Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Реформисты считали ассимиляцию решением всех проблем. Герцль думал, что еврейское государство станет панацеей.

Реформисты и ассимилированные евреи поначалу отвергали сионизм. Они чувствовали угрозу, которая исходила от «двойной лояльности»24, и отрицали свою связь с Сионом и Иерусалимом. Боясь неизвестности, смущенный своим прошлым и историей, реформизм обвинял сионизм в анти-еврейской направленности и возвращении к древним дискредитированным чаяниям. Реформисты были убеждены: решение всех еврейских проблем — в скорейшей и полной ассимиляции. Евреи должны стать европейцами.

Реформа противилась каждому шагу возвращения в Цион. Для наследников Моисея Мендельсона даже светские сионисты были слишком евреями. Богатая группа еврейских филантропов, возглавляемая баронами Гиршем и Ротшильдом, выступила против плана Герцля и считала сионизм угрожающим еврейским интересам (и их личной судьбе). Мориц Бенедикт, владелец газеты Герцля в Вене, так формулировал страхи реформы и сторонников ассимиляции: «Никто не вправе брать на себя огромную моральную ответственность — приводить это в движение. Мы потеряем нашу нынешнюю страну (Австрию), прежде чем получим еврейское государство».25

Неспособные привлечь реформистов и ассимилированных, Герцль и сионизм сильно продвинули эту идею среди соблюдающих и традиционных еврейских масс — в основном благодаря способности Герцля обратить внимание мира на проблему преследований евреев и на сионизм как ее решение. Меньше чем за десять лет общественной деятельности Герцль сумел встретиться с лидерами крупнейших мировых держав, защищая еврейские интересы.

Герцль был мастером демонстрации и убеждения, его усилия приносили успех, даже если никаких особых записей о достижениях не оставалось. Он использовал антисемитизм Европы, чтобы убедить лидеров государств в необходимости удалить нежелательный элемент подальше от их границ. Вячеславу Плеве, министру внутренних дел царской России, инициатору погромов и дискриминации беззащитных русских евреев, Герцль сказал: «Вы проповедуете крещение… а мы бы намного больше хотели увидеть создание независимого еврейского государства, способного абсорбировать несколько миллионов (русских) евреев».

Германский кайзер Вильгельм дважды встречался с Герцлем, однажды в самой Палестине. Он обещал Герцлю повлиять на своего союзника, султана Османской империи, чтобы тот предоставил евреям возможность создать свою страну в Палестине. Конечно, из этого ничего не вышло, потому что кайзер был больше заинтересован в немецкой колонизации Палестины, чем в еврейском присутствии. И визиты Герцля к султану ни к чему не привели, все тонуло в византийской коррупции, лени, инерции, характерных для двора османского правителя в последние десятилетия его империи. Было ясно, что ни один мусульманский правитель Палестины не посмотрит благосклонно на национальное еврейское образование на исламской территории.


24 Не пустое опасение. Меня, например, спрашивал когда-то всерьез один московский студент-антисемит: а если Израиль с Россией начнут воевать, на чьей стороне будешь сражаться? — Г.С.

25 Джонсон, стр. 398. Предсказание Бенедикта подтвердилось с ужасающей точностью, хотя и не так, как он себе представлял.

26 Джонсон, стр. 400.

27 Есть знаменитая фотография: кайзер и Герцль в Палестине. Стюарт, стр. 272, считает, что фотография была сделана не случайно, Герцль организовал этот снимок, чтобы представить себя в выгодном политическом свете.

28 Фактически в результате попыток Герцля повлиять на султана, права евреев в Палестине в 1898 году были сильно ограничены. Турки были больше расположены вести переговоры о правах евреев под их управлением с несионистской организацией Агудат Исраэль. Во время этих переговоров в 1917 году турки обязались предоставить евреям после войны религиозную автономию в Палестине. Османская империя смертельно боялась сионизма, но турки проиграли войну — и потеряли Палестину.

29 Герцль также посетил папу римского Пия X, который сообщил ему: «Мы не можем одобрить движение [сионизма]. И не можем воспрепятствовать евреям ехать в Иерусалим, но никогда это не санкционируем. Иерусалим не должен перейти в руки евреев… Если вы поселитесь в Палестине и привезете за собой других евреев, мы приготовим достаточно церквей и священников, чтобы их всех крестать». См. X. Кулиц Сорбаней геула, Иерусалим, 1987, стр. 73. (Так и старается сейчас сделать христианство: по отношению к численности населения в Израиле миссионеров больше всего в мире. — Г.С.)

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.