Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Так будет испытан богач при помощи богатства его: ожесточится ли он на ближнего, который нуждается в нем, или пожалеет его? И так будет испытан бедняк: сумеет ли довольствоваться малым или нет?»Рамхаль, Дерех Ашем, глава 8

Реформисты считали ассимиляцию решением всех проблем. Герцль думал, что еврейское государство станет панацеей.

Реформисты и ассимилированные евреи поначалу отвергали сионизм. Они чувствовали угрозу, которая исходила от «двойной лояльности»24, и отрицали свою связь с Сионом и Иерусалимом. Боясь неизвестности, смущенный своим прошлым и историей, реформизм обвинял сионизм в анти-еврейской направленности и возвращении к древним дискредитированным чаяниям. Реформисты были убеждены: решение всех еврейских проблем — в скорейшей и полной ассимиляции. Евреи должны стать европейцами.

Реформа противилась каждому шагу возвращения в Цион. Для наследников Моисея Мендельсона даже светские сионисты были слишком евреями. Богатая группа еврейских филантропов, возглавляемая баронами Гиршем и Ротшильдом, выступила против плана Герцля и считала сионизм угрожающим еврейским интересам (и их личной судьбе). Мориц Бенедикт, владелец газеты Герцля в Вене, так формулировал страхи реформы и сторонников ассимиляции: «Никто не вправе брать на себя огромную моральную ответственность — приводить это в движение. Мы потеряем нашу нынешнюю страну (Австрию), прежде чем получим еврейское государство».25

Неспособные привлечь реформистов и ассимилированных, Герцль и сионизм сильно продвинули эту идею среди соблюдающих и традиционных еврейских масс — в основном благодаря способности Герцля обратить внимание мира на проблему преследований евреев и на сионизм как ее решение. Меньше чем за десять лет общественной деятельности Герцль сумел встретиться с лидерами крупнейших мировых держав, защищая еврейские интересы.

Герцль был мастером демонстрации и убеждения, его усилия приносили успех, даже если никаких особых записей о достижениях не оставалось. Он использовал антисемитизм Европы, чтобы убедить лидеров государств в необходимости удалить нежелательный элемент подальше от их границ. Вячеславу Плеве, министру внутренних дел царской России, инициатору погромов и дискриминации беззащитных русских евреев, Герцль сказал: «Вы проповедуете крещение… а мы бы намного больше хотели увидеть создание независимого еврейского государства, способного абсорбировать несколько миллионов (русских) евреев».

Германский кайзер Вильгельм дважды встречался с Герцлем, однажды в самой Палестине. Он обещал Герцлю повлиять на своего союзника, султана Османской империи, чтобы тот предоставил евреям возможность создать свою страну в Палестине. Конечно, из этого ничего не вышло, потому что кайзер был больше заинтересован в немецкой колонизации Палестины, чем в еврейском присутствии. И визиты Герцля к султану ни к чему не привели, все тонуло в византийской коррупции, лени, инерции, характерных для двора османского правителя в последние десятилетия его империи. Было ясно, что ни один мусульманский правитель Палестины не посмотрит благосклонно на национальное еврейское образование на исламской территории.


24 Не пустое опасение. Меня, например, спрашивал когда-то всерьез один московский студент-антисемит: а если Израиль с Россией начнут воевать, на чьей стороне будешь сражаться? — Г.С.

25 Джонсон, стр. 398. Предсказание Бенедикта подтвердилось с ужасающей точностью, хотя и не так, как он себе представлял.

26 Джонсон, стр. 400.

27 Есть знаменитая фотография: кайзер и Герцль в Палестине. Стюарт, стр. 272, считает, что фотография была сделана не случайно, Герцль организовал этот снимок, чтобы представить себя в выгодном политическом свете.

28 Фактически в результате попыток Герцля повлиять на султана, права евреев в Палестине в 1898 году были сильно ограничены. Турки были больше расположены вести переговоры о правах евреев под их управлением с несионистской организацией Агудат Исраэль. Во время этих переговоров в 1917 году турки обязались предоставить евреям после войны религиозную автономию в Палестине. Османская империя смертельно боялась сионизма, но турки проиграли войну — и потеряли Палестину.

29 Герцль также посетил папу римского Пия X, который сообщил ему: «Мы не можем одобрить движение [сионизма]. И не можем воспрепятствовать евреям ехать в Иерусалим, но никогда это не санкционируем. Иерусалим не должен перейти в руки евреев… Если вы поселитесь в Палестине и привезете за собой других евреев, мы приготовим достаточно церквей и священников, чтобы их всех крестать». См. X. Кулиц Сорбаней геула, Иерусалим, 1987, стр. 73. (Так и старается сейчас сделать христианство: по отношению к численности населения в Израиле миссионеров больше всего в мире. — Г.С.)

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше