Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Сионизм, Война, Эрец Исраэль, Антисемитизм, Политика, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Англия
Пока в 1915 году на всех фронтах шла безысходная бойня, Англия отчаянно искала выхода. Винстон Черчилль предложил начать военную кампанию против Османской империи, надеясь, что это будет серьезным ударом по тылу Германии и Австрии, нанесенным «в мягкий подбрюшник Европы». Но наступление потерпело неудачу в Галлиполи, и Британии пришлось отступить с турецкой земли. Однако это привлекло внимание союзников к Ближнему Востоку и его стратегическому значению.
Во время первой мировой войны в Палестине проживали, примерно, 100 000 евреев и 500 000 арабов. Из них 350 000 арабов переселились в Палестину за последние 30 лет, главным образом, чтобы поживиться за счет еврейского развития в стране. Такое явление продолжалось целый век еврейского заселения Палестины. Когда евреи создали сельское хозяйство и индустриальное общество по западному образцу, бедные и притесняемые арабы из соседних районов Османской империи хлынули в Палестину, намного превышая числом еврейских иммигрантов. «Арабское население Палестины было маленьким и ограниченным, пока еврейские поселенцы не сделали пустынные и заболоченные земли плодородными и доступными для использования арабов из соседних стран».7
Евреи в Палестине очень страдали от турецкого правдения в 1915 году. Турки выслали многих лидеров ишува,8 не давали другим вернуться в дома.9 Евреев вешали на стенах Иерусалима, собственность конфисковывали, над телами издевались. Голод, болезни и нищета свирепствовали в стране. Сотни евреев Иерусалима умерли от голода. Враждебность ишува к деспотическому правлению Кемаль-паши, турецкому губернатору, и его когорте, которая правила Палестиной, была глубокой и заслуженной. Маленькая шпионская организация, возглавляемая семьей Аронсон, называемая Нили,10 передавала информацию о турках британской разведывательной службе, но турки раскрыли организацию и казнили ее членов.
Но большинство восстаний против турок поднимали не евреи, а арабы. Под руководством знаменитого британского командира полковника Лоренса11 хашемитское племя с Аравийского полуострова начало войну с турками и изгнало их, за что получило грандиозные обещания британцев, когда после окончания войны на Ближнем Востоке произойдет передел.
Главные вехи войны с турками на Ближнем Востоке это вторжение Британии в Синай и Палестину в 1917 году и ее атака на Ирак, когда был взят Багдад. Под руководством генерала сэра Эдмунда Алленби (1861-1936) летом 1917 года британцы вытеснили турок из Газы, Беер-Шевы и Иерусалима, а затем полностью освободили Палестину. В декабре 1917 года Алленби скромно, пешком вошел в Иерусалим.12 Началась новая эпоха еврейской истории.
Хаим Вейцман интенсивно налаживал контакты с английскими друзьями сионизма перед войной и в военные годы. Но правительство того времени, в котором доминировала либеральная партия, было настроено не слишком дружественно по отношению к евреям и в частности к сионизму. С 1906 года Вейцман встречался и беседовал с Артуром Бальфуром13 о евреях, Палестине, Библии и сионизме. И лоббировал сионистскую проблему с Давидом Ллойдом Джорджем (1863-1945), Винстоном Черчиллем, Скоттом,14 лордом Керзоном,15 Марком Сикесом16 и Гербертом Самуэлем.
В конце 1916 года правительство премьер-министра Эскита пало, его заменил Давид Ллойд Джордж, а министром иностранных дел стал Бальфур. Вейцман, талантливый химик, сделал вклад в военную промышленность Британии, разработав новый метод производства важного химиката, что усилило уважение к нему в правительственных кругах. А потом он понял, что военные успехи Британии на Ближнем Востоке открывают перспективы для евреев в Палестине. Ллойд Джордж и Бальфур почувствовали, что от всего побоища этой войны может быть хоть какая-то польза, если дать еврейскому народу землю. Вейцман попросил правительство Британии, чтобы оно заявило о поддержке создания еврейского дома в Палестине.
Самым большим оппонентом Вейцмана в этом вопросе стал ассимилированный британский еврей Эдвин Монтегю (1879-1924), член кабинета и известный либеральный политик. Он выдвигал всевозможные причины, как принято у ассимилированных евреев, против принятия благоприятной для евреев политики своего правительства (и даже назвал эту декларацию антисемитской). Хотя он не достиг успеха, но ослабил формулировку заявления правительства о Палестине. 2 ноября 1917 года в Англии была провозглашена Декларация Бальфура. В ней говорилось:
Правительство Его Величества благосклонно смотрит на установление в Палестине национального дома еврейского народа и приложит все силы, чтобы это реализовалось. При этом ясно понимается, что не следует предпринимать никаких действий, которые могут ущемить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине, равно как и права и политический статус евреев в любой стране.
Как разрешить противоречие между первой и второй частями заявления британцы не сообщили, хотя было ясно, что создание еврейского дома в Палестине отразится на других общинах. Несмотря на это Декларация Бальфура получила всеобщее признание, как согласие Англии на создание еврейской Палестины.
Это произвело глубокое впечатление на еврейский народ, даже не сионистов.17 А сионистов побудило к лихорадочным усилиям — политическим, дипломатическим и организационным — и сделало Сион реальной возможностью для многих евреев. Декларация наэлектризовала евреев России и Польши, страдающих от жестокой войны, и усилила их поддержку сионизма. Она также легализовала сионистское движение в США, которое стало мобилизовывать общественное мнение в поддержку еврейского государства.18 Непрактичная мечта стала обретать реальные формы.
7 Так сказал председатель Американского христианского палестинского комитета доктор Карл Герман Восс в 1953 году.
8 Включая Бен-Гуриона и Бен-Цви.
9 Рав Кук, который был в Европе, когда началась война, был вынужден провести годы войны в Швейцарии, а потом Лондоне.
10 Аббревиатура слов пророчества Шмуэля: Нецах Исраэль Ло Ишакер — Превечный Израиля не обманет.
11 Лоренса Аравийского, 1888-1935.
12 В отличие от кайзера, который посетил Иерусалим в 1898 году, «возвышаясь на черном боевом коне, в белой церемониальной униформе и шлеме, на котором возвышался золотой орел». Согласно легенде, кайзер заставил турецкие власти сделать пролом в стене города рядом с Яффскими воротами, чтобы на своем коне и в шлеме с прусским орлом проехать, не склоняя головы!
13 1848-1930. Лидер консервативной партии, бывший премьер-министр Англии и член военного кабинета в правительствах Эскита и Ллойд Джорджа.
14 Издатель самой влиятельной газеты в Англии, Манчестер гардиэн.
15 1859-1925. Бывший вице-король Индии.
16 1879-1919. Главный политический офицер Британской армии на Ближнем Востоке.
17 Хафец Хаим увидел в этой декларации «небесный знак о грядущем освобождении Израиля», но боялся, что светское еврейство может отменить его наступление своим поведением. См. А-Хафец Хаим, его сына рава Арье Лейб А-Коэн Пупко, Варшава, 1937, стр. 178. И так же стр. 143 о том, что еще в 1890 году он чувствовал, что «пришло время, когда слышны шаги Машиаха, и евреи должны готовиться к возвращению в Страну Израиля и организовать изучение тех тем в Торе, которые специфически связаны с проживанием в Израиле».
18 Непрямое влияние на принятие декларации оказал и Луис Брандес.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
Когда и как нужно находиться в Сукке (праздничном шалаше), чтобы выполнить заповедь? При каких условиях необходимо говорить при исполнении этой заповеди специальное благословение?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.
Арье Шерцер
В этот праздник евреи едят и пьют в шалашах, встречают гостей и учат Тору тоже в шалашах. Даже спать положено в шалаше
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
из книги "Кицур Шулхан Арух"
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Из книги "Дерех Ашем". Внутренний смысл праздников.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Из Раамсеса — в Суккот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Возвышенный урок упования на Всевышнего
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.