22.11.24 — р. Бенцион Зильбер: Ицхак и Ривка (через Zoom, ссылка в описании)Вчера, Редакция Толдот |
20.10.24 — р. Бенцион Зильбер: Радость Праздника и заповеди Сукки (через Zoom, ссылка в описании)15 октября, Редакция Толдот | |
10.10.24 — р. Бенцион Зильбер: Йом Кипур (через Zoom, ссылка в описании)9 октября, Редакция Толдот Начало этого урока — в 20:00 (по израильскому времени)! Далее |
Раскаяние из страха и раскаяние из любви1 октября, Рав Бенцион Зильбер Есть два вида раскаяния: из страха наказания, когда намеренные грехи становятся неосознанными, и из любви к Б-гу, когда грехи превращаются в заслуги. Сатана, видя возможность тшувы, пугается, что его обвинения потеряют силу. Далее | |
30.09.24 — р. Бенцион Зильбер: Обычаи и законы Рош аШана (через Zoom, ссылка в описании)29 сентября, Редакция Толдот | |
27.09.24 — р. Бенцион Зильбер: Рош аШана (через Zoom, ссылка в описании)25 сентября, Редакция Толдот Начало урока в 12:00 по израильскому времени! Далее | |
08.08.24 — р. Бенцион Зильбер: Мидраш Эйха о Разрушении Храма (через Zoom, ссылка в описании)11 августа, Редакция Толдот Урок к 9 Ава Далее | |
«Я — к Возлюбленному моему, а Возлюбленный мой — ко мне…»24 апреля, Рав Бенцион Зильбер В субботу между первым и последним днями Песаха принято читать «Песнь песней». О чём это произведение? Далее | |
«Пкудей». На что идут пожертвования?10 марта, Рав Бенцион Зильбер В начале главы «Пкудей» сказано: «Бецалель, сын Ури, сын Хура, из колена Иеуды сделал все, что повелел Г-сподь Моше. И с ним Аалиав, сын Ахисамаха, из колена Дана, резчик и искусный ткач и вышивальщик по синете, и пурпуру, и червленице, и виссону» (Шмот, 38:22-23). Далее, при подсчете золота, серебра, меди и драгоценных камней, которые пошли на изготовление Мишкана, его принадлежностей и одежды первосвященника, эти изделия перечисляются во всех подробностях: шатер, подножия и крючки к столбам святилища и завесы, медный жертвенник и сосуды к нему, эфод, который надевал первосвященник, хошен-нагрудник с двенадцатью драгоценными камнями на нем и всякие другие вещи, описание которых ясно показывает, какое мастерство требовалось для их изготовления. Далее | |
«Ваякель» («И собрал»). Откуда что берется?4 марта, Рав Бенцион Зильбер Глава «Ваякель» («И собрал») рассказывает, что, спустившись в Йом-Кипур с горы Синай, где он молил Всевышнего простить евреям грех золотого тельца и добился прощения, назавтра «собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шмот, 35:1) и передал им заповедь о субботе, а затем — предписание принести для строительства Мишкана (Переносного Храма) и для его внутреннего оборудования кто что пожелает: драгоценности, шерсть, кожи, оливковое масло и т.п. Глава подробно описывает детали Мишкана и работы, которые предстоит выполнить при его строительстве. Далее | |
05.10.23 — р. Бенцион Зильбер: Урок к Ошана Раба (через Zoom, ссылка в описании)4 октября 2023 года, Редакция Толдот Начало в 21:00 (по Израилю) Далее | |
А почему Суккот осенью?26 сентября 2023 года, Рав Бенцион Зильбер В Суккот евреи живут в шалашах в память об облаках Славы, которые покрывали еврейский стан в пустыне. Мы выполняем эту заповедь ради самой заповеди, а не для удобства. Суккот — это праздник возвращения близости Б-га к еврейскому народу после отдаления, произошедшего в результате греха золотого тельца. Далее | |
Капарот — обряд искупления21 сентября 2023 года, Рав Бенцион Зильбер Об обряде Капарот, который проводят накануне Йом Кипура. Печатается по материалам, изданным институтом «Дегель га-галаха» с разрешения авторов и издателя Далее | |
08.09.23 — р. Бенцион Зильбер: О Дне Суда Рош-аШана (через Zoom, ссылка в описании)7 сентября 2023 года, Редакция Толдот Начало этого урока — в 12:00 (по израильскому времени)! Далее | |
«Матот» («Колена»), «Масэй» («Переходы»). Как мы видим другого, когда любим10 июля 2023 года, Рав Бенцион Зильбер На этой неделе мы читаем две последние главы книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия, «Матот» и «Масэй». В «Матот» («И говорил Моше главам колен») речь идет о законах обетов, а также о том, как Израиль выполнил приказ Всевышнего выйти на войну с мидьянитами (о приказе сказано в предыдущей главе), и о том, что на завоеванной территории к востоку от реки Ярден коленам Гада и Реувена и половине колена Менаше были выделены земли для постоянного проживания. «Масэй» («Вот переходы сынов Израиля»), последняя глава книги «Бемидбар», как бы подводя итог странствиям евреев, перечисляет пути их следования в пустыне. Затем она определяет границы Эрец-Исраэль и говорит, что, кроме колен Гада и Реувена и половины колена Менаше, получивших надел на восточном берегу Ярдена, все остальные колена (левиты – не в счет) получат наделы на западном берегу Ярдена по жребию под управлением специально назначенной группы людей, состоящей из руководителей колен. О месте жительства для членов колена Леви, у которых собственного надела нет, глава говорит отдельно. Из числа городов, которые будут предоставлены левитам для проживания, шесть городов должны быть городами-убежищами, где будут находиться люди, виновные в неумышленном убийстве. Покинуть убежища им разрешается только после смерти первосвященника, занимавшего этот пост во время вынесения им судебного приговора. Завершается глава изложением правил, позволяющих сохранить целостность наделов колен при заключении браков. Далее | |
«Беаалотха» («Когда возжигаешь»). О гордыне и скромности30 мая 2023 года, Рав Бенцион Зильбер Глава разъясняет правила зажигания храмового светильника, говорит о некоторых обязанностях коэнов и о подготовке левитов к службе в Храме, излагает законы праздника Песах, рассказывает о недовольстве в стане евреев и о том, как Всевышний наказал евреев, удовлетворив их желания. Завершается глава рассказом о прегрешении Мирьям, сестры Моше и Аарона, и о полученном ею наказании. Праведница и пророчица Мирьям в доверительном разговоре с братом (с Аароном) сказала, что она обеспокоена поведением другого их брата, Моше, который, как ей стало известно, прекратил супружеские отношения с женой. Перед получением Торы у горы Синай евреям на три дня были запрещены интимные отношения, чтобы они могли услышать Десять заповедей непосредственно от Всевышнего. Таковы законы пророческого состояния. Потом евреям было разрешено вернуться к обычной жизни. Но Мирьям не знала, что от Моше Всевышний потребовал постоянно быть готовым к общению с Ним, т.е. запретил ему интимные отношения с женой. Ее смущало, что, по-видимому, Моше считает себя выше других еврейских пророков, с которыми Г-сподь тоже говорит время от времени. Этот разговор Всевышний расценил как злословие – лашон а-ра. Далее | |
Песах. Чудеса Исхода11 апреля 2023 года, Рав Бенцион Зильбер Дорогие друзья! Поздравляем вас и ваших близких с Песахом, праздником свободы и очищения. Пусть каждому из вас удастся выйти из собственного Египта, будь то материальные или духовные проблемы. Песах кашер ве-самеах, веселого и кошерного Песаха, дорогие читатели! Далее | |
«Цав». Оторваться…29 марта 2023 года, Рав Бенцион Зильбер Как отказ от идолопоклонства связан с принесением пасхальной жертвы? В Египте поклонялись мелкому рогатому скоту, овце и козе, как, например, в Индии — корове. Поэтому принести в жертву ягненка было «кощунством» — всё равно, что заявить: мы не считаем египетские божества божествами… Далее | |
Законы зажигания ханукальных свечей18 декабря 2022 года, Рав Бенцион Зильбер Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи? Далее | |
Раскаяние и возвращение — синонимы4 октября 2022 года, Рав Бенцион Зильбер Что означает ивритское слово «тшува», которое мы переводим как «раскаяние»? Буквально оно означает «возвращение». Куда мы возвращаемся? В свое нормальное состояние. В преддверии Йом-Кипура редакция сайта Толдот.Ру желает вам и вашим близким успешной записи в Книге Судеб. Гмар хатима това! Далее | |
«Беаалотха» («Когда возжигаешь»). Чтобы быть скромным, надо знать себе цену7 июня 2022 года, Рав Бенцион Зильбер Глава разъясняет правила зажигания храмового светильника-семисвечника, говорит о некоторых обязанностях коэнов и о подготовке левитов к работе в Храме. Глава излагает законы праздника Песах, рассказывает о недовольстве в стане евреев и о том, как Всевышний наказал евреев, удовлетворив их желания. Глава завершается рассказом о прегрешении Мирьям, сестры Моше и Аарона, и о полученном ею наказании. Далее | |
Эмор. «Израиль, в котором прославлюсь»5 мая 2022 года, Рав Бенцион Зильбер В предыдущем разделе Тора призывала евреев быть святым народом и сформулировала заповеди, помогающие достигнуть этой цели. Теперь она предъявляет еще более строгие требования коэнам, служителям Храма, а также перечисляет некоторые законы жертвоприношений. Кроме того, всем евреям заповедано освящать Имя Б-га (кидуш Ашем) своим образцовым поведением и готовностью к самопожертвованию Далее | |
18.04.22 — р. Бенцион Зильбер: «Сфират а-Омер. Песнь Песней» (через Zoom, ссылка в описании)13 апреля 2022 года, Редакция Толдот | |
Ежедневное чтение Псалмов — Теиллим с равом Бенционом Зильбером24 февраля 2022 года, Редакция Толдот Каждый день, в 20.00 по иерусалимскому времени, русскоязычные евреи многих стран могут каждый по отдельности (и таким образом все вместе) читать эти Псалмы - за скорейшее прекращение боевых действий Далее | |
Недельная глава «Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). Телец и танцы15 февраля 2022 года, Рав Бенцион Зильбер Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Далее | |
03.01.22 — Толдот Йешурун в Хайфе: встреча с равом Бенционом Зильбером!27 декабря 2021 года, Редакция Толдот | |
«Ваера» («И явился»). Гостеприимство — это тоже непросто19 октября 2021 года, Рав Бенцион Зильбер Авраама посещают три путника-ангела. Они предсказывают ему, что Сара родит ему сына и когда именно. Тора подчеркивает присущее Аврааму гостеприимство, с которым он принимает путников. Ангелы уничтожают за грехи города Сдом и Амору. Лот, живший в Сдоме, спасается. Родился Ицхак. Авраам удаляет из дому Агар и Ишмаэля. Всевышний подвергает Авраама последнему, десятому испытанию. Он приказывает ему принести в жертву любимого сына Ицхака на одной из гор, которая будет ему указана. Ангел останавливает уже занесенную над сыном руку Авраама. На горе Мория, где совершилась акедат Ицхак (букв.: «связывание»; Авраам связал сына, прежде чем положить его на жертвенник), впоследствии был построен Храм. Далее | |
«Лех-леха» («Иди»). «Я, Авраам, сын Тераха, боролся с идолопоклонством…»11 октября 2021 года, Рав Бенцион Зильбер Глава начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму, в те времена — Авраму, вместе с женой (детей у них еще не было) оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г-сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Б-г обещает Авраму сделать его родоначальником великого народа. С Аврамом идет его племянник Лот. Спустя какое-то время по приходе Аврама в Кнаан в стране наступает голод, и Аврам с семьей спускается в Египет. Правитель Египта Паро забирает прекрасную Сарай к себе во дворец, за это Б-г поражает его и всех его домочадцев язвами. Паро возвращает Сарай Авраму, и Аврам возвращается в Кнаан. По возвращении в Кнаан Лот отделяется от Аврама и уходит жить в Сдом. Во время войны между местными и окрестными царями Лот попадает в плен. Аврам нападает на врага и освобождает племянника. Аврам, у которого по-прежнему нет детей от жены Сарай, женится на своей рабыне Агар. У него рождается сын Ишмаэль, будущий родоначальник арабского народа. Всевышний переименовывает Аврама в Авраама, поскольку ему, по обещанию Всевышнего, предстоит стать отцом множества народов ( «Ав» — «отец», «амон» — «множество»). Далее следует еще одно подтверждение Всевышним вечного союза с Авраамом, обещание отдать навеки Кнаан, и требование в знак союза отныне делать обрезание мужчинам-потомкам Авраама на восьмой день от рождения, что будет знаком завета (союза) на теле каждого еврея. Всевышний сообщает, что Сара родит Аврааму сына, что он будет назван Ицхаком и что, говоря о союзе, Он, Всевышний, имеет в виду именно эту ветвь потомства Авраама. Авраам в тот же день делает обрезание себе и всем домочадцам. Аврааму в это время девяносто девять, его сыну Ишмаэлю — тринадцать лет. Далее | |
Недельная глава «Хукат» («Закон»). Невидимая сторона жизни15 июня 2021 года, Рав Бенцион Зильбер Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. В этом году произошло много важных событий. Умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше. Со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе со станом по пустыне. Далее | |
Недельная глава «Корах». Находки и потери7 июня 2021 года, Рав Бенцион Зильбер Не раз евреи совершали в пустыне прегрешения против Б-га. Четырежды Моше был вынужден молить Творца сдержать свой гнев против еврейского народа, когда тот стоял на грани гибели из-за грехов, совершенных в пустыне. Первым из них было поклонение золотому тельцу (Шмот, глава «Ки тиса»), вторым — жалобы на отсутствие мяса (Бемидбар, глава «Беаалотха»), третьим — ложный отзыв разведчиков об Эрец-Исраэль и малодушный отказ народа идти в Обетованную Землю (предыдущая глава, «Шлах»). Четвертое прегрешение, едва не погубившее еврейский народ, — мятеж Кораха. Далее | |
«Насо» («Определи число»). Тора об исповеди18 мая 2021 года, Рав Бенцион Зильбер «Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме Далее | |
«Беар» («На горе»), «Бехукотай» («По законам Моим»). Какими путями нас ведет Всевышний?4 мая 2021 года, Рав Бенцион Зильбер «И говорил Г-сподь Моше на горе» о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль. Продажа и покупка земли в Эрец-Исраэль оговорена законами, которые делают невозможным полное отчуждение земельных участков от их первоначальных владельцев, – в конце концов участки к ним возвращаются. Каждый седьмой год – это год шмиты, год отдыха земли, когда она не подвергается обработке, а плоды садов и виноградников принадлежат не хозяину, а всем в равной степени и снимаются с деревьев и лоз по мере потребления. Каждый пятидесятый год – йовeль – также святой год, когда земля не обрабатывается. В этот год, кроме того, рабы выходят на свободу, а земельные участки возвращаются к их первым владельцам. Шмита и йовель отсчитываются с момента расселения двенадцати колен Израиля в уделах, выделенных им в соответствии с указанием Всевышнего в завоеванной ими стране, обещанной им Всевышним. (Историческая справка. Обработку земли в своих уделах колена начали спустя четырнадцать лет после вступления в страну из пустыни. А еще через шесть лет наступил первый год шмиты.) Глава «Бехукотай» («Если по законам Моим будете поступать») развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы. Далее | |
Обращение рава Бенциона Зильбера в связи с трагедией на горе Мерон2 мая 2021 года, Рав Бенцион Зильбер Мы не знаем расчеты Небес и не можем говорить, почему это произошло. Однако очевидно одно: Всевышний говорит с нами и пробуждает всех нас вместе и каждого в отдельности. Далее | |
«Шмини» («Восьмой»). Величие — в признании ошибки6 апреля 2021 года, Рав Бенцион Зильбер В главе излагаются события восьмого дня от начала подготовки коаним к выполнению их миссии. В этот день Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Аарон принёс все жертвы и благословил народ, но не зажёг огня на жертвеннике. Огонь на жертвенник спустился с Неба, свидетельствуя о том, что в Храме присутствует Шхина Всевышнего. Евреи были счастливы. Вторая часть главы описывает, как при открытии Храма погибли два сына Аарона. Не спросив у Моше, они внесли на жертвенник зажжённый ими огонь с воскурением. Это была серьёзная ошибка, и Б‑г немедленно покарал их смертью. Всевышний запретил Аарону и оставшимся его сыновьям проявлять скорбь внешне и прерывать службу, чтобы не омрачать открытия Храма. Третья часть главы посвящена законам кашрута. Далее | |
02.04.21 — р. Бенцион Зильбер: «Песнь Песней. Духовный смысл Пасхального жертвоприношения» (через Zoom, ссылка в описании)1 апреля 2021 года, Редакция Толдот | |
19.03.21 — Р. Бенцион Зильбер: «Заповеди первой ночи Песаха и законы Пасхального Седера». Часть 2 (через Zoom, ссылка в описании)17 марта 2021 года, Редакция Толдот | |
18.03.21 — Р. Бенцион Зильбер: «Заповеди первой ночи Песаха и законы Пасхального Седера». Часть 1 (через Zoom, ссылка в описании)17 марта 2021 года, Редакция Толдот Дистанционные уроки р. Бенциона Зильбера — еженедельно! Присоединяйтесь к нам в Zoom! Далее | |
«Ваикра» («И призвал»). Груз по силам16 марта 2021 года, Рав Бенцион Зильбер «И призвал Моше Г-сподь» и повелел ему передать народу законы жертвоприношений, которые являются частью служения Б-гу. Глава называет пять видов «частных» жертв, от отдельного человека: ола, минха, шламим, хатат, ашам — и один вид «общественной» жертвы (хатат), приносимой от имени всей общины. Нынешняя суббота предшествует празднику Пурим, поэтому после чтения недельной главы Торы в синагогах читают отрывок «Захор» из «Дварим», пятой книги Пятикнижия: «Помни (захор), что сделал тебе Амалек…» Слушать этот отрывок (парашат Захор) – заповедь из Торы. Поэтому даже те евреи, у которых нет возможности молиться в миньяне, должны в эту субботу такую возможность найти. Далее | |
16.03.21 — р. Ашер Кушнир, р. Бенцион Зильбер, др. Е. Римон: Круглый стол «Евреем в Израиле быть или не быть?» (через Zoom, ссылка в описании)10 марта 2021 года, Редакция Толдот | |
«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»)2 марта 2021 года, Рав Бенцион Зильбер Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит золотого тельца и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Далее |
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.