Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Жертвоприношение Ицхака, Ваера, Сара, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Буквальное значение этого глагола — «навестить, чтобы узнать, как дела». В этом значении оно использовано в стихе: «Пакадти (узнал Я, увидел Я) сделанное вам в Египте». Б-г сказал это евреям, потому что они думали, что благословенный Б-г отвернулся от них. И этот же глагол употреблен на Святом языке в стихе: «И Шимшон навестил свою жену с подарком — козленком». Поэтому человек, уполномоченный для исполнения какой-то миссии, на Святом языке называет пакид, «наблюдаемый», поскольку он работает на хозяев, постоянно проверяющих его прилежность. А люди, которые его назначили, называются покдим, «наблюдающие».
И стих следует понимать так. Ангел от имени Б-га сказал: «Я вернусь к тебе в это же время». Под возвращением, еще одним появлением Б-га, понимается то благо, которое Он дарует Аврааму, когда у него будет ребенок от Сары. Ведь действие указывает на присутствие действующего, и раз Б-г совершает действие, значит, Он Сам присутствует здесь же. В этом смысле следует понимать стихи «И был Б-г с Йеошуа» или «И был Б-г с Йосефом». Имеется в виду, что Б-г все время управлял ими и все время делал им добро. И в этом же смысле «Б-г навестил Сару», то есть, занялся ею и тем, что ей уготовано.
Однако Б-г может «навестить», вспомнить человека и в хорошем, и в дурном смысле. Например, когда речь идет о наказании за грех золотого тельца, Б-г говорит: «И когда Я буду вспоминать вас, Я вспомню и ваш грех». Поэтому здесь необходимо было разъяснить, что когда Б-г вспомнил Сару, Он сделал для нее «то, о чем говорил», то есть, даровал ей обещанного ребенка. Поэтому, кстати, этот стих не упоминает Авраама: ведь этот подарок, беременность, получила именно Сара, хотя она гораздо больше была удивлена этим подарком и ей было гораздо труднее принять его, чем Аврааму.
Первый человек, поев от Дерева Познания добра и зла, последовал за материальными, низкими страстями и поэтому лишился права вкусить от Дерева Жизни. То же самое происходит каждый день и с его потомками: они оставляют дорогу к дереву жизни, то есть, путь близости к Б-гу, а вместо этого едят до пресыщения от дерева познания добра и зла, заключенных в животном начале этом мире. Именно из-за этого Б-г в Своей Б-жественной мудрости решил уничтожить поколение потопа, «и перебил их ужас», и остался только Ноах с сыновьями, поскольку был праведником. Но следующие поколения пошли по тому же неразумному пути, еще больше отдалились от Б-га, пока Он не решил удостоить Свой мир света, просиявшего на темной земле. Этим светом стал наш праотец Авраам, собственным тщательным и верным рассуждением постигший бытие Б-га, Который движет и управляет миром в целом, определяя все его движение. Он был первым человеком в мире, который осознал существование Б-га через знаки, доступные разуму, и провозгласил его: «И произнес Авраам Имя Б-га».
Поэтому Б-г в Своей мудрости постановил, чтобы избранное потомство Авраама — единственное из всех народов — было предназначено только для служения Б-гу, как и их отец — единственный из всех людей. Б-г счел справедливым, чтобы изначальное предназначение всего человеческого рода, то есть, служение благословенному Б-гу, было исполнено именно через детей Авраама, который идеально подходил для этого. Ведь его потомство непременно должно было стать совершенным, поскольку Авраам постоянно наставлял его, направляя на путь добра. Кроме того, дети естественным порядком перенимают качества их отца, как природа источника обнаруживается в том, что он порождает. Поэтому Б-г пожелал, чтобы сын Авраама, предназначенный стать родоначальником этого народа потомков Авраама, родился чудесным образом, в результате прямого Б-жественного вмешательства, а не естественным путем. А поскольку преступление Первого человека и его потомков состояло, в основном, в приверженности чувственным удовольствиям и неумеренной еде и питью, а также неизбежным в этой связи ссорам и раздорам, Б-г в Своей мудрости постановил, чтобы Авраам сделал обрезание непременно прежде рождения Ицхака. Его ребенок должен был родиться в святости и чистоте. Он и его потомки должны были носить на своем теле печать царя, чтобы разврат не смог увлечь их. По всем этим причинам было совершенно необходимо, чтобы уже с рождения в Ицхака было заложено совершенство, необходимое родоначальнику народа, избранного для служения Б-гу. Именно такой человек мог дать начало нашему народу, но не сам Авраам, который не получил совершенства от рождения, так как был «праведником — сыном злодея».
И поскольку именно Ицхак является родоначальником избранного народа, было бы справедливо, чтобы именно он послужил для своих потомков искуплением того, что «направление сердца человека к злу от его молодости». Потомки Ицхака должны быть полностью посвящены Б-гу и никогда не следовать за злыми велениями своего сердца. И это посвящение произошло тогда, когда сам Ицхак, само его тело было предназначено в жертву Б-гу. Это посвящение было самым сильным доказательством того, что ни он, ни его потомки больше не будут подчиняться материальным стремлениям, то есть, своему животному преходящему началу. Они будут повиноваться одному господину, одному властителю и надсмотрщику — разуму. Ведь, когда Ицхак стал жертвой, его тело как бы исчезло и перестало играть какую бы то ни было роль! А истинного совершенства он и народ, родоначальником которого он стал, достигают только через разум — вечный и неуничтожимый. Именно поэтому человеку вообще подобает следовать за разумом, самой достойной своей частью, но не за презренным и малоценным телом.
Из этого следует еще одна важная вещь. Человеку подобает принимать Б-жественное управление, ашгаху, через разум как прямые указания Б-га, а не через природу, путем простого подчинения естественным законам. Ведь связь и единство с Б-гом возникают лишь тогда, когда человеком управляет разум. Поэтому, когда Ицхак стал «беспорочной жертвой», он сбросил власть природных сил с себя и своего потомства. Они все как будто очутились сразу на Небесах, поскольку все его сыновья были в это время заключены в нем, а потому тоже пережили акеду вместе с ним.
с разрешения издательства Швут Ами
Читайте полный обзор темы Жертвоприношение Ицхака
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.