Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Аскала, Ассимиляция, Политика, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Конфликты, Община, Россия
Горькая ирония девятнадцатого века заключается в том, что на традиционную еврейскую жизнь вели атаку одновременно: с одной стороны, просвещение и либерализм, с другой — репрессии и тирания. Просвещение обещало евреям прекрасный новый мир равенства и возможностей, если они сбросят обветшалые лохмотья старомодного стиля жизни и веры. А давление царской власти было особенно тяжелым на традиционных евреев, их социальные и коммунальные инфраструктуры, их процветание и физическое благополучие. Цари хотели лишить евреев еврейства, и в отчаянии, не видя выхода и просвета, находились евреи, которые ради принятия этой реальности склонялись и принимали волю своих жестоких русских хозяев. Так напор либеральных идей Западной Европы и реакционной политики Восточной Европы подрывали основы традиционного еврейского образа жизни, которая продолжалась в Европе не меньше тысячи лет.1
В первый раз со времен саддукеев (Второй Храм) и караимов (седьмой век) традиционному еврейству Торы пришлось перейти к внутренней обороне. Хотя Тора все же оставалось для евреев самой большой и животворной силой, появились серьезные проблемы. В адрес раввинов, ученых Торы, знатоков Талмуда и традиционного образа жизни слышались упреки евреев.
Лидеры Аскалы с особой яростью набросились на хасидов и соблюдение еврейской традиции в целом. Они считали, что время и обстоятельства теперь на их стороне. Кроме того, они были убеждены, что правительство и все общество — их союзники в модернизации еврейского народа. Поэтому они кооперировались с правительственными деятелями, не евреями, чтобы совместными усилиями преследовать своих религиозных братьев.
Еще одним фактором, который ослаблял традиционную еврейскую общину, была потеря правительственного санкционирования. В течение веков правительство имело дело с традиционной общиной — кегилой — как представителем евреев. Признание властей автоматически придавало ей силу и позволяло утверждать еврейские ценности и стиль жизни для ее членов. Всеми важными общественными аспектами жизни — с колыбели до могилы — управляла кегила. Поэтому отклонение от традиционного поведения не приветствовалось, было редким и странным. Но политика царя и его властей в восьмидесятых годах девятнадцатого века подорвала авторитет традиционной общины. Правительство стало иметь дело с альтернативными «лидерами» — «казенными раввинами», маскилим, информаторами (доносчиками), льстецами и шарлатанами. Оно заставляло признанных традиционных лидеров принимать непопулярные указы против евреев, снижая уважение к ним и авторитет кегилы в глазах членов общины. Вскоре кегила стала анахронизмом, а ее союзник в течение веков — правительство — стал ее противником.
Более того, враги традиции использовали ее оружие против нее самой. Светский гуманизм, Просвещение, марксизм и социальные философии нового времени — все они частично базировались на основополагающих древних еврейских идеалах. Эти идеалы были искажены и представлены в новой форме, но основная линия источников Торы оставалась узнаваемой. Разве мог традиционный еврей протестовать против идеалов равенства всех людей, гражданских прав, всеобщего образования, прав трудящихся, устранения экономической эксплуатации и самоуправления? Эти возвышенные идеалы были вырваны из контекста Торы и внесены в чуждое окружение, которое стало проявлять враждебность к иудаизму, а затем и самим евреям.
Б-г говорит евреям, что они должны быть «светом народов», моральным примером для всех народов. Разрушение Храмов… и последующее рассеяние евреев предоставили практическую возможность показать такой пример. К несчастью, они (мир) этим не воспользовались. Приняв дуализм, характерный для Запада вообще и, в частности, в индустриальном девятнадцатом веке, некоторые евреи отошедшие от традиции своих предков потеряли связь с божественным источником и усвоили те же пессимистические взгляды на материальный мир, как у европейцев, среди которых они жили. В психологии, например, Зигмунд Фрейд правильно указал, что психика может влиять на тело, вызывая различные болезни, но при этом пренебрег еврейским знанием о том, что ум, который разрушает, может и исцелять, если не отрывает себя от этики, заповедей (Торы) и от общества. В экономике Маркс отрывается от еврейских корней, делая светской этическую заботу об обществе и полностью отвергая духовную составляющую в своем экономическом взгляде на освобождение человечества. И «объективно» научное описание, которое Эйнштейн дал силе атома, оторванное от моральных соображений, тоже открыло дорогу светскому гуманизму и игнорировало божественные целительные силы сознания человека, который вместо этого создавал атомную бомбу.2
1 Например, евреи поселились в Грузии (которая является частью Европы) более двух с половиной тысяч лет назад, и история евреев Италии насчитывает не менее двух тысяч лет. — Г. С.
2 Еврейская медицина, Джеральд Эпштейн т. 4. №1, 1987, стр.63. Основная его идея в том, что Фрейд и Маркс отчаялись корректировать и контролировать основные инстинкты человека и поэтому отказались от идеи нравственной вины, поощрив этим революцию и оправдывая насилие и похоть.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»