Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Война, Галут, Антисемитизм, Политика, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Погромы
Убийство эрцгерцога австрийского Фердинанда и его жены в Сараево (Босния, Югославия) в июне 1914 года стало катализатором величайшего кровопролития в истории человечества. Оглядываясь назад, понятно, что неизбежность войны в Европе была очевидна еще в 1910 году. Она была обусловлена сочетанием ряда факторов: личности кайзера, слабости Австрии, нестабильности России, сумбура на Балканах, коррупции Турции, а также британских и французских империалистических интересов. Но никто не мог представить, какую цену за нее придется заплатить.1 Германия помнила свою блестящую победу над Францией в 1870 году.2 Франция вынашивала месть. Британия, как и царь, с жадностью смотрели на территории Оттоманской империи. Каждый участник войны надеялся быстро и легко добиться своих целей.3 Но реально все участники этой войны потерпели страшное поражение.
Эта война необратимо изменила еврейский мир. Если вторая мировая война (которая возникла в результате конфликта 1914-1918 годов) положила конец европейскому еврейству, то первая была началом конца. Поразительно, что она была объявлена 9 ава, в день, который исторически ассоциировался с еврейской трагедией и трауром.4 Деструктивные перемены, вызванные войной, были такими глубокими, что уже не было сил адекватно реагировать на еще более угрожающую послевоенную ситуацию. Очевидное разрушение установленной общинной структуры, вызванное перемещениями и перипетиями войны, сделало еврейский народ совершенно беззащитным в период беспрецедентного террора и насилия.
Все главные участники войны — Германия, Россия, Австрия, Франция и Англия — пытались добиться победы в первые месяцы сражений. Но ничего кроме крупнейшего в мире кровопролития из этого не вышло.5Насчитывались уже миллионы убитых, и простой пехотинец чувствовал то, что не сознавали генералы — вместо «маленькой быстрой и решительной войны» была бесконечная, ничего не решающая катастрофа.
Наступление Германии на Париж было остановлено в Марне, англо-французская контратака провалилась в Айзне и Ипре, австрийское вторжение в русскую Польшу смято, русское наступление в Пруссии остановлено в Танненберге, турецкие попытки прорваться на Кавказ и Южную Россию закончились неудачей. Никто из участников нигде не видел победы. К середине 1915 года, через год после начала, война на истощение развернулась в полной мере. Беды, болезни, отчаяние и смерть стали общим уделом в Европе.
Сотни тысяч евреев участвовали в войне в составе различных армий. Приходилось убивать друг друга. Больше всего евреев было в русской армии (около 350 000), 100 000 — в австрийской армии и порядка 40 000 — в германской армии. В британской и французской армии тоже был немалый процент евреев, но их численность в этих союзных странах была небольшой, поэтому в их войсках служили 20 000 евреев. В отличие от второй мировой войны, евреи тогда не были в центре внимания, но эта война кардинально изменила еврейский мир.
После поражения России в Танненберге Германия вторглась в Польшу, густо населенную евреями. Большинство русских евреев встречали войска кайзера как освободителей. Да и мировое еврейство в основном вначале симпатизировало Германии, ее целям в первой мировой войне, надеясь на смещение царя и его антисемитского правительства. Но русские знали о еврейских склонностях и соответственно реагировали.
Хотя сотни тысяч евреев служили в русской армии, правительство и значительная часть населения считали евреев активно нелояльными. Поэтому вслед за каждым поражением русской армии на поле боя следовал погром. Бранная кличка «жид» стала самым распространенным объяснением всех неудач русского правительства и военных. В начале войны русское правительство изгнало сотни тысяч евреев из домов в черте оседлости вглубь России. Бедные, бездомные, беззащитные люди тысячами умирали от болезней, голода, холода и насилия на грязных дорогах России. Их грабили преступники, дезертиры, казаки и крестьяне. Из изгнанников, которые переселились на восток России, умерли во время войны еще десятки тысяч. Были разрушены великие и древние еврейские общины. Ешивы Литвы силой были закрыты и вынуждены перемещаться в Россию. Многие из них вернулись после войны,6 а многие нет. Великие раввины, главы ешив, хасидские ребе все потеряли свои возможности и поддержку.
Духовные потери европейского еврейства были не меньше. Все стало зыбким, мобильным, неустойчивым, необходимую инфраструктуру религиозной системы стерла война. Она усилила крен к светской жизни и радикализму в еврейском обществе, который наметился еще в конце 19 века.
Нигилистическая, насильственная природа войны заставила многих евреев резко пересматривать планы на будущее, если они выживут. Оставаться ли в новой Европе или эмигрировать в новое место — короче, бежать из общества, которое предшествовало войне. К несчастью, многие евреи «выплеснули ребенка вместе с водой» и решили, что традиционные формы иудаизма и еврейской жизни для них не несут больше никакого смысла. Разрушение мира восточноевропейских евреев, которое началось с наполеоновского похода на Москву, намного ускорилось вторжением германской армии в Россию.
В целом, германская оккупация Польши и России в этой войне была умеренной. Ассимилированные еврейские офицеры германских войск впервые в жизни встретились с традиционными евреями. Многие приблизились к традиции. Германские власти в Варшаве назначили двух ортодоксальных германских евреев, доктора Пинхаса Кона и раввина доктора ЭмМануэля Карлебаха, для связи с еврейской общиной Польши. Они помогали традиционным евреям Польши, заботились, как могли, об их духовных и физических потребностях и усилили организацию Агудат Исраэль в Польше.
Большинство говорящих по-немецки еврейских интеллектуалов, как и вообще еврейство в мире, поддерживали вначале германские усилия в войне, но постепенно многие стали понимать: победа союзников даст евреям больше, даже если это означает победу нелюбимого ими царя. Особенно это касалось лидеров сионистского движения, для которых английский триумф был надеждой на их успех в Палестине.
1 Лорд Эдуард Грэй, британский министр иностранных дел, чувствовал надвигающуюся трагедию: «Над Европой погасли огни, при нашей жизни мы уже не увидим, как они снова зажгутся», — это был его провидческий отзыв.
2 Кайзер сказал своим солдатам в августе 1914 года: «Вы вернетесь домой, когда листья еще не опадут с деревьев».
3 Генерал Франц Конрад фон Хотцендорф, глава австрийских войск, открыто агитировал за «быструю маленькую войну».
4 Тиша бе-ав, девятое ава, стал, как предсказано в Торе, траурным днем для еврейского народа, когда были разрушены Первый и Второй Храмы в Иерусалиме, еврее изгнаны из Испании и т. д. — Г.С.
5 Артур Конан Дойль, автор Шерлока Холмса, писал: «Это самый страшный август в истории мира. Одна мысль — Божье проклятие нависло над вырождающимся миром».
6 Например, Хафец Хаим разделил ешиву на три части, и все, пройдя изгнания, вернулись в Радин в 1921 году.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Цви Вассерман
Мир открыл Творца, сыны Израиля стали еврейским народом
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Дварим»
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
«Не делай другому того,что ненавистно тебе. Все остальное — толкование. Иди и учись». Как этот принцип воплощается на практике?
Рав Давид Кантарович
На человека, который водит машину, нарушая правила дорожного движения, и этим создает опасные ситуации на дорогах, можно пожаловаться в полицию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»
Рав Элияу Тавгер
Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.
Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".
р. Ури Калюжный
Не хочется удовлетворять беспочвенные претензии. Хочется надеяться на светлое будущее...
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.