввина города.

В это время ортодоксальное еврейство Америки не было организовано. В синагогах были свои раввины или светское руководство, но это были отдельные островки. Общественные структуры европейских и сефардских евреев, которые обеспечивали бы образование, кошерное питание и общие нужды, не были созданы в аморфной иммигрантской среде США.

Традиционное еврейство Америки начало формировать свою структуру только в начале двадцатого века. В 1898 году был основан Союз ортодоксальных еврейских общин Америки1 под руководством раввинов Перейры Мендеса2 и Бернарда Драхмана3. В 1902 году раввины Бернард Левенталь4 и Моше Звулун Марголис (Рамаз)5 помогли основать Союз ортодоксальных еврейских раввинов США и Канады, который принято называть Агудат арабаним. Эти организации пытались навести порядок в хаосе религиозной жизни Америки. Гетерогенная природа новоприбывших еврейских общин подрывала эти усилия, но они послужили началом ортодоксальной раввинской инфраструктуры США.


1 Его принято называть просто OU (до сих пор, среди прочего, он дает надежное свидетельство о кошерности американских продуктов, этот знак можно увидеть на многих упаковках. — Г.С.).

2 1852-1937. Духовный лидер престижной испано-португальской конгрегации Шеерит Исраэль в Нью-Йорке.

3 1861-1945. Ортодокс, рожденный в Америке, раввин общины Зихрон Эфраим в Верхнем Ист-Сайде Нью-Йорка. Первым перевел на английский язык 19 писем рава Шимшона Рафаэля Гирша.

4 1865-1952. Ведущий ортодоксальный раввин Филадельфии, он был тогда самым «американизированным» из восточноевропейских раввинов США. Как раввин обладал большим влиянием, которое выходило далеко за пределы его синагоги и общины.

5 1851-1936. Первый раввин и основатель конгрегации Кеилат Йешурун в Нью-Йорке. Муж его внучки, рав Иосиф Лукштейн, и его правнук рав Хэскель Лукштейн наследовали ему в руководстве этой общиной.

Рождение американской ешивы

Aмериканское еврейство того времени было враждебно традиции. К 1906 году больше девяти десятых еврейских иммигрантов из Восточной Европы перестали строго соблюдать заповеди. Кошерность питания была дезорганизована, шарлатаны представляли себя раввинами и уважаемыми людьми, не было серьезного еврейского образования, а атаки радикальных левых с успехом продолжались.1 Но главным движителем отхода от религиозного соблюдения была трудность соблюдения субботы и свобода, предоставленная евреям в США, которые растворялись в ее культуре.

Еврейское образование в США часто было в руках незаинтересованных и малограмотных частных учителей (меламдим), а всякое стремление к улучшению подрывали еврейские школы (Талмуд Тора), которые после целого дня обучения в светской школе казались детям непосильным и неоправданным бременем в современном обществе. Эти школы были открыты четыре-пять дней в неделю по два-три часа, там молились, изучали Библию с комментарием Раши, Мишну и даже Талмуд. Они также готовили мальчиков к церемонии бар мицвы (в тринадцать лет). В большинстве преподавали на идиш, но в двадцатых годах стал преобладать английский язык.

Наставления обычно не годились для неортодоксального общества, качество обучения было слабое. Хотя меламеды (учителя начальных школ) были не такими, как их высмеивали в рассказах американских евреев, новеллистов и социальных историков, изображая глупцами или садистами, или тем и другим вместе. Но очень немногие еврейские ученики продолжали еврейское образование после бар мицвы, и большинство «выпускников» еврейских школ скоро забывали, что учили, и становились частью ассимиляционного движения.

Несмотря на эту атмосферу, несколько ортодоксальных раввинов и светских людей основали первую американскую ешиву для продвинутого изучения Талмуда. Рав Моше Майер Матлин2 организовал частные классы по Талмуду для подростков, сначала у себя дома, а потом для новой школы приобрели здание.

В 1886 году была основана школа «Эц Хаим», ее поддерживал главный раввин и посылал из нее учеников раву Матлину. В 1896 году, когда умер великий раввин из Ковно (Литва) рав Ицхак Эльханан Спектор, «Эц Хаим» и академия рава Матлина объединились, создав в память о нем ешиву под именем рава Ицхака Эльханана, где большинство студентов были молодые люди, которые прежде учились в европейских ешивах. А учебная программа и атмосфера там очень напоминала ешивы Восточной Европы.

В это время стали возникать и другие ортодоксальные учебные заведения, включая Школу рава Яакова Иосефа, основанную в 1903 году через год после его кончины и названную по имени главного раввина Нью-Йорка. В 1906 году открыла свои двери Метивта Тиферет Йерушалаим. В том же году рав Марголис стал президентом ешивы рава Ицхака Эльханана. В это время в ешиву пришел молодой рав Бернард Дов Ревель3и скоро стал ее президентом. Он сделал ее американской организацией, а не копией традиционной литовской ешивы, и подготовил путь для роста учености в Торе и восстановления ортодоксии в Америке.


1 «В их билете на бал, устроенный в Йом-Кипур, было написано: Большой Иом-Кипурский бал с театром. Бал устроен по согласию всех новых свободных раввинов. Кол Нидрей исполняет Джон Мост. Музыка, танцы, буфет, Марсельеза и другие гимны против сатаны». Аарон Роткофф, Бернард Ревел (Иерусалим), стр. 6.

2 Был до эмиграции в США раввином Слуцка (Белоруссия), а в Америке членом раввинского суда Главного раввина Яакова Йосефа в Нью-Йорке.

3 1885-1940. Он был гениальным человеком, учился в ешиве Тельше, в Литве. Потом его привлекла Аскала, он стал самостоятельно изучать светские науки, а затем увлекся революционным радикализмом.

В 1905 году он участвовал в революции против царя, был арестован и попал в заключение. В тюрьме пересмотрел свои позиции и решил посвятить жизнь Торе и еврейскому народу. В Америке он женился на дочери нефтяного магната из Оклахомы и переехал в Тульсу, где вошел в семейный нефтяной бизнес, но скоро бизнес ему надоел. В 1915 году за его светское образование и степени, эрудицию в Талмуде и любовь к Торе, а также харизматическую личность, его выбрали главой ешивы рава Ицхака Эльханана/

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя

Читайте: полный обзор темы Америка и евреи


Считается, что греки дали человечеству естественные науки, философию, театр, искусство и даже спорт. Но наши мудрецы называли греческую культуру и мировоззрение греков «тьмой». В Хануку, когда зажигаются ханукальные огни, мы празднуем победу в борьбе против эллинизации евреев. Каково же правильное отношение к греческому мировоззрению, которое, в очень многих аспектах, лежит в основе современной культуры? Читать дальше