Из цикла «Сефер аЯшар», темы: Пинхас Зидман, Награда и наказание, Берешит, Сотворение мира, Еврейская история, Каин и Авель, Адам и Хава
Это книга порождения человека, которого создал Б-г на земле, в день, когда сделал Г-сподь Б-г землю и небо.
И сказал Б-г: сделаем человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И сотворил Б-г человека по образу Его. И создал Г-сподь Б-г человека, прах из земли, и вдохнул в ноздри его душу жизни. И стал человек душою живою — говорящим. И сказал Г-сподь: нехорошо быть человеку одному, сделаю ему помощницу, соответствующую ему. И навел Г-сподь дремоту на человека, и уснул он, и удалил одно из его ребер, и надстроил над ним плоть, и сделал из него женщину, и привел ее к человеку. И пробудился человек от сна своего, и вот: женщина стоит перед ним. И сказал он: это кость из костей моих, она назовется женщиной (иша), ибо из мужчины (иш) взята она. И назвал ее Адам Хавой, ибо она была матерью всего живого (хай).И благословил их Б-г, и назвал их именем Адам в день сотворения их. И сказал Г-сподь Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. И взял Г-сподь Б-г Адама и жену его, и поместил их в саду Эден, чтобы обрабатывать и охранять его. И наказал им, и сказал Б-г: от всякого дерево сада непременно ешьте. А от древа познания добра и зла — не ешьте от него, ибо в тот день, когда съедите от него — непременно умрете. И было: когда благословил их Б-г и заповедал им — поднялся и отошел от них. И поселились Адам и жена его в саду, как приказал им Г-сподь. И пришел к ним Змей, которого сотворил Б-г с ними на земле, и пришел к ним, чтобы совратить их нарушить заповедь Б-га, которую Он наказал им. И обольстил Змей, и соблазнил женщину поесть от Древа познания, и послушалась женщина голоса Змея. И нарушила веление Г-спода, и взяла от Древа познания добра и зла, и поела, и взяла, и дала также и мужу своему, и он ел. И нарушили Адам и жена его заповедь Б-га, которую он наказал им, и узнал Б-г, и возгорелся гнев Его на них, и проклял их. И изгнал Г-сподь Б-г их в тот день из сада Эдена, чтобы они обрабатывали землю, из которой они были взяты, и пошли они, и поселились к востоку от сада Эдена.
И познал Адам Хаву, жену свою, и родила она двух сыновей и трех дочерей. И назвала она имя старшего Каин, что означает: приобрела (канити) я мужа от Г-спода. А имя второго назвала Эвель, ибо сказала: в тщете (эвель) пришли мы на землю и в тщете будем мы взяты с нее. И выросли мальчики, и дал им отец их владения на земле. И стал Каин обрабатывать землю, а Эвель стал пасти скот. И было, по прошествии лет, и принесли юноши жертвенное приношение Г-споду. Каин принес от плодов земли, а Эвель принес от перворожденных скота своего и от тука их. И обратился Г-сподь к Эвелю и к его приношению, и спустился огонь от Г-спода с неба, и пожрала его. А к Каину и к его приношению не обратился Г-сподь, ибо принес он пред Г-сподом худшее из плодов земли. И позавидовал Каин своему брату Эвелю из-за этого, и стал искать предлог, чтобы убить его. И было, по прошествии некоторого времени, и вышли Каин и Эвель, брат его, в поле днем, чтобы делать свою работу. И были они оба в поле, Каин обрабатывал и пахал землю, а Эвель пас свой скот. И прошел скот по месту пашни, где вспахал Каин землю, и рассердился очень Каин из-за этого. И подошел Каин к Эвелю, брату своему, в гневе, и сказал ему: почему ты и твой скот ходит и пасется на земле, которая вся принадлежит мне?! И ответил Эвель Каину, брату своему, и сказал ему: а почему ты ешь плод моего скота и одеваешься в шерсть? Сними с себя мою шерсть, которую ты надел, и заплати за молоко и мясо скота, которые ты ешь. Когда ты сделаешь это, тогда и я уйду с твоей земли, как ты сказал, или полечу по небу, если смогу. И сказал Каин брату своему Эвелю: ведь если я убью тебя сегодня — кто взыщет твою кровь с меня?! А Эвель ответил Каину: ведь Б-г, Который сотворил нас на земле, отомстит за меня, и Он взыщет мою кровь с тебя, если ты умертвишь меня. Ибо Г-сподь судит всех, и Он воздаст злодею по злодеянию его, которое тот совершит на земле. И если ты умертвишь меня теперь, — Б-г знает твои тайны, и осудит тебя за зло, которое ты грозился совершить мне сегодня. И было, когда услышал Каин слова Эвеля, брата своего, — и возгорелся гнев Каина на Эвеля из-за этих слов его. И поспешил Каин, и встал, и взял свой железный плуг, и внезапно ударил им своего брата, и умертвил его. И пролил Каин кровь брата своего Эвеля на землю, и потекла кровь Эвеля по земле перед скотом его.
И было после того: раскаялся Каин в том, что убил своего брата, и весьма опечалился, и плакал о нем, и очень горько было ему. И встал Каин, выкопал в поле яму, поместил в нее тело брата, и прикрыл землей. И узнал Г-сподь, что сделал Каин своему брату. И открылся Г-сподь Каину, и спросил его: «Где Эвель, брат твой, который с тобой»? А Каин отрекся и сказал: «Я не знаю, разве я сторож брату моему?» И сказал ему Г-сподь: «Что ты сделал? Голос крови твоего брата вопиет ко мне из земли, на которой ты убил его!» Ибо ты убил своего брата и отрицал это, и подумал ты в своем сердце, что Я не видел тебя, и что Я не знаю все, что ты сделаешь. Ты совершил это, убил своего брата ни за что, из-за того, что он говорил тебе правильные слова. А теперь — проклят ты от земли, которая раскрыла свои уста, чтобы принять кровь твоего брата из твоей руки, и в которой ты похоронил его. И будет так: когда ты станешь обрабатывать землю, она уже не будет давать тебе свою силу, как прежде. Ибо колючки и сорняки будет растить тебе земля, и будешь ты скитальцем на земле до дня твоей смерти. И вышел Каин тогда из того места пред Б-гом, где он был, и стал скитаться в землях к востоку от Эдена, вместе со всем своим имуществом. В те дни познал Каин жену свою, и она забеременела и родила сына. И назвал он ему имя Ханох, как бы говоря, что в те дни Г-сподь стал давать ему спокойствие на земле. В то же время Каин начал строить город, и построил его, и назвал город Ханох, по имени своего сына. Ибо в те дни Г-сподь дал ему спокойствие на земле, и он уже не скитался, как вначале. У Ханоха родился Ирад, Ирад родил Мэхияэля, Мехияэль родил Метушаэля, а Метушаэль родил Лемеха.
И было в сто тридцатом году жизни Адама на земле: познал Адам еще раз Хаву, жену свою, и она забеременела, и родила сына по его образу и подобию. И назвала она его имя Шет, «ибо дал (шат) мне Б-г другое семя вместо Эвеля, которого убил Каин». И жил Шет сто пять лет, и родил сына. И назвал Шет своего сына Энош, говоря: в ту пору начали люди умножаться на земле, и причинять боль (ануш) своей душе и сердцу, и совершать преступления и бунтовать против Б-га. В дни Эноша люди продолжали еще больше бунтовать против Б-га и нарушать Его волю, увеличивая гнев Г-спода на человечество. И стали они служить другим богам, и забыли Г-спода, Который сотворил их на земле. В те дни сделали люди себе идолов из меди и железа, дерева и камня, и поклонялись им, и служили им. Каждый человек делал себе бога и поклонялся ему, и оставили люди Г-спода во все дни Эноша и его сынов. И возгорелся гнев Г-спода за их деяния и за те мерзости, которые они делали на земле. И наслал Он на них наводнение: поднялась река Гихон и уничтожила треть населенного мира. Но при всем при том не вернулись люди со своего злого пути, и замышляли они и далее делать зло в глазах Г-спода. В те дни не сеяли и не собирали урожай с земли, и не было еды для людей, и был великий голод в те дни. А семя, которое они пытались посеять в земле, превращалось в колючки и сорняки. Ибо еще со времени Адама было проклятие Б-га на землю из-за греха Адама, который согрешил перед Г-сподом. Когда же люди стали еще больше бунтовать и грешить против Б-га, и извращать пути свои — тогда и земля стала еще больше портиться.
И прожил Энош девяносто лет, и родил Кейнана. Кейнан вырос, достиг возраста сорока лет, и стал мудрым, и знал и разумел всякую премудрость. И с помощью своей мудрости и знания стал Кейнан царем над всеми людьми. Ибо Кейнан был весьма мудрым, понимал всякую премудрость и властвовал мудростью своей даже над духами и бесами. И понял Кейнан через свою мудрость, что Б-г уничтожит человечество за их грехи на земле, и что в конце дней Г-сподь приведет на них воды потопа. И высек Кейнан то, что в будущем произойдет в те дни, на каменных скрижалях, и положил их в своих хранилищах. И царствовал Кейнан на всей земле, и отошел он от сынов человеческих, чтобы служить Б-гу. Когда Кейнану было семьдесят лет, у него родились три сына и две дочери. Вот имена сыновей Кейнана: первенца звали Маалалель, второго — Эйнан, а третьего — Маред. А их сестры — Ада и Цила. И породнился Лемех, сын Метушелаха, с Кейнаном, и взял себе в жены двух его дочерей. И забеременела Ада, и родила Лемеху сына, и он назвал его Яваль. И забеременела еще, и родила сына, и назвала его Йуваль. А сестра ее, Цила, была в те дни бесплодной, не было у нее детей. Ибо в те дни люди начали преступать повеление Б-га и нарушать Его заповедь людям — «плодиться и размножаться на земле». Они заставляли часть своих жен пить зелье, которое делало их бесплодными, для того, чтобы не испортилась их красота и внешний вид из-за беременности и родов. И когда люди стали поить некоторых своих жен зельем бесплодия, Цила тоже выпила его. И те жены, которые рожали, были для своих мужей омерзительны, а с бесплодными они были вместе.
И было, по прошествии множества лет, когда Цила уже состарилась, открыл Г-сподь ее чрево, и забеременела она, и родила сына, и назвала его Туваль-Каин, что означало: «после того, как мое тело износилось, приобрела я его от Б-га Всемогущего». И забеременела еще, и родила дочь, и назвала ее имя Наама (приятная), ибо сказала: «после того, как мое тело износилось, было мне утешение и приятность». А Лемех состарился, и глаза его ослабли. Не мог он видеть, и его сын, Туваль-Каин, присматривал за ним. Как-то шли они вместе по полю, и Каин, сын Адама, шел им навстречу. Лемех был очень стар и не мог видеть, а его сын, Туваль-Каин, был тогда маленьким мальчиком. И сказал Туваль-Каин своему отцу натянуть лук, и натянул Лемех тетиву лука, и поразил Каина издалека стрелами, и убили его, потому что они подумали, что это животное. И вошли стрелы в тело Каина, а он был далеко от них, и упал он на землю, и умер. Так отплатил Г-сподь Каину злом за зло, которое он причинил Эвелю, брату своему, как и говорил Г-сподь ему. И когда умер Каин, пошли Лемех и Туваль-Каин, сын его, посмотреть, что за животное они убили, и увидели, что это их прадед, Каин, лежит на земле мертвый. И очень расстроился Лемех из-за того, что совершил это, и хлопнул руками, и ударил рукой сына, и умертвил его. Когда жены Лемеха услышали, что он наделал, они захотели убить его. И возненавидели жены Лемеха его за то, что он убил Каина и Туваль-Каина. И ушли жены Лемеха от него, и не хотели его слушать. И пришел Лемех к своим женам, и стал уговаривать их выслушать его объяснения. И сказал Лемех своим женам: Ада и Цила, послушайте меня, жены Лемеха, услышьте мои речи. Вы думали, что я убил мужа на язву мне и мальчика на душевную рану мне — безвинно. Но ведь вы знаете, что я стар, мои глаза ослабели от старости, и я сделал это непредумышленно. И послушались жены Лемеха его по этому поводу, с того дня и далее, ибо знали, что гнев Г-сподень все более возгорается на сынов человеческих, дабы уничтожить их за их злодеяния в водах потопа.
А Маалалэль, сын Кейнана, жил шестьдесят пять лет, и родил Йереда. Йеред жил сто шестьдесят два года, и родил Ханоха. И жил Ханох шестьдесят пять лет, и родил Метушелаха. И ходил Ханох с Б-гом после того, как родил Метушелаха, и служил Г-споду, и презрел злые дела человеческие. И прилепилась душа Ханоха к поучению Г-сподню, к мудрости и разумению, и узнал он пути Г-сподни. И по мудрости своей отделился он от людей, и скрывался от них многие дни. А по прошествии многих лет, когда Ханох служил Всевышнему и молился Ему в своем доме, воззвал к нему ангел Г-сподень с неба, и сказал ему: «Ханох, Ханох!» И сказал: вот я! И сказал ему ангел: встань, выйди из твоего дома и из места, где ты прятался. И будешь царем над всеми людьми, чтобы научить их пути, по которому они должны идти, и делам, которые они должны вершить, чтобы идти по путям Г-сподним. И встал Ханох, и вышел из своего дома, и из своего места, и из комнаты, где он был, по слову Всевышнего. И собрал он тогда всех людей, и сообщил им назидание Г-сподне. И приказал он, и послали глашатаев по всем поселениям людей, провозглашая: «Кто хочет узнать пути Всевышнего и праведные дела — пусть придет к Ханоху!» И собрались к нему все сыны человеческие в ту пору, и каждый, кто желал этого, приходил к Ханоху. И воцарился Ханох над людьми, по слову Г-спода, и пришли, и поклонились ему до земли, и все вместе слушали его слова. И был дух Б-жий на Ханохе, и учил он всех своих людей мудрости Б-жией и Его путям, и служили люди Г-споду все дни Ханоха, и приходили люди слушать его мудрость. И все цари земли, первые и последние, и их министры и судьи, пришли к Ханоху, когда услышали о его мудрости, и поклонились ему до земли. И они тоже попросили Ханоха царствовать над ними, и он согласился. И собрались все вместе, около ста тридцати царей и министров, и воцарили Ханоха над ними, и были они все под его рукой и под его властью. И учил их Ханох мудрости, знанию, и пути Г-сподню, и помирил их всех, и был мир на всей земле в дни Ханоха. И царствовал Ханох над всеми людьми двести сорок три года, и вершил он праведный суд всему своему народу, и обучал их путям Г-сподним.
А вот родословная Ханоха: у него было три сына, Метушелах, Элишуа и Элимелех, и их сестры, Милка и Наама. И жил Метушелах сто восемьдесят семь лет, и родил Лемеха. На пятьдесят шестом году жизни Лемеха умер Адам, ему было девятьсот тридцать лет. И похоронили его Шет и сыновья его, и Ханох и его сын Метушелах, с большим почетом, в царском захоронении, в пещере, о которой говорил им Г-сподь. И сделали все сыны человеческие в том месте траур и великий плач об Адаме, и так повелось с тех пор, доныне. И умер Адам, за то, что съел с Древа познания, он и потомки его, как и говорил им Б-г. Год смерти Адама был двести сорок третьим годом царствования Ханоха. И было в ту пору: решил Ханох отделиться от людей и скрываться от них, как раньше, чтобы служить Г-споду. Так он и сделал, но не скрывался все время: три дня прятался от людей, а один день открывался им. Все три дня он был в своей комнате, где молился и прославлял Г-спода, своего Б-га. А в тот день, когда он выходил к своим подданным, он указывал им и учил их пути Г-сподню, и отвечал им на все их вопросы. Так он делал много лет. А потом он стал скрываться шесть дней, а открываться людям один день; потом — один день в месяц, а потом — один день в году. Так что в конце концов все цари, министры и все люди хотели увидеть Ханоха и услышать его слова, и не могли, ибо все очень боялись Ханоха и не могли к нему подойти из-за страха Б-жия на его лице, поэтому никто не мог увидеть его лицо, боясь умереть. Тогда все цари посоветовались и решили собрать вместе всех людей и придти к царю Ханоху в то время, когда он выйдет к ним, и сделали так. И собрались все, и пришли все вместе к нему, и говорил с ними Ханох обо всем, что они хотели. И учил он их мудрости и знанию, и боязни Б-га, и устрашились весьма все люди, и подивились его мудрости, и поклонились все ему до земли, и сказали: Да здравствует царь!
А через некоторое время, когда все цари, министры и все люди говорили с Ханохом, а тот учил их путям Всевышнего — воззвал ангел Г-сподень к Ханоху с неба и пообещал забрать его на небо, чтобы воцарить его над ангелами, как властвовал он над людьми на земле. Как услышал это Ханох — приказал собраться всем жителям земли, и учил он их мудрости, и знанию, и назиданию Г-сподню. И сказал он им: попросили меня вознестись на небо, не знаю я дня, когда уйду. А сейчас, прежде чем уйду от вас, научу я вас мудрости и знанию, чтобы исполнять это на земле, на которой будете. И сделал он так. И обучал их мудрости и знанию, и назидал их. И установил им законы, которые должны они выполнять на земле, и сделал мир между ними, и научил их, как достичь Грядущего мира. И оставался он с ними несколько дней, и учил их всему этому. И было: когда люди сидели с Ханохом и он говорил с ними, подняли они глаза и увидели образ большого коня спускается с неба, и поскакал конь по воздуху. И рассказали они Ханоху то, что видели. И сказал им Ханох: для меня этот конь спустился на землю, ибо пришел день и час, когда уйду я от вас и не увижусь больше с вами. И тогда спустился этот конь и встал перед Ханохом, и все люди, которые были с Ханохом, видели его. Тогда Ханох приказал и возвестили всем: Кто муж, который хочет познать пути Г-спода, Б-га его — пусть придет в этот день к Ханоху, прежде чем тот будет взят от него. И собрались все люди и пришли к Ханоху в тот день, и также все цари земли, и министры их, и властители, не отходили от Ханоха в тот день. И учил Ханох всех людей мудрости, разуму и назиданию Б-жьему в тот день, и наказал им служить Г-споду и ходить Его путями во все дни их жизни, и сделал мир между ними.
А после того встал он и сел на коня, и вышел, и пошел, и вышли за ним все люди — около восьмисот тысяч человек, и пошли за ним на протяжении одного дневного пути. На второй день сказал он им: вернитесь к себе домой, зачем вам идти — как бы не умереть вам! И часть людей вернулась. Оставшиеся же пошли вместе с ним шесть дней, а Ханох говорит им каждый день: вернитесь, чтобы вам не умереть! А они не хотели возвращаться, и шли с ним. И было в шестой день: Ханох опять стал уговаривать их вернуться, потому что завтра я поднимусь на небо, и все, кто останется со мной из вас — умрет. И часть людей вернулась в шестой день, но некоторые остались с ним. И сказали они ему: мы пойдем с тобой туда, куда ты пойдешь. Клянемся Г-сподом, что только смерть разделит между нами и тобой. И поскольку они так старались пойти с ним, он прекратил уговаривать их, и пошли они за ним, и не вернулись. А те цари, когда вернулись, пересчитали всех, чтобы узнать количество оставшихся людей, которые пошли за Ханохом. И было в седьмой день: вознесся Ханох в буре на небо на огненных конях и огненных колесницах. И послали все цари, которые были с Ханохом, в восьмой день, пересчитать людей, которые были с Ханохом в том месте, откуда он вознесся на небо. И пошли посланники всех этих царей в то место, и нашли, что вся земля в том месте покрыта снегом, а на нем — большие снежные комья. И сказали они друг другу: давайте разобьем этот снег и посмотрим, не умерли ли те люди, которые были с Ханохом, под этим снегом. И сделали так, и стали искать по всему снегу, и нашли столько людей, сколько были с Ханохом, мертвыми под снегом. И искали они Ханоха, но не нашли, ибо вознесся он на небо. И было всех лет Ханоха, которые он жил на земле, триста пятьдесят шесть лет.
В сто тринадцатый год жизни Лемеха, сына Метушелаха, вознесся Ханох на небо. И было: когда вознесся Ханох на небо, встали все цари земли, и взяли Метушелаха, его сына, и помазали его, и воцарили над ними вместо отца его. И делал Метушелах праведное в глазах Г-спода, как учил его Ханох, отец его. И он тоже учил людей мудрости, и знанию, и богобоязненности, не сворачивал с правильного пути ни вправо, ни влево. Но в конце жизни Метушелаха отошли люди от Б-га, и развратили землю, и стали грабить друг друга. И взбунтовались они против Б-га, и совершали преступления против Него, и извратили свой путь, и не хотел слушаться голоса Метушелаха, и взбунтовались против него. И сильно рассердился на них Г-сподь, и уничтожил семя в те дни, и не было посева и жатвы земли. Когда люди сеяли себе на пропитание — земля взращивала им колючки и тернии, которые они не сеяли. Но несмотря на это, не возвратились люди со своего злодейского пути, и продолжали делать зло в глазах Г-спода. И гневили они Г-спода своими злыми путями, и весьма разгневался Г-сподь, и пожалел, что сделал человека, и решил уничтожить их и стереть с лица земли, и сделал им так.
В те дни, когда Лемеху, сыну Метушелаха, было сто шестьдесят лет, умер Шет, сын Адама. Все дни жизни Шета были девятьсот двенадцать лет, и умер он. Когда Лемеху было сто восемьдесят один год, он взял в жены Ашмуа, дочь Элишуа, сына Ханоха, дяди его, себе в жены; и она забеременела от него. В то время засеивали люди землю и получали мало пищи от земли. Но не вернулись сыны человеческие со своего злого пути, и бунтовали против своего Господина. И забеременела жена Лемеха, и родила ему сына. Метушелах назвал его Ноах, сказав: «Упокоилась (наха) земля и прекратила разрушаться в его дни». А Лемех, его отец, назвал его Менахем, говоря: «Этот утешит (йенахем) нас от работы нашей и от печали дел рук наших, из-за того, что Г-сподь проклял землю». И вырос ребенок, и был отлучен от груди, и пошел по пути Метушелаха, своего праотца, и был непорочен и прямодушен с Г-сподом. А все люди в то время, когда размножились, сошли с путей Г-спода. И учили друг друга злому, и совершали все больше и больше преступлений пред Г-сподом. И сделали кажды себе божка, и грабили и притесняли друг друга, и даже своих родственников, и извратили землю, и наполнилась земля грабежом. И пошли их судьи и надсмотрщики ко всем дочерям человеческим, и брали себе жен силой из-под их мужей, кого бы ни выбрали. И даже некоторых животных и зверей полевых и птиц небесных взяли в те дни люди и научили их скрещиваться с другими видами, чтобы гневить тем самым Г-спода. И увидел Б-г землю — и вот, она развращена, ибо развратила всякая плоть свой путь на земли, все люди и все животные. И сказал Г-сподь: «Сотру человека, которого Я сотворил, с лица земли, — от человека до птицы небесной и до животного и до зверя полевого, ибо Я пожалел о том, что сделал их». А все люди, которые ходили по путям Г-спода, умерли в те дни, прежде чем Г-сподь привел на людей обещанное Им зло. Ибо от Г-спода было им это, чтобы они не увидели то зло, о котором говорил Г-сподь, что приведет его на людей. А Ноах нашел милость в глазах Г-спода, и избрал Г-сподь его и сыновей его, чтобы дать от него жизнь потомству на всей земле.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»