Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Современность и Тора, Ассимиляция, Антисемитизм, Политика, Хафец Хаим, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Мусар, Арабо-израильский конфликт
Десять лет перед первой мировой войной изобиловали событиями, сказавшимися на всем еврействе. Мощные силы боролись и меняли позиции, провоцируя ненужные конфронтации, вооружаясь для борьбы, а евреи в Европе постоянно страдали от антисемитизма.
Погромы в России множились, становясь все более кровавыми. После поражения России в войне с японцами и подавления попытки революции 1905 года, организованные антисемитские группы типа «черных сотен» распространились в черте оседлости. Кишинев, Гомель, Киев и другие русские города стали ареной насилия и бессмысленной жестокости против евреев. Вена избрала антисемитского мэра. Кайзер Германии открыто выразил неприязнь к евреям, даже ассимилированным. Когда германская пресса стала критиковать одного его придворного, Вильгельм обвинил прессу в «еврейских сплетнях и клевете». Франция оправилась после дела Дрейфуса. Самая злостная форма европейского антисемитизма — «еврейская проблема» в виде «еврейского заговора», религиозной персонификации евреев как социальной и экономической Сатаны, при этом виноватой в убийстве бога, была экспортирована в Османскую империю.
Дипломат, социальный критик и писатель Коннор Круз О'Брайен, утверждал: «Результат импорта европейских форм антисемитизма на Ближний Восток был еще разрушительнее для арабов, чем для евреев». Он не позволил арабам реалистически и рационально взглянуть на евреев и сионизм. Миф о конспирации, всемогуществе и зловредности евреев зафиксировался в арабском сознании и поразил их психику в следующем столетии.
Но сначала пострадали от этого евреи. Во всем мире у них не было выхода, в отчаянии они стали прибегать к радикальным мерам, чтобы изменить свою ситуацию. Мало изменить еврейский образ жизни, говорили еврейские экстремисты, надо переделать все прогнившее мировое сообщество. Только разрушение старого мира со всем его злом и бедами даст расцвет новому миру.
Большинство евреев Восточной Европы хранили традицию, стараясь помочь обществу на основе социальных и межличностных аспектов галахи. Меньшая часть, светские евреи стали анархистами, революционерами, социалистами, коммунистами, профсоюзными деятелями и укрепляли демократические правительства, чтобы решить проблемы евреев и всего мира. Традиционные евреи стремились улучшить не формы общественного устройства, а себя, евреев, качества людей, душу.
Движение Мусар, основанное равом Исраэлем Салантером, выросло и к концу девятнадцатого века произвело тихую революцию в традиционной еврейской жизни Литвы и Белоруссии. Это учение еще укрепилось благодаря влиянию и трудам великого ученого и святого человека из Радина, рава Исраэля Меира аКоэна Кагана (1838-1933). Этот гигант духа, интеллекта и провидения поставил задачу улучшить качество еврейского общества. Его самой популярной работой был Хафец Хаим1, название этой книги стало его прозвищем.
Эта книга составлена из законов и взглядов Торы на сплетни, клевету, злословие, оскорбления и так далее. Нравственное еврейское общество всегда относилось к злословию отрицательно, запрещало его, считало опасным и неприемлемым. Это главная причина разрыва и порчи отношений между людьми и разными социальными группами. Злословие вызывает фанатизм, порождает предвзятость и оправдываемую дискриминацию, подавление, социальную и экономическую эксплуатацию. Подняв этот вопрос, Хафец Хаим старался привлечь внимание к этике Торы и ее законам, ограничениям в речи, письме и других формах коммуникации. Он никогда не призывал удаляться от общества, наоборот, был прекрасным собеседником, но учил относиться к словам с исключительной осторожностью и вниманием.
Он показывал, что есть ценности выше неограниченной свободы слова. Спокойно и терпеливо он распространял призыв к миру, социальной гармонии и справедливости среди евреев Литвы, Польши и Белоруссии. В десятилетия, предшествующие первой мировой войне, его влияние и присутствие разбудили силы справедливости и равенства в традиционной еврейской общине, его личный пример простой веры и скромности вдохновил фундаментальное улучшение социальной жизни восточноевропейских евреев.
Хафец Хаим написал много работ о взглядах Торы на этику: книги и статьи для еврейских солдат в царской армии, еврейских эмигрантов в Америке и Южной Африке, для женщин в этом быстро меняющемся мире, для еврейских студентов, которые очень нуждались в духовной поддержке и направлении. Он проповедовал гигиену, здоровый образ жизни, общественную благотворительность и фонды беспроцентных ссуд. Делал акцент на праве трудящихся получать сразу справедливую плату, публично осуждая фабрикантов, землевладельцев и богатых людей за такие нарушения, особенно если это были соблюдающие заповеди евреи. Хафец Хаим боролся за сохранение святости субботы как основы еврейской жизни. Он говорил о центральном месте ешив, единственной еврейской надежды на будущее, и сам основал одну из важнейших в мире ешив в своем городе Радине.
Первоклассный ученый в сфере галахи, он был автором шеститомного труда Мишна брура, определяющего комментария к Шулхан аруху, разделу Орах хаим (излагающему основные законы, необходимые для современной еврейской жизни). А трехтомный труд Ликутей алахот показал его выдающуюся эрудицию в Талмуде. Мягкость обращения с людьми скрывала его железную волю. Этот человек небольшого роста доминировал в своем поколении.
Хасидские лидеры Польши также оказывали сильное воздействие на свою паству, чтобы улучшить в общинах отношения между людьми. Одним из замечательных хасидских лидеров того времени был рав Йегуда Арье Лейб Алтер, ребе из Гур.2 Он был примером скромности, смирения и стремления к высочайшим человеческим качествам, которые должен, по идее, воплощать хасид. Он сочувствовал рабочим, отстранялся от мирской власти и излишеств,3 постоянно стремился к справедливости, честности, искал истину и вдохновил десятки тысяч последователей улучшать себя и социальное окружение. Он призывал их «смотреть под штраймл, прямо в голову».4 Его сын и преемник рав Авраам Мордехай Алтер5поддерживал ортодоксальные газеты и политику и дал хасидам организационную структуру и разумные социальные программы.
Несмотря на нападки светского еврейства, большинство евреев Польши были до первой мировой войны глубоко верующими людьми, большей частью хасидами.6 Сила и харизма рава Авраама Мордехая Алтера и верность его учеников были основными факторами, которые позволили перестроить польское еврейство после разрушений первой мировой войны. Программа хасидского движения для совершенствования хасидов и их социального развития была не менее прогрессивной и успешной, чем у светского еврейства, а средства мягче и благороднее. Но ее достижения менее известны — ортодоксальный мир девятнадцатого века не интересовали победные реляции, сообщения о достижениях и проектах.
1 Буквально «Кто хочет жить». Книга вышла в Вильно в 1873 году и была перепечатана после этого множество раз.
2 1846-1905. Он известен по названию своей выдающейся книги «Сфат эмет», содержащей глубокие интерпретации Торы и Талмуда.
3 Однажды он дал внуку большую сумму, состоящую из копеек. «Как я унесу все эти деньги? — пожаловался молодой человек, — Выше человеческих сил унести такую тяжесть». Сфат эмет ответил: «Подумай о бедном водоносе. Он получает три копейки за ведро, которое вносит высоко по лестнице. Сколько ему надо трудиться, чтобы заработать такую сумму. А ты получил ее так быстро».
4 У него была поговорка: «Этот мир не — мир».
5 Штраймл — традиционная меховая шапка особой формы, которую в праздничные дни надевают хасиды. То есть он призывал их смотреть не на форму одежды, а на суть человека — Г.С.
1866-1948 י. Он известен по названию своей книги Имрей эмет.
6 Хотя многие сохраняли благочестие, но растущее число евреев становились радикальными и светскими и в это время. А беды и превратности войны разрушили структуру лидерства и изгнали массы людей из их домов, что привело к серьезным, необратимым нарушениям религиозной жизни.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»