Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Реформизм, Сионизм, Теодор Герцль, Ассимиляция, Земля Израиля, Антисемитизм, Политика, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай
Реформисты считали ассимиляцию решением всех проблем. Герцль думал, что еврейское государство станет панацеей.
Реформисты и ассимилированные евреи поначалу отвергали сионизм. Они чувствовали угрозу, которая исходила от «двойной лояльности»24, и отрицали свою связь с Сионом и Иерусалимом. Боясь неизвестности, смущенный своим прошлым и историей, реформизм обвинял сионизм в анти-еврейской направленности и возвращении к древним дискредитированным чаяниям. Реформисты были убеждены: решение всех еврейских проблем — в скорейшей и полной ассимиляции. Евреи должны стать европейцами.
Реформа противилась каждому шагу возвращения в Цион. Для наследников Моисея Мендельсона даже светские сионисты были слишком евреями. Богатая группа еврейских филантропов, возглавляемая баронами Гиршем и Ротшильдом, выступила против плана Герцля и считала сионизм угрожающим еврейским интересам (и их личной судьбе). Мориц Бенедикт, владелец газеты Герцля в Вене, так формулировал страхи реформы и сторонников ассимиляции: «Никто не вправе брать на себя огромную моральную ответственность — приводить это в движение. Мы потеряем нашу нынешнюю страну (Австрию), прежде чем получим еврейское государство».25
Неспособные привлечь реформистов и ассимилированных, Герцль и сионизм сильно продвинули эту идею среди соблюдающих и традиционных еврейских масс — в основном благодаря способности Герцля обратить внимание мира на проблему преследований евреев и на сионизм как ее решение. Меньше чем за десять лет общественной деятельности Герцль сумел встретиться с лидерами крупнейших мировых держав, защищая еврейские интересы.
Герцль был мастером демонстрации и убеждения, его усилия приносили успех, даже если никаких особых записей о достижениях не оставалось. Он использовал антисемитизм Европы, чтобы убедить лидеров государств в необходимости удалить нежелательный элемент подальше от их границ. Вячеславу Плеве, министру внутренних дел царской России, инициатору погромов и дискриминации беззащитных русских евреев, Герцль сказал: «Вы проповедуете крещение… а мы бы намного больше хотели увидеть создание независимого еврейского государства, способного абсорбировать несколько миллионов (русских) евреев».
Германский кайзер Вильгельм дважды встречался с Герцлем, однажды в самой Палестине. Он обещал Герцлю повлиять на своего союзника, султана Османской империи, чтобы тот предоставил евреям возможность создать свою страну в Палестине. Конечно, из этого ничего не вышло, потому что кайзер был больше заинтересован в немецкой колонизации Палестины, чем в еврейском присутствии. И визиты Герцля к султану ни к чему не привели, все тонуло в византийской коррупции, лени, инерции, характерных для двора османского правителя в последние десятилетия его империи. Было ясно, что ни один мусульманский правитель Палестины не посмотрит благосклонно на национальное еврейское образование на исламской территории.
24 Не пустое опасение. Меня, например, спрашивал когда-то всерьез один московский студент-антисемит: а если Израиль с Россией начнут воевать, на чьей стороне будешь сражаться? — Г.С.
25 Джонсон, стр. 398. Предсказание Бенедикта подтвердилось с ужасающей точностью, хотя и не так, как он себе представлял.
26 Джонсон, стр. 400.
27 Есть знаменитая фотография: кайзер и Герцль в Палестине. Стюарт, стр. 272, считает, что фотография была сделана не случайно, Герцль организовал этот снимок, чтобы представить себя в выгодном политическом свете.
28 Фактически в результате попыток Герцля повлиять на султана, права евреев в Палестине в 1898 году были сильно ограничены. Турки были больше расположены вести переговоры о правах евреев под их управлением с несионистской организацией Агудат Исраэль. Во время этих переговоров в 1917 году турки обязались предоставить евреям после войны религиозную автономию в Палестине. Османская империя смертельно боялась сионизма, но турки проиграли войну — и потеряли Палестину.
29 Герцль также посетил папу римского Пия X, который сообщил ему: «Мы не можем одобрить движение [сионизма]. И не можем воспрепятствовать евреям ехать в Иерусалим, но никогда это не санкционируем. Иерусалим не должен перейти в руки евреев… Если вы поселитесь в Палестине и привезете за собой других евреев, мы приготовим достаточно церквей и священников, чтобы их всех крестать». См. X. Кулиц Сорбаней геула, Иерусалим, 1987, стр. 73. (Так и старается сейчас сделать христианство: по отношению к численности населения в Израиле миссионеров больше всего в мире. — Г.С.)
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.