Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Ешива, История еврейского народа, Изучение Торы, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Раби Хаим из Воложина, Ешива Воложин
Ешива в Воложине была «матерью» всех ешив девятнадцатого века. Ее основал знаменитый ученик Гаона из Вильны, рав Хаим Ицкович из Воложина (1749—1821). Готовясь к этому революционному начинанию, он разослал письма всем еврейским общинам Литвы и их раввинам. В них он подробно объяснял необходимость создания центрального национального дома учения, который будет привлекать ученых высшего калибра и создавать физическую и духовную среду, необходимую для поддержки интенсивного изучения Торы. Он писал:
Есть те, кто хотят учиться, но не имеют для этого средств. И есть такие, что хотят у шться и имеют для этого финансовые возможности. Но у них нет учителя, который бы направил их по истинному пути аналитического изучения. …Они как овцы без пастуха. …И хотя я недостоин короны, которая, по праву, не принадлежит мне, но недалеко то время, когда еврейский народ останется без лидеров. …И двери дома учения будут закрыты… Поэтому я призываю всех моих возлюбленных братьев услышать истину… заделать брешь в нашей стене и поддержать Тору Б-га [с помощью ешив], изо всех наших сил, подкармливая бедных студентов и оказывая финансовую поддержку».1
Это письмо вызвало сильный резонанс в литовском еврействе. Лучшие молодые умы отбирались для обучения в ешиве. Рав Хаим посылал мешулахим3 (сборщиков средств) в еврейские общины Литвы, чтобы финансово поддерживать ешиву. Хотя ешива так и не достигла полной финансовой самостоятельности, она получала поддержку от сотен общин всего мира. И в этом Воложин отходил4 от принятой в Восточной Европе нормы, где эти учреждения поддерживались только местными общинами.
Рав Хаим был не только главой ешивы, его уважали как живое олицетворение ешивы. Его педагогический метод, аналитический стиль изучения Талмуда, внимание к малейшим деталям, философия жизни и образования, и наконец праведность и цельность стали отличительными особенностями Воложина. Он был не просто лектором и администратором, но учителем и наставником всех студентов и ведущей силой всего образовательного процесса. Рав Хаим был всем для учеников — отцом и матерью, учителем и доверенным лицом, другом и советником, критиком и начальником.
Так он стал прототипом и стандартом для всех, кто приходил после него и называл себя титулом Рош ешива (глава ешивы). Его философия образования была основана на четырех принципах: личное влияние и взаимодействие между учителем и учеником; общие, а не индивидуальные занятия; создание уверенности в себе и высокой самооценки у учеников, их психологического и духовного подъема; внесение радости и удовлетворения в изучение Талмуда.
Как истинный ученик Гаона из Вильны, рав Хаим противостоял пилпулистическому5 методу обучения, принятому при изучении Талмуда в течение последних веков и приведшему в своих крайних формах к негативному отношению к изучению Талмуда как серьезному и необходимому делу.
Аскала высмеивала софистику и смешные рассуждения малообразованных учеников того времени. Гаон, а потом рав Хаим решили восстановить баланс в методологии изучения Торы и не из-за Аскалы, но исходя из глубокого понимания истинного метода изучения Торы. Точность понимания текста благодаря знанию всех основных комментариев к Талмуду, строго логическое рассуждение, анализ, интеллектуальная честность и открытость, готовность слушать и понимать конфликтующие точки зрения стали символами «литовского способа» изучения, основополагающего в важнейших ешивах сего дня. Это аналитическое искусство и честность текстуального изучения заменили быстрые всплески вдохновения, которые отличали технику принятого раньше метода, с которым боролась школа Воложина.
Это был метод рава Хаима и его ешивы. Вкупе с потрясающей преданностью учению, быстрым темпом продвижения и святым соперничеством выдающихся личностей это сделало ешиву превосходящей интеллектуальной организацией своего времени. В ешиве терпимо относились к чужим мнениям, отличались скромностью, осмысленностью действий, оригинальностью мысли и решений. Ешива вдохнула новую жизнь в литовское еврейство и вернула короне Торы былую славу. Она высоко подняла знамя Гаона из Вильны, на котором было начертано: «Только благодаря изучению Торы может выжить Израиль».
1 Там же, стр. 33, 34.
2 Потом там была установлена географическая квота на число учащихся.
3 Буквально «посланников». Их также называли аббревиатурой шадар — шлухей дерабанан — посланных раввинами.
4 Прецедент международных поисков фондов был создан в великих вавилонских общинах с шестого по восьмой века, но в восточной Европе это прекратилось в шестнадцатом-семнадцатом веке.
5 Пилпуль — букв, «перец, приправа», как термин уже обсуждался в прим. к гл. 12. Здесь он употребляется в более узком смысле, как технический метод изучения, необходимый иногда для соединения разрозненных положений в одно целое, чтобы разъяснить предмет. Но, увлекаясь блеском головоломных логических построений, он выходил за рамки интеллектуальной честности. Уже говорилось о его отличии от пилпуля, современного термина для ясного логического анализа и изложения текста.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»