Из цикла «Царица Суббота», темы: Сотворение мира, Суббота, Йом тов, Еда, Мукце, Рав Моше Пантелят, Запреты в Субботу, Постановления мудрецов, Электроприборы
Мудрецы "установили ограду вокруг закона", запретив больше, чем запретила Тора. Поступили они так, чтобы отдалить нас от неумышленного совершения в Субботу любой из 39 мелахот. Их ограничительные постановления (на иврите гзерот) сводятся к запрещению действий, которые, не являясь мелахой, способны с легкостью привести нас к совершению мелахот. Под запрет попали следующие действия: те, что имеют отдаленное сходство с мелахот, а потому способны ввести несведущих людей в заблуждение; те, что приводят к мелахе через привычку повседневной жизни; и те, что приводят к ней впоследствии.
Существует еще один, четвертый вид постановлений мудрецов, направленных на соблюдение не столько буквы субботних законов, сколько их духа и цели. Сказано в Торе (Шмот 23:12): "Шесть дней делай свои дела, а на седьмой день покойся, чтобы отдохнул твой бык и твой осел". Понятно, что цель субботнего покоя - не в том, чтобы дать отдых вьючным животным. Поэтому некоторые комментаторы так поясняют смысл стиха: откажись в Субботу от своих ежедневных дел - чтобы твоя материальная часть (осел, который живет в тебе) успокоилась и дала возможность твоей душе проявиться. Паскаль как-то сказал: "человек - удивительная помесь скота и ангела". Скот - это и есть осел (на иврите хамор, от слова хомер, вещество, материя). Действительно, у нас есть тело и душа. На протяжении всей недели у большинства людей доминирует тело: заботы о хлебе насущном, дела, труд, беспокойства. Своей деятельной сущностью будничная жизнь заслоняет свет души, не дает ему проявить себя, выйти наружу. Для того чтобы духовный потенциал смог реализоваться, необходима остановка, перерыв в гонке обыденных дней. Ради этой цели и дана нам Суббота.
Мы должны остановиться в Шабат. Это не значит, что нам надо застыть на месте, прекратив всякую деятельность. Суть в том, чтобы всему материальному была отведена второстепенная роль. Материальность, в окружении которой мы жили, была первостепенной, важной, а стала побочной, не основной. Такая шкала приоритетов и является определяющей для Субботы. Представим себе человека, который не делает в Субботу никакой мелахи не включает свет, не зажигает газ, но "активно отдыхает", занимаясь спортом, разбирая свои бумаги и обсуждая с соседями последние события на бирже. "Остановка" не состоялась, человек занят материальными вещами. Он соблюдает букву закона, но не его дух. Суббота такого человека мало отличается от будничных дней. Она чуть другая, но, в принципе, такая же...
Для того чтобы помочь человеку отвлечься от материальности, мудрецы приняли ряд постановлений, способных превратить Субботу в особый, не похожий на будни день. Об этих постановлениях говорит пророк Йешаяу (58:14): "Если дашь покой своим ногам в Субботу, не занимаясь своими делами в Мой святой день, и назовешь Субботу блаженством, (если) окажешь уважение дню, освященному Всевышним, и почтишь его, не делая того, к чему привык в будни, (если) не станешь искать выгоды и откажешься от разговоров о ней, - то удостоишься блаженства от Всевышнего..."
Вот как объясняет этот стих Талмуд:
- "Если дашь покой своим ногам в Субботу" - в этот день следует ходить иначе, чем в будние дни. - "Назовешь Субботу блаженством" - это онег шабат, обязанность получать удовольствия в Субботу. - "И почтишь его" - пусть в Субботу твоя одежда будет не такой как в будни. - "И откажешься от разговоров о выгоде" - в Субботу не следует беседовать на будничные темы.
Есть еще одно постановление, не упомянутое в словах пророка, но занимающее одно из центральных мест в законах Субботы. Дело в том, что существует некая психологическая проблема, а именно: люди, привыкшие к темпу трудовой недели и "обреченные на субботнее безделье", начинают искать, чем заняться. Можно, конечно, открыть книги, пойти на лекцию, - но мудрецы, трезво оценивая реальность, понимали, что многие предпочтут заняться чем-нибудь физическим, привычным уборкой дома, например, или наведением порядка в своих вещах и т.п. Так, в материальных трудах и заботах, может пройти весь день, и для духовного содержания не останется ни времени, ни сил.
Как быть? Было найдено самое простое решение: надо ограничить число предметов, которые можно перемещать в Субботу, разрешив только те, что готовы для использования именно в этот день. Предметы, запрещенные для перемещения, получили название мукце, что означает на иврите - вещи, в Субботу отдаленные. В их список вошли камни, строительные материалы, деньги, обломки предметов, не годные для пользования, и многое другое.
Отдельный статус приобрели инструменты, специально предназначенные для действий, запрещенных в Субботу; ими разрешили пользоваться, но только в рамках разрешенных действий, например: если возникла нужда, можно колоть орехи молотком.
Важно знать, что вещи, предназначенные для действий, запрещенных в Субботу, - строго говоря, не мукце (несмотря на то что во многих книгах их так называют для простоты изложения). Просто их использование в Субботу сильно ограничено.
Напомним, что основная идея постановления о мукце состоит в том, чтобы ограничить число перемещаемых в Субботу предметов. По какому принципу выбрали предметы, вошедшие в список? В Торе сказано (Шмот 16:5): "На шестой день пусть приготовят то, что принесут". Отсюда и заимствовали мудрецы свой принцип: только то, что заранее приготовлено к Субботе, можно перемещать с места на место. Получаем продукты, годные для еды, предметы домашнего обихода и прочие вещи, которые заранее приготовлены для использования в Субботу: их полностью приспособили к употреблению, обработав определенным образом, или запланировали пользоваться ими (хотя бы мысленно). Вещи, к Субботе не готовые, попали под запрет.
Такова общая идея. Она конкретизируется в ряде общих правил.
Исходя из общей идеи мукце, можно предположить, что запрет не распространяется на келим, предметы, входящие в широкий класс домашней утвари. Тем не менее мудрецы ограничили возможность перемещать некоторые из них. Объясняется это тем, что, помимо упомянутых причин постановления о мукце, существует еще одна, не менее важная. И порождена она простым опасением: перенося с места на место инструменты, специально предназначенные для действий, запрещенных в Субботу (кли шемелахто леисур), человек, забывшись, может употребить их по прямому назначению. Поэтому мудрецы разрешили перемещать их только для того чтобы совершить с их помощью исключительно разрешенные действия; например, как мы уже упоминали, если нечем разбить орех, можно сделать это молотком; разрешено вытащить занозу с помощью швейной иголки и т.п. Кроме того, если возникла необходимость воспользоваться местом, на котором лежат подобные предметы, можно убрать их, чтобы они не мешали. Но перемещать их для других целей запрещено. Так, например, если перед Субботой мы забыли дрель в таком месте, где она может пропасть или испортиться, нельзя в Субботу занести ее в надежное место.
Предметы, предназначенные для разрешенных в Субботу действий, разрешено перемещать в любых целях, в том числе и для того чтобы спасти их от порчи или пропажи. И только бесцельное их перемещение запрещено.
Рассмотрим вопрос о включенных с пятницы электроприборах, не имеющих нити накаливания, таких как вентилятор или слуховой аппарат. По мнению некоторых авторитетов, эти приборы относятся к разряду предметов, предназначенных для запрещенных действий, поскольку они работают, когда замыкается электрическая цепь, а такое замыкание в Субботу не разрешается. Другие возражают, утверждая, что включенные электроприборы имеют статус предметов, предназначенных для разрешенных в Субботу действий, поскольку, пользуясь ими, сам человек не нарушает никаких запретов. Получается, что согласно всем мнениям, можно перемещать электроприборы, если нужно воспользоваться ими самими[1] или местом, которое они занимают. Но можно ли переносить такие приборы ради их сохранения - это вопрос спорный. Напомним, что пока мы говорим об электроприборах, не имеющих нити накаливания; лампы и электронагреватели будут обсуждены ниже.
Можно носить на руке электронные часы. Но, если батарея иссякла, они становятся мукце, так как в данный момент ни к чему не пригодны. Отсюда вопрос: что делать, если они остановились на руке? Ответ: надо найти место, где часы не пропадут, оставить их там и не трогать до исхода Субботы. По поводу механических часов, которые остановились, потому что кончился их завод, есть и другое мнение - разрешающее, на которое можно при необходимости положиться. Исключением являются женские золотые часы, - по мнению всех авторитетов, они, даже остановившись, продолжают быть украшением.
Теперь разберем несколько бытовых ситуаций. Если, перед тем как расстелить скатерть, мы обнаружили на столе молоток, его можно убрать, чтобы не мешал. Причем не обязательно сбрасывать молоток на пол: поскольку у нас есть полное право взять его в руки, то все время, пока он у нас в руках, можно носить его как угодно долго, доколе не отыщется удобное место. Или можно отдать его кому-нибудь другому, чтобы он его отнес. Но если мы по ошибке взяли мукце (предмет, который изначально брать нельзя), нам придется тут же выпустить его из рук.
Другой пример: отправляясь на утреннюю молитву, еврей хочет снять с полки талит, но обнаруживает, что на талите лежат тфилин. Можно ли, приподняв тфилин, положить их в сторону, чтобы достать талит? В Субботу тфилин не надевают, нет такой заповеди, более того, согласно многим авторитетам, надевать их строго запрещено. Значит, тфилин относятся к классу предметов, специально предназначенных для запрещенных в Субботу действий. Но и такие вещи можно убирать, когда они мешают использовать место, на котором лежат. Получается, что, если другим путем талит достать нельзя, можно убрать тфилин, не опасаясь взять их в руки. По той же причине - если в пятницу кто-то из наших друзей забыл тфилин в синагоге, то в Субботу он не может отнести их домой. Однако, если есть опасение, что они будут утеряны, разрешено отнести их домой, поскольку существует мнение, что в Субботу нет запрета надевать тфилин; просто их не надевают, поскольку в этом нет необходимости[2]. Согласно этому мнению, тфилин относятся к разряду предметов, предназначенных для разрешенных в Субботу действий, а значит, их можно перемещать, чтобы спасти от порчи или пропажи.
Еще одна жизненная ситуация: в машине с пятницы забыта детская коляска; можно ли достать ее в Субботу? Если при открытии дверцы не избежать зажигания лампочки внутри салона, прогулку с ребенком в коляске придется отложить. Но, если лампочка не зажигается, надо сперва выяснить, является ли машина мукце, - и если ответ положителен, то ее нельзя будет открыть. Ведущие авторитеты нашего поколения утверждают, что машина со всеми ее частями - не мукце, просто она относится к разряду предметов, предназначенных для запрещенных действий[3]. Следовательно, можно открыть дверцы для разрешенных в Субботу целей, в данном случае для того чтобы вынуть коляску.
Что можно сказать о ключах от машины? Те, которыми пользуются и для зажигания и для открывания дверей, можно перемещать (об этом - буквально в следующем абзаце). Но ключ, предназначенный только для зажигания, считается мукце. Поэтому, если человек носит его на одном брелке вместе с ключами от квартиры, надо снять его с брелка еще в пятницу. Впрочем, если это не сделано, в Субботу можно постфактум (бедиавад) пользоваться ключами от квартиры, не отсоединяя их от связки, куда входит и ключ для зажигания.
Предметы, которые служат одновременно для запрещенных и разрешенных в Субботу действий, можно перемещать с любой целью. Примером могут служить кастрюли, используемые как для варки, так и для того чтобы хранить в них сваренную пищу. Однако сковородки и подобные им кухонные предметы, используемые в основном для готовки - так что лишь в редких случаях в них хранят пищу, - имеют статус вещей, предназначенных для действий, запрещенных в Субботу. Поэтому их можно перемещать исключительно для того чтобы использовать для каких-нибудь разрешенных действий или чтобы освободить место, которое они занимают.
Существует группа предметов, служащих для запрещенных в Субботу действий и категорически запрещенных мудрецами для любого перемещения. Они называются мукце махмат хисарон кис[4]. Речь идет о вещах, которыми люди дорожат настолько, что пользуются ими только по прямому назначению - из опасения испортить или повредить. Об использовании таких предметов, имеющих и в будни ограниченное применение, человек меньше всего думает накануне Субботы; поэтому мудрецы запретили перемещать их даже для того чтобы совершить при их помощи разрешенные операции или если надо освободить место, которое они занимают. В указанную группу входят телефонные аппараты, радиоприемники, магнитофоны, компьютеры, магнитофонные кассеты и дискеты, компакт-диски, музыкальные инструменты, фото- и видеокамеры, пылесосы, отрезки тканей, предназначенные для шитья, дорогие подсвечники (даже если их не используют в эту Субботу), чековые книжки, проездные билеты, негашеные марки. Некоторые авторитеты добавляют сюда писчую бумагу.
Следует добавить, что в эту категорию включены также некоторые предметы, предназначенные для разрешенных в Субботу действий:
- вещи, предназначенные для продажи, которыми не пользуются в других целях из-за опасения их испортить или снизить их ценность;
- ценные вещи, которым обычно выделяют постоянное место и стараются не трогать их, чтобы не повредить, например, картины или другие произведения искусства;
- предметы, которыми пользуются, не сдвигая их с места, такие как настенные часы или тяжелые шкафы. Хрустальная настольная ваза, как бы ей ни дорожили, не считается мукце, потому что ее принято ставить и убирать со стола.
Вещи, входящие в категорию мукце махмат хисарон кис, которые испортились или поломались в Субботу, так что ими теперь нисколько не дорожат, остаются запрещенными[5]. И только если еще в будни мы решили навсегда изменить предназначение одного из таких предметов и отныне пользоваться им не по прямому назначению, можно будет перемещать его и в Субботу. Например, мы решили перевести скальпель в разряд обычных ножей - теперь им разрешено в Субботу резать колбасу.
Предметы, не имеющие никакого практического предназначения в Субботу, называются мукце махмат гуфо[6]. В этот класс входит любая вещь, которая не классифицируется как кли, предмет бытового использования, и не годится в пищу ни людям, ни животным. Такие предметы нельзя перемещать никоим образом. Сюда входят камни, песок, деньги[7], кредитные карточки и т.п. Несмотря на то что некоторые из них широко используются в будни, в Субботу они не подходят ни для какого разрешенного применения, поэтому полностью теряют статус кли.
Ясно, что скорлупа яиц и орехов, а также не годные в пищу животным плодовые косточки[8] - это мукце. Но как поступать с ними на практике? Несомненно, можно чистить яйца и колоть орехи в Субботу, можно вынимать косточки изо рта: все это неотъемлемая часть еды. Но, положив скорлупу или косточки на тарелку или на стол, мы уже не можем взять их в руки. О том, как перенести их в мусорное ведро, поговорим ниже.
Косточки мясного блюда, на которых сохранились остатки мяса, а также те, внутри которых есть костный мозг, не считаются мукце, так как они годны в пищу людям (даже если мы не собираемся их обгладывать). Являются ли мукце кости, на которых ничего не осталось? С одной стороны, они не представляют для людей никакого интереса. С другой стороны, для собак они - деликатес. Поэтому, если мы живем в районе, где многие люди держат собак, такие кости не считаются мукце, но если в нашем районе собак нет, собрать эти кости руками можно только при условии, что у нас самих есть собака[9].
То же самое по поводу картофельных очисток, кожуры от бананов, мандаринов и т.п.: все это - отличная пища для коров и другой скотины, но коров у нас с вами, скорее всего, нет. А значит, всё перечисленное - мукце.
Можно убрать со стола виноградные косточки, так как большинство людей спокойно проглатывают их, когда едят виноград. Аналогично - с косточками яблок и груш. Даже семечки арбуза и дыни нельзя запретить: есть люди, которые едят их в сушеном виде как семечки. Кстати, щелкая семечки в Субботу, не стоит собирать шелуху в руке, как это делают некоторые люди в остальные дни недели, их надо тут же отбросить.
Продукты, не съедобные в сыром виде, такие как мука, картофель, баклажаны, фасоль, чечевица, хумус, макаронные изделия, рис и различные крупы, - считаются мукце. Многие авторитеты добавляют к этому списку также сырые мясо и рыбу, несмотря на то что они годятся в пищу домашним собакам и кошкам. Причина понятна: это мясо мы держим для себя, а не на корм собакам. Тем не менее, если в Субботу отключился морозильник и возникло опасение, что мороженое мясо испортится, не запрещено его вынуть и отнести к соседям, - потому что в виду возможного материального ущерба можно положиться на разрешающее мнение. Сырую рыбу тоже разрешено спасти, но, в отличии от мяса, лишь в случае несомненно большого ущерба. Суповые концентраты, которые нуждаются в варке, - мукце , но просто растворимые супы - нет[10].
Теперь о чае. Напомним, что, хотя некоторые авторитеты разрешают заваривать чай из пакетика в третьем сосуде, многие придерживаются более строгого мнения. Но, поскольку это всего лишь "устрожение" закона, не заваренный чай в коробках или пакетиках не рассматривается как мукце.
Любые запрещенные в пищу продукты тоже являются мукце - например, хамец в Песах или фрукты и овощи, выращенные в Эрец Исраэль, от которых не отделен маасер. Сюда же относятся плоды, в Субботу опавшие с дерева или сорванные нееврем.
Поскольку здоровому человеку в Субботу при легком недомогании нельзя принимать лекарства, некоторые законоучители запрещают их перемещать, если в доме нет больных. Другие разрешают в любое время перемещать лекарства, используемые при часто случающихся болезнях, - такие как аспирин, акамоль (анальгин) и пр. Согласно их мнению, обычные таблетки имеют тот же статус, что и остатки от еды человека, годные в пищу домашним животным; эти остатки (а значит, и распространенные лекарства), разрешено перемещать всем людям, включая тех, что не держат дома никаких животных26.
Кстати, сами животные тоже включены в класс мукце махмат гуфо. Обнаружив муравьев, расхаживающих по столу, не стоит сгонять их рукой. Но не запрещено сдунуть их со стола, как и любой другой вид мукце. Можно кормить домашних животных в Субботу, но так чтобы при этом не сдвинуть их с места[11]. Клетка с домашними птицами - мукце. Владельцам аквариума советуем проконсультироваться у компетентного раввина, как ухаживать за рыбками в Субботу.
Цветы, стоящие в вазе с водой, не считаются мукце: с того момента как их сорвали, они предназначены для украшения дома. Но цветочный горшок запрещено перемещать в Субботу.
Можно снять нитку или перышко, упавшие на костюм, хотя они ни на что не годны, потому что мудрецы, издав закон о мукце, не распространили его на чистку одежды или пищи, когда грязи ничтожно мало. Однако, сняв мусор с платья, не следует его далеко нести, а надо тут же бросить. Аналогично, можно вытереть пыль со стула, на который мы собираемся сесть.
Сломанные вещи, не годные более к употреблению, -даже если они поломались в Субботу, - являются мукце махмат гуфо, и их нельзя перемещать. Однако можно убрать осколки стакана и других стеклянных вещей, если есть опасение, что они могут привести к травме. Также можно убрать обломки, пригодные для какого-нибудь употребления, даже если мы не собираемся их использовать. Но обломки, которые принято выбрасывать, считаются мукце, даже если в принципе они еще на что-то пригодны.
И еще одно правило на эту тему: деталь, отвалившаяся от какого-либо предмета обихода, сама по себе ни на что не годная, не является мукце, если по истечении Субботы ее можно возвратить на место. Благодаря возможности вернуться опять к общему "ансамблю", деталь сохраняет статус кли. Впрочем, это разрешение не действует в следующих случаях[12]:
1. если предмет, от которого отвалилась часть, в данный момент ни на что не годен (сам "ансамбль" утратил статус кли);
2. если починка настолько сложна, что придется прибегнуть к услугам мастера (возможность возвращения становится далекой, и с ней теперь не считаются);
3. если починка предстоит совсем пустяковая. Этот пункт нужно объяснить: дело в том, что мудрецы опасались, что, пользуясь сломавшимся предметом, мы машинально вставим выпавшую деталь на место, забыв о запрете чинить вещи в Субботу. Поэтому запрещено переносить такого рода сломанные предметы и их выпавшие детали. Но если выпавшая деталь затерялась, то опасаться нечего - пока мы будем ее искать, наверняка вспомним, что сегодня Суббота. И еще: если в будни мы успели воспользоваться сломанным предметом, то в Субботу он - не мукце.
Таковы правила, теперь попробуем применить их на практике. Отвалившаяся ножка стула или стола не является мукце. Обоснование: поскольку рано или поздно мы вернем ножку на место, она сохраняет статус кли. То же самое можно сказать по поводу самого стула, потерявшего ножку. Все же, в случае, если починка не представляет собой сложного дела, перемещать стул нельзя. По аналогии можно сказать, что, если упало колесо детской коляски, но так, что его можно с легкостью возвратить на место, колесо и коляска становятся мукце.
Теперь займемся очками. При сломанной оправе очки становятся мукце. То же самое, если в них разбились оба стекла (см. второе правило). Но если разбилось или потерялось одно стекло и очками хоть как-то можно пользоваться, они не стали мукце; причин для опасения, что их начнут чинить, тоже нет (третье правило), поскольку нечего вставлять в оправу. Идем дальше. Стекло, выпавшее из-за того, что ослаб винтик, нельзя перемещать (см. третье правило). То же самое относится к очкам - даже если ими все еще можно пользоваться, благодаря оставшемуся стеклу. Только если мы пользовались этими очками (без одного стекла) в будни, они не считаются мукце.
Резюме. Выпало стекло: и стекло, и очки - мукце (если ими не успели попользоваться в будни). Стекло потерялось или разбилось: очки - не мукце.
В некоторых моделях пластмассовых оправ стекло держится без помощи винтика. Если оправа расшаталась настолько, что стекло с легкостью выпадает, можно вставить его на место - такая починка в Субботу не запрещена.
Если выпал винтик, крепивший дужку, то ни очки, ни отвалившуюся дужку нельзя перемещать (третье правило). Впрочем, когда винтик потерялся, а очками все еще можно пользоваться (например, надев на одно ухо), они не становятся мукце.
Дверь или окно, снятые с петель, считаются мукце, даже если они пригодны для другого использования (например, в качестве временной столешницы). Причина понятна: поскольку рано или поздно дверь или окно будут возвращены на свои места, мы и сейчас считаем их частью прикрепленного к земле строения, а не келим, предметами домашнего обихода. Поэтому они - мукце. Как видим, здесь "работает" та же идея, что и выше, правда, приводит она к обратному результату.
То же самое с дверцами тяжелых шкафов, которые вследствие своей неподвижности рассматриваются как мукце. Дверцы легкого подвижного шкафа перемещать разрешается. Единственно чего следует избегать, так это навешивать их на петли, - это все равно что чинить мебель, а починка в Субботу строго запрещена.
Оторвавшуюся пуговицу можно положить в безопасное место: скорее всего, после Субботы она будет пришита вновь. Но вот пуговицы и молнии, купленные отдельно и еще ни разу не пришитые к одежде, - мукце.
Возвращаемся к старой теме. Каким образом мукце махмат гуфо превращается в кли, предмет пользования, который можно перемещать? Чтобы вопрос не выглядел теоретическим, нарисуем конкретную ситуацию. Во многих домах на дверях навешивают особые механизмы, снабженные пружиной или гидравликой, чтобы дверь автоматически возвращалась в исходное положение. Поскольку иногда требуется, чтобы дверь, снабженная таким механизмом, оставалась некоторое время открытой, многие люди кладут рядом с дверью тяжелый камень, который ее держит, а если хотят ее закрыть, убирают камень в сторону. Разрешено ли так поступать в Субботу, ведь камень, как мы сказали, мукце? Или, может быть, одного нашего решения использовать его в качестве "упора" достаточно для того чтобы изменить его статус?
Давайте рассуждать логически. Большинство окружающих нас предметов пользования прошли ряд технологических операций, которые и приспособили их к употреблению. Дерево стругали и шлифовали, металлические и пластмассовые предметы отливали и красили и т.д. Стало быть, обтесав камень, чтобы им было удобно пользоваться, мы превратим его в кли; но все понимают, что для банальной поддержки двери это не самый легкий путь. К счастью, есть другой способ употребления - без обработки, когда мы берем вещь в ее природном виде. Скажем, во время прогулки присаживаемся на удобный валун; присматривая за костром, ворочаем угли в костре обычной веткой. Ни валун в сидение, ни ветка в кочергу не превратились: мы пойдем дальше, забыв про то, на чем сидели; костер погаснет - ветку мы выбросим. Однако, если мы решили всегда в дальнейшем пользоваться этим камнем для сидения, тем самым мы превратили его в предмет пользования. Аналогично, выбранный специально для дверей камень утратил статус мукце, и его можно двигать в Субботу. Более того, сидеть на валунах не принято - поэтому, чтобы сделать их кли, надо решить, что они всегда будут служить нам "стульями". А вот обычай держать двери открытыми при помощи камня широко распространен, поэтому алаха гласит, что достаточно один раз воспользоваться им в будни, чтобы превратить его в кли.
Практический вопрос: существуют ли способы, которыми можно переносить мукце с места на место, например, не касаясь его руками? На этот счет есть несколько правил.
Правило первое. Мудрецы действительно разрешили переносить мукце, не касаясь его руками, если для этой цели использовать другой предмет - разрешенный, но и это надо делать не принятым в будни образом. Разъяснение: в обычные дни недели мы многое носим при помощи сумок, подносов, тарелок и т.п. Перенос подобным образом мало чем отличается от перемещения руками, поэтому запрет на мукце в большинстве случаев распространяется и на него. Поэтому нужно изменить способ переноса. Отсюда следует, что, если деньги лежат на тарелке и возникла опасность, что они могут пропасть, нельзя перенести тарелку, несмотря на то что мы не касаемся денег руками. Ведь носить вещи на тарелке - общепринятый способ переноса.
Рассмотрим обычную семейную ситуацию: ребенок просится на родительские руки, но при этом сам несет камень или ветку. Что делать? Сначала надо попросить его выбросить запрещенный предмет, после чего можно поднять ребенка. Если же он не желает расстаться с любимым булыжником, можно повести ребенка за руку, не полнимая. Но он не согласен и на это - требует, чтобы его взяли на руки, а камень выбросить категорически отказывается, - в этом случае разрешено взять ребенка на руки. Однако если он несет не обычный придорожный камень, а хоть сколько-нибудь ценный предмет-мукце, то поднимать ребенка запрещено. Даже идти с ним за руку нельзя! Ибо мудрецы, издавая запрет, опасались, что ребенок выронит вещь, и мы, забыв о Субботе, машинально ее поднимем.
Правило второе. Выше было сказано, что можно перемещать мукце, не касаясь его руками, при помощи другого разрешенного предмета, измененным, не принятым в будни образом. Теперь добавим, что разрешение действует только для того случая, когда перенести мы хотим не мукце, а разрешенный предмет, на котором оно лежит. Иными словами, можно взять необходимую нам разрешенную вещь, несмотря на то что при этом сдвинется с места какое-нибудь мукце. В терминах алахи это называется тилътулъ мин ацад лецорех давар мутар[13]. Однако нельзя перемещать запрещенный предмет для того чтобы он не пропал или не испортился, даже если при этом мы не будем касаться его руками, т.е. при помощи другого предмета.
Например, если мы заметили на полу компьютерную дискету и боимся, что она пропадет, нельзя подтолкнуть ее под диван веником или совком[14].
Но когда нам необходимо воспользоваться местом, на котором лежит мукце, последнее можно удалить, не касаясь руками, при помощи другого предмета. Это тоже входит в категорию тильтуль мин ацад лецорех давар мутар. Теперь самое время вспомнить про скорлупу яиц и орехов, а также кости, которые не годятся в пищу, - раньше мы говорили, что их нельзя убирать со столами руками. Только что нами найден способ очистить от них стол: снимем скатерть и вытряхнем ее содержимое в ведро или стряхнем мусор на пол, а затем подметем пол веником. Если неудобно снимать скатерть, можно положиться на авторитетов, разрешающих смести скорлупу и кости при помощи ножа. Существует еще одна возможность убрать остатки еды со стола, речь о ней пойдет ниже.
Из приведенных выше правил следует, что можно взять нужную нам разрешенную вещь, несмотря на то что на ней лежит мукце. Однако это верно не всегда. Дело в том, что предмет, служащий подставкой или вместилищем для мукце, теряет свою собственную значимость и становится второстепенным по отношению к мукце. В результате он приобретает тот же статус, что и лежащая на нем или в нем запрещенная вещь, т.е. сам становится мукце. Иными словами, его нельзя перемещать. В терминах алахи это называется басис ледавар асур, "основание для мукце".
Типичный пример - кошелек, служащий для того чтобы носить в нем деньги. Причем в Субботу его нельзя переносить и в том случае, когда все деньги из него высыпались. Здесь действует новое правило: то, что нельзя было перемещать во время наступления Субботы (от захода солнца до выхода звезд), остается мукце на протяжении всего дня, даже если исчезла причина запрета; в талмудической литературе это правило носит название миго деиткацаи. В случае с кошельком можно сказать, что, поскольку деньги в нем лежали при наступлении Субботы, он остается мукце и тогда, когда денег в нем нет.
Уместен вопрос: откуда происходит такое странное, на первый взгляд, правило? Мы уже знаем, что моделью для законов мукце послужил стих Торы (Шмот 16:5): "А в шестой день пусть приготовят то, что принесут". Опираясь на этот стих, мудрецы постановили: только то, что в шестой день было уже готово к Субботе, можно использовать и перемещать с места на место. Стало быть, то, чем нельзя было пользоваться при наступлении Субботы, в любом случае остается запрещенным до конца дня.
Если после наступления Субботы мукце положили на разрешенную вещь, согласно большинству авторитетов, последняя не приобретает статус "основания". Но есть и другое мнение: разрешенная вещь становится "основанием", - правда, только до тех пор пока на ней находится мукце. И если мукце упадет, ее снова можно будет перемещать.
Далеко не всякий предмет, на котором лежит мукце, превращается в "основание" для него. Приведем пять условий, делающих предмет, на котором расположено мукце, "основанием", в результате чего предмет нельзя перемещать:
1. Мукце намеренно положили на данный предмет для того чтобы оно лежало на нем в Субботу. (Но мукце, положенное ненамеренно или забытое, а, тем более, упавшее на разрешенную вещь, не превращает ее в "основание".)
2. Разрешенный предмет вторичен по отношению к мукце, т.е. служит ему. (Обратный пример: камень, положенный для тяжести на квашеную капусту, не превращает ее в "основание", потому что не капуста служит подставкой для гнёта, а гнёт служит капусте).
3. Мукце обладает большей ценностью относительно предмета, на котором оно лежит. (Обратный пример: поднос нельзя считать второстепенным по отношению к мелкой монете, положенной на него.)
4. Мукце положено на разрешенный предмет его хозяевами или с их согласия[15] (даже молчаливого).
5. На разрешенном предмете нет других вещей, кроме мукце, или есть, но они менее важны, чем мукце. (Обратный пример: стол, на котором лежат «плеер» и нужные для Субботы книги.)
Повторяем, когда соблюдены все эти условия, предмет, на котором лежит мукце, запрещено перемещать, даже если он нам очень нужен. Наклонить его, чтобы стряхнуть мукце, тоже нельзя.
Если хотя бы одно из условий не соблюдено, разрешенный предмет не стал "основанием". Предмет, который не является "основанием" для мукце, лежащем на нем, можно беспрепятственно переносить, если предварительно это мукце с него стряхнуть[16]. Например, мы забыли кошелек с деньгами на подносе и поднос нам нужен, - в этом случае можно стряхнуть кошелек с подноса на пол. Когда нет возможности стряхнуть мукце с разрешенного предмета, этот предмет разрешено переносить вместе с лежащим на нем мукце. Но что означает выражение "нет возможности стряхнуть"? В алахе указаны два случая:
- Мукце при падении может сломаться либо сломать вещи, на которые упадет. (Примером служит тот же гнёт на квашеной капусте. Чтобы извлечь капусту из бочки, надо стряхнуть камень с крышки.
- Но если рядом находятся предметы, которые могут разбиться при падении камня, или бочка стоит на кафельном полу, то можно аккуратно снять крышку вместе с камнем, при этом не беря его в руки.) - Возникла необходимость освободить место, на котором лежит мукце, но, стряхнув это мукце, мы не решаем проблемы. (Например, если, отправляясь спать, мы обнаруживаем, что на подушке покоится кошелек с деньгами, вряд ли нам поможет стряхивание кошелька на кровать, ведь на этой кровати мы и собираемся спать. В таком случае можно поднять подушку и унести ее с кровати, стряхнув кошелек где-нибудь в углу комнаты.)
Теперь, когда правила выписаны, перейдем к разбору конкретных ситуаций. Начнем с вопросов, связанных с субботними свечами.
Прежде всего отметим, что подсвечники, в которых зажгли субботние свечи, - мукце. Тому есть несколько причин. Во-первых, серебряными подсвечниками люди дорожат и используют их лишь по прямому назначению, так что они вполне могут быть классифицированы как мукце махмат хисарон кис. Во-вторых, даже дешевые подсвечники могут быть отнесены к группе предметов, которыми пользуются, не сдвигая их с места, подобно настенным часам. В-третьих, и это самое главное, при наступлении Субботы подсвечник (как и свечи в нем) стал основанием для пламени, которое рассматривается как мукце. Выше упоминалось, что предметы, которые нельзя было перемещать при наступлении Субботы, остаются запрещенным, даже если причина запрета перестает действовать. Значит, и после того как свечи погасли, подсвечники нельзя двинуть с места.
Поднос, на котором стоят свечи, - классический пример "основания для мукце". Поставив поднос со свечами на стол, мы и стол превращаем в "основание". В этом случае стол нельзя передвигать, но можно использовать его как обычно - сидеть за ним, читать, устраивать застолье.
Правда, часть скатерти, на которой стоят подсвечники, тоже имеет статус "основания для мукце". И если с неподвижностью стола в Субботу еще можно примириться, то запрет на замену скатерти представляет собой неудобство. Поэтому издавна принято перед зажиганием свечей класть на поднос с подсвечниками какой-нибудь разрешенный и нужный предмет, например, халы или бутылку вина. В этом случае поднос не считается мукце, потому что он служит "основанием" одновременно для двух предметов - запрещенного и разрешенного. Теперь можно снять поднос со стола и сменить скатерть. Если же, за неимением подноса, приходится ставить подсвечники прямо на скатерть, имеет смысл перед зажиганием свечей положить халы на нее, чтобы стол можно было передвинуть. Но что делать со скатертью? Снять скатерть вместе с подсвечниками и халами технически неудобно. Убрать одни подсвечники тоже нельзя. Остается только скинуть остатки трапезы при помощи ножа или салфетки.
Теперь рассмотрим "аварийную ситуацию": свеча накренилась и вот-вот упадет на стол. Об этом уже говорилось (см. Девятнадцатую главу), повторим, добавив некоторые детали. Поправить такую свечу в подсвечнике не получится - она мукце. Но, чтобы скатерть не зажглась, можно поставить тарелку в то место, куда свеча собралась упасть. Если же свеча не падает, но из-за наклона стеарин капает на скатерть, можно подставить тарелку - но только если на ней лежит что-нибудь разрешенное к перемещению, иначе эту тарелку потом нельзя будет сдвинуть с места.
Драматизируем ситуацию: свеча уже упала на стол. Убрать ее со стола нельзя, так как она - мукце, но можно аккуратно наклонить стол, чтобы свеча скатилась на пол. Правда, этим советом можно воспользоваться, как мы отметили выше, только в одном случае - если перед зажиганием свечей на столе уже лежали халы или другие разрешенные к переносу вещи. Если же ничего, кроме подсвечников, на столе не лежало, стол является "основанием для мукце", - наклонять его нельзя. Однако можно попросить нееврея вынести свечу. Когда же нет нееврея, разрешено скинуть свечу локтем или каким-нибудь другим необычным способом (не так, как это делают в будни). Но если и стряхнуть свечу не удается - выхода нет: скатерть сгорит, испортится стол. Правда, если мы опасаемся больших убытков, то можно положиться на авторитетов, разрешающих в данном случае взять свечу в руки и отнести ее в безопасное место.
Теперь перейдем от свечей к электроприборам, имеющим нить накаливания. Вроде бы, горящие настольные лампы и электронагреватели, как и свечи, должны иметь статус "основания для мукце", однако с такой точкой зрения не все согласны. Впрочем, спор носит академический характер; на практике никто не разрешает перемещать в Субботу указанные приборы.
Добавим, что незажженная свеча - мукце, потому что в Шабат ни на что не годна.
Рассмотрим частные случаи, в которых присутствует "основание для мукце".
Иногда случается, что, надевая пиджак в Субботу, человек с ужасом обнаруживает, что в кармане лежат деньги или авторучка. Как поступить? Разберем вопрос подробно.
Прежде всего отметим, что деньги, найденные в кармане одежды, которую мы собираемся надеть в Субботу, не превращают его в "основание", так как у нас не было намерения носить в нем деньги. Иными словами, не выполняется первое условие (см. выше, в правилах для "основания"). Так что разрешается надеть пиджак, но только предварительно вытряхнув из него деньги (вывернув карман). В случае опасения, что деньги пропадут, избавиться от содержимого кармана можно в укромном месте.
И даже когда деньги намеренно оставлены в кармане, еще не все потеряно. Во-первых, если это не большая сумма, пиджак не стал "основанием": владельцу он явно дороже мелочи, в нем звенящей (третье условие). Во-вторых, если в кармане вместе с деньгами лежит любая разрешенная вещь, более важная, чем эти деньги (пятое условие), то надо действовать способом, описанным в предыдущем абзаце.
И только если обнаруженная сумма слишком велика, чтоб ею можно было пренебречь, карман становится "основанием для мукце". В него нельзя ничего класть - даже руку. Все же не будем спешить возвращать праздничный пиджак на вешалку, - сначала проверим, что за конструкция у кармана, иногда это помогает. Дело в том, что если карман пришит снаружи, как это делают на рубашках и блейзерах, то весь пиджак стал "основанием для мукце", потому что деньги находятся на нем самом: ведь его полы служат "бортом" для кармана. Такую одежду (с деньгами внутри) нельзя ни носить, ни даже просто перемещать. Однако дело обстоит иначе со многими другими карманами, например брючными, - они пришиты изнутри по краю, так что сами брюки не служат им "бортом". В результате, деньги лежат не в брюках, а в том, что к ним пришито, своеобразном "придатке". То же самое с карманом, пришитым изнутри к куртке, пиджаку или плащу. Несмотря на то что карман стал "основанием" для мукце, одежда, к которой он пришит, таковой не стала. Можно ее надеть, но предварительно вытряхнув деньги; правда, в этом случае нельзя выворачивать карман наизнанку, ибо он - "основание".
Похожие правила действуют, если мы обнаружили деньги в кармане, уже надев субботний костюм. Поступаем тем же образом - карман немедленно выворачивается, деньги выкидываются. Если есть опасение, что в этом месте деньги пропадут или нам стыдно вытряхивать на людях содержимое карманов, можно дойти до укромного места и проделать всю операцию там (см. Двенадцатую главу).
Мукце, которое лежит в ящике стола45, превращает весь ящик в "основание", если в нем нет других разрешенных предметов, более важных, чем мукце. Такой ящик нельзя открывать. Что касается самого стола, то здесь, как и в случае с карманами, все зависит от конструкции. Если ящик выдвижной и его можно полностью извлечь, он представляет собой самостоятельный предмет; поэтому, став "основанием" для мукце, он превращает стол в "основание" для себя. В таком случае стол запрещено передвигать, если при наступлении Субботы на нем (или в его ящиках) не было разрешенных вещей. Но ящик, который невозможно полностью извлечь наружу, - неотъемлемая часть стола, поэтому нельзя сказать, что стол превратился в "основание", т.е. подставку для собственного ящика. Следовательно, такой стол можно при необходимости отодвинуть. Но открывать ящик с мукце в любом случае нельзя!
Теперь представим себе, что в ящике лежит коробка спичек или отвертка - предметы пользования, предназначенные для запрещенных в Субботу действий. Даже если они превращают ящик, в котором лежат, в "основание", это всего лишь означает, что ящик приобрел тот же статус, что и лежащие в нем предметы-мукце. А поскольку такие предметы позволяется перемещать для разрешенных в Субботу действий[17] (или чтобы освободить место, которое они занимают), то аналогичное разрешение получаем и для самого ящика.
Можно открывать и закрывать дверь, на которой висит мукце: дверь, как часть дома, слишком важна для того чтобы превратиться в "основание".
Портфели, с которыми ходят в школу или на работу, можно перемещать в Субботу, потому что обычно они являются "основанием" как для запрещенных, так и для разрешенных предметов (пятое условие).
Если в холодильнике на продуктах, готовых к употреблению, лежат другие продукты, которые к употреблению не готовы (например, сырые кабачки или мороженая рыба), можно - в случае необходимости - извлечь то, что нам нужно, но, разумеется, не отодвигая мукце руками.
Если мукце имеет отвратительный вид или неприятно пахнет, можно удалить его оттуда, где оно раздражает наши чувства: из комнаты или даже с тротуара, по которому ходят люди. В Талмуде это разрешение носит название граф шель реи, буквально "горшок с нечистотами".
Очевидно, что разрешается не только вынести в туалет ночной горшок или положить грязный подгузник в мусор, - под указанное разрешение попадают и куда менее неприятные вещи. К примеру, выше говорилось о том, каким образом следует убирать со стола кости и скорлупу, не годные в пищу животным. Теперь у нас есть еще один способ: если на столе накопилась гора объедков и вид этой горы неприятен окружающим, объедки можно вынести руками, не вытряхивая скатерть на пол.
Но позволяется ли вынести на помойку полное мусорное ведро[18]? Мусор - это мукце; более того, если ведро было непустым еще до начала Субботы, оно стало "основанием" для мукце. Тем не менее, некоторые авторитеты разрешают в данном случае извлечь пакет с мусором и вынести его наружу, чтобы можно было продолжать пользоваться ведром. Правда, другие добавляют, что так разрешено делать только когда от мусора исходит неприятный запах, - в полном соответствии с правилом граф шель реи.
Выше было сказано, что в некоторых случаях можно перемещать мукце, не касаясь его руками, т.е. измененным, не принятым в будни способом, например, при помощи разрешенного предмета. Вопрос: входит ли в определение "измененного способа" перемещение при помощи других частей тела, скажем, ногой или локтем, если так не принято поступать в будни? Большинство авторитетов на этот вопрос отвечают положительно. Более того, если при помощи другого предмета нельзя перемещать мукце, чтобы оно не пропало или не испортилось, то ногой - можно! Иными словами, нельзя затолкать упавшую монету в угол веником, но разрешено задвинуть ее туда ногой. Впрочем, Ха-зон-Иш привел в своей книге убедительные аргументы тому, что нет разницы между перемещением руками или другими частями тела. Все же на практике - при большой необходимости - многие полагаются на первое мнение.
Правило гласит: мукце нельзя перемещать, но до него можно дотрагиваться. Это означает, что не запрещено сидеть на камнях, бревнах и других видах мукце, класть на них вещи и т.д.; правда, при одном ограничении - если мукце не будет сдвинуто с места, когда мы его касаемся.
Несколько слов о мокрой одежде. Мудрецы запретили ее перемещать из опасения, что, взяв ее в руки, человек, машинально выжмет влагу из ткани, забыв на минуту о Субботе. Кстати, что является мокрой одеждой? По алахе, если, дотронувшись до одежды, человек настолько намочит руку, что сможет увлажнить ею другой предмет, то такая одежда считается мокрой.
Следовательно, если белье, вывешенное сушиться, в момент наступления Субботы было мокрым (что приводит к запрету на его перемещение), то в Субботу нельзя будет снять его с веревок даже после того, как оно просохнет. Так работает правило миго деиткацаи, о котором мы говорили выше, а именно: предмет, в начале Субботы запрещенный для переноса, остается мукце на протяжении всего дня.
Но если мы сомневаемся, в каком состоянии находилось белье в момент наступления Субботы, его можно снять. И еще: правило миго деиткацаи действует только при наступлении Субботы; стало быть, если на веревке висело уже высохшее белье, но в Субботу оно намокло под дождем, им можно пользоваться сразу, как только оно высохнет.
Газеты не считаются мукце. Догадайтесь почему. Ответ: потому что некоторые используют их как оберточный материал!
В основных своих положениях законы мукце в Субботу и в Йом-Toв идентичны. Но есть и различия. Вот первое из них.
Уже не раз упоминалось, что в Йом-Тов разрешены действия, необходимые для приготовления пищи на праздничную трапезу (охель нефеш). В принципе, это правило верно и для мукце. Иными словами, разрешается перемещать мукце в интересах праздничной трапезы. Например, можно вынуть из кошелька ключ от шкафа с провизией, можно убрать камень, мешающий достать фрукты или овощи. Однако использовать мукце даже для приготовления пищи (например, колоть орехи камнем) запрещено[19].
Предметы, предназначенные для действий, запрещенных в Субботу, но разрешенных в Йом-Тов, не считаются мукце, их можно перемещать с любой целью. В первую очередь это относится к свечам как зажженным, так и не зажженным. Электроприборы, имеющие нить накаливания, такие как настольные лампы и электронагреватели, являются мукце в Субботу, но в праздники нет запрета на их перемещение. В Йом-Тов нельзя зажечь спичку, чиркнув ее о коробок, но уже горящий огонь можно переносить с помощью спичек, поэтому сами спички не являются мукце.
Продукты, не съедобные в сыром виде, такие как мука, фасоль, картофель или мороженая рыба, не считаются мукце в Йом-Тов, поскольку их можно сварить.
Теперь перейдем ко второму отличию в законах мукце между Субботой и праздником. На этот раз мы имеем дело с "устрожением". Мудрецы справедливо опасались, что разрешение целого ряда мелахот для приготовления пищи может привести к общему пренебрежению законами праздника. Несведущие люди могут подумать, что если разрешено разжигать огонь и варить на нем еду, то можно и многое другое, чего алаха на самом деле не разрешает.
Чтобы несколько сбалансировать картину, мудрецы решили хотя бы в одной области сделать законы праздника строже, чем субботние. Для этого выбрали мукце, точнее одну из его разновидностей - нолад, и, разрешив ее в Субботу, запретили в праздник.
Нолад в буквальном переводе означает "новорожденный". Имеются в виду предметы, с которыми в Йом-Тов произошли такие качественные изменения, что они как бы пережили второе рождение. Напомним, что основная идея мукце состоит в том, что разрешено пользоваться предметами, уже готовыми к употреблению накануне (т.е. при наступлении Субботы). Что касается "заново родившихся" предметов, не существовавших накануне в их новом качестве, то они разрешены в Субботу, но запрещены в праздники.
Теперь надо бы определить, какие именно качественные изменения, происшедшие с вещью, позволяют классифицировать ее как нолад. Но, вместо того чтобы пытаться сформулировать общее правило - а оно получится громоздким и нечетким, - приведем конкретные примеры.
Выше говорилось, что кости, годные в пищу собакам, не считаются мукце, поэтому в Субботу их можно перемещать. Однако в Йом-Тов делать этого не следует - ведь кости накануне были не отделены от мяса и считались пищей для человека, и только сегодня, будучи отделенными от мяса, превратились в деликатес для собак. Этого качественного изменения достаточно, чтобы характеризовать их как нолад. Но кости, сохранившиеся от мяса, съеденного в будни, можно переносить в праздник, потому что еще накануне они стали пищей для собак. Все сказанное верно также по отношению к плодовым косточкам и кожуре фруктов и овощей.
Раньше мы говорили и о том, что обломки предметов пользования, пригодные для какого угодно употребления, хотя бы для одного, самого незначительного, не считаются мукце, поэтому в Субботу их можно убрать - даже если нет реального намерения использовать их по новому назначению. Например, в Субботу у блюдца откололся край, и оно все еще годится в качестве крышки для заварного чайника - в таком случае оно не стало мукце. Но если блюдце разбилось в Йом-Тов, то мы имеем дело с нолад, "новорожденной" крышкой, которую нельзя перемещать.
Кстати, наиболее строгие формы "второго рождения" могут оказаться запрещенными и в Субботу. Так, по мнению ряда законоучителей, переход воды в лед - пример запрещенного новообразования, - поэтому готовить лед в морозильнике можно только в случае острой необходимости. Аналогичное правило "работает" в обратном направлении: нельзя растапливать лед, положив его на солнце или у горячего радиатора. Вместе с тем, ряд ведущих знатоков алахи нашего времени разрешает вынимать из холодильника замороженные продукты, несмотря на то что они растают.
Далеко не все детские игры разрешены в Субботу[20]. Те, в которые нельзя играть в Субботу (по ряду причин), - мукце, т.е. их нельзя, ко всему прочему, и передвигать.
Лепить из пластилина категорически запрещено в Субботу, а поскольку пластилин больше ни на что не годен (это не вещь, а материал - как песок, глина и пр.), он считается мукце, или, если говорить точнее, мукце махмат гуфо. Такой же статус имеют краски, клей, рулоны цветной и ватманской бумаги. Обычный песок - это тоже мукце мах-мат гуфо, однако многие авторитеты разрешают играть в песок, специально приготовленный в детской песочнице.
"Детский конструктор", "пазл" и подобные им игры, в которых составляются различные фигуры или картинки, имеют статус кли шемелахто леисур, т.е. предметов, специально предназначенных для запрещенных в Субботу действий. Следовательно, можно их перемещать для разрешенных действий, а также чтобы использовать место, на котором они лежат. На практике это означает, что не только разрешено играть в эти игры, впрочем, не прикрепляя частей друг к другу, но и разрешено убрать их с пола, чтобы можно было пройти. Правда, нельзя их просто убрать для наведения порядка в квартире! Что касается игры в "лего", то тут мнения разошлись[21]: для тех авторитетов, которые разрешают играть в кубики "лего", они не входит в названную группу.
Напомним, что мудрецы запретили пользоваться устройствами, издающими громкие звуки, так как это противоречит атмосфере субботнего покоя и приводит к пренебрежению Субботой. Получается, что игрушки, издающие звуки, такие как свистки, колокольчики, трещотки и погремушки, считаются кли шемелахто леисур. Их можно двигать, чтобы освободить место или для разрешенного использования.
Современные раввины расходятся во мнениях по вопросу, можно ли натягивать пружину в заводных игрушках (напомним, что заводить остановившиеся часы запрещено). Однако все сходятся на том, что такие игрушки - не мукце, потому что дети с удовольствием играют ими даже когда они не заведены.
С точки зрения буквы закона, можно играть в шахматы, поэтому они не считаются мукце даже для того, кто обычно в них не играет60. Мяч не является мукце, поскольку детям разрешено играть с ним61 (в помещении или на асфальте). Даже спущенный мяч не запрещено переносить с места на место, хотя некоторые авторитеты не позволяют его надувать62.
Велосипед - мукце, поскольку езда на нем запрещена в Субботу, а ни для чего другого он не годится63. Однако малыши могут кататься на трехколесном велосипеде64.
"И благословил Всевышний седьмой день, и освятил его, ибо в этот день прекратил всю Свою работу, которую сотворил для того чтобы сделать". Как понять окончание этого стиха — "сотворил для того чтобы сделать"? Разве не достаточно сказать просто «сотворил»? Зачем добавлено "для того чтобы сделать»?
Мидраш объясняет: В пятницу Всевышний сделал нечто такое, что следовало сделать в Субботу. Один из комментариев гласит, что здесь имеется в виду человек.
Впрочем, пока еще не ясно, почему Всевышний поспешил с созданием человека. Очевидно, была какая-то необходимость в том, чтобы к наступлению Субботы человек уже присутствовал в этом мире. Выше мы неоднократно говорили, что Суббота названа мудрецами Царицей. В предыдущей главе объяснялся смысл этого высказывания: в Субботу, когда замирает созидательная деятельность, когда останавливаются все производственные процессы, проявляется простая истина: в мире есть только Один Хозяин, безраздельно правящий Своим Творением. Когда в Субботу в мир спускается Шхина, тогда проявляется Царство Всевышнего...
Но вот интересная деталь - в Иерусалимском храме каждый день недели левиты пели один из Псалмов, выражающий суть именно этого дня[22]. Однако псалом "Всевышний воцарился", который скорее подходит к Царице Субботе, левиты почему-то произносили по пятницам.
Пояснение находим в другом псалме: "Всевышнему (принадлежит) Царство, и Он властвует над народами". Две части стиха повторяют друг друга: если Он — Царь, то понятно, что властвует, ведь власть — главный атрибут царства. Виленский Гаон написал, что язык Торы различает между глаголами «царствовать» и «властвовать». Властитель (мошель) — тот, кто правит людьми, независимо от их согласия. А царь (мелех) — тот, чью власть признают добровольно.
Теперь перейдем к царству Всевышнего. Объективно Он властвует над всем миром, в том числе над Землей и всем, что ее наполняет. Но кто может осознать Его Царство и согласиться принять на себя Его «иго»? Только человек, наделенный сознанием и свободой воли! Все остальные творения свободой воли не наделены, они подчинены власти Всевышнего и действуют в лучшем случае при помощи инстинктов, т.е. не могут сознательно выполнять Его волю. И только человек, способный, благодаря данной ему свободе, не подчиняться воле Всевышнего, только он может признать Царя мира, сделать Его царем над собой.
Теперь мы знаем, как ответить на вопрос «что произошло в пятницу, на шестой день Творения?» Накануне Субботы был создан человек, способный воцарить Всевышнего над всем миром.
Только после этого могла прийти Царица Суббота. Царство Всевышнего проявилось в седьмой день. Но возможность Его воцарить, признать Царем, приготовлена в шестой день, когда был создан человек. В этом смысл Мидраша.
[1] Например, для того, чтобы проветрить вентилятором другое помещение.
[2] Сама Суббота - знак нашего союза со Всевышним, и нет нужды в Дополнительном знаке.
[3] Напомним, что вещи, предназначенные для запрещенных действий, в некоторых книгах называются мукце. Но мы договорились о строгой терминологии: у нас они - предметы с ограниченным использованием в Субботу.
[4] Перевести это выражение трудно. Дословно оно означает: "мукце по причине убытка".
[5] В соответствии с правилом миго деиткацаи, которое будет разъяснено ниже.
[6] Точный перевод: "мукце само по себе".
[7] Выше мы сказали, что чек относится к классу мукце махмат хисарон кис. От денег он отличается тем, что его можно было бы использовать и в Субботу (например, накрыть чеком стакан воды), но чеками дорожат настолько, что даже в будни ими пользуются только по назначению.
[8] Цитрусов, персиков, фиников, вишни, авокадо и пр.
[9] Даже если мы не собираемся ими ее кормить.
[10] За исключением пудингов и картофельного порошка. Об этом см. Восьмую главу.
[11] Некоторые авторитеты не запрещают играть с так называемыми декоративными животными.
[12] Т.е. отвалившаяся часть является мукце и ее нельзя перемещать.
[13] Перевод: перемещение ради того, что разрешено.
[14] Ниже по тексту будет приведено разрешение затолкать ее под диван ногой. Именно так: веником - нельзя, а ногой - можно!
[15] Наделить вещь статусом мукце - значит, лишить хозяина возможностью ею пользоваться. Но чужую вещь нельзя запретить без ведома владельца.
[16] Можно сказать "сбросить" или "скинуть" - но не касаясь мукце руками.
[17] Например, мы хотим использовать спичку как зубочистку.
[18] Разумеется, вопрос подразумевает, что в районе есть эрув. См. Двенадцатую главу.
[19] Сказанное относится только к настоящему мукце. А вот использовать молоток или другие предназначенные для запрещенных действий предметы даже в Субботу можно.
[20] Желательно, чтобы дети после бар-мицвы воздерживались от игр в Субботу и приучалась получать в этот день духовное наслаждение.
[21] Как упоминалось в Восемнадцатой главе.
[22] В соответствии со стихами Торы, где рассказывается о семи днях Творения.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.