Из цикла «Царица Суббота», темы: Кухня, Суббота, 39 мелахот, Моше Пантелят, Власть, Запреты в Субботу, Электроприборы
Использование электричества в Субботу вызывает целый ряд вопросов. И первый из них: можно ли рассматривать включение электрической лампочки как запрещенную в Субботу мелаху?
Надо сказать, что еще сто лет назад некоторые авторы в этом сильно сомневались: вроде бы, здесь нет огня, который, по Торе, нельзя ни зажигать, ни гасить, — ничего не сгорает, излучается только свет да немного тепла. Однако в результате оживленной дискуссии возобладал другой подход, который опирался на мнение Рамбама (см. предыдущую главу) по поводу накаливания металла докрасна. Согласно этому мнению, подобное накаливание входит в категорию зажигания огня. И хотя не все современные Рамбаму ученые согласились с ним, за алаху была принята именно его точка зрения.
Но то раскаленный металл, а что с обычной электрической лампочкой? То же самое. Поскольку при прохождении тока через тонкую вольфрамовую нить последняя нагревается из-за своего высокого сопротивления (что и вызывает свечение лампочки), можно говорить о процессе горения. По сути, этот процесс является обычной химической реакцией, сопровождаемой выделением тепла и света. Правда, обычное горение идет параллельно с процессом окисления, а в электрической лампочке ничто не окисляется, потому что из нее выкачан весь воздух. Но кто может с уверенностью утверждать, что зажигание, запрещенное Торой, обязательно предполагает окисление?
Так или иначе, все законоучители единодушны в том, что в Субботу нельзя включать электрическую лампочку. Ведь нагревание металла, даже если не считать его зажиганием, входит в категорию варки, как было указано в начале предыдущей главы. И хотя человек, включающий свет, скорее всего не намерен размягчать вольфрамовую нить (это миткавен), все же, поскольку таков неизбежный результат прохождения тока через нить накаливания (псик-рейша), запрет остается в силе. Сказанное верно и по поводу включения электронагревательных приборов, работающих со спиралью накаливания. При включении в сеть лампы дневного света («флуоресцент»), которая работает без вольфрамовой нити, на короткое время накаляется нить в стартере, так что практически такая лампа мало чем отличается от обычной электролампочки.
Теперь о выключении электрической лампочки или нагревателя. Когда мы их отсоединяем от сети, нить накаливания охлаждается. По закону Торы, что-то охлаждать — еще не означает тушить огонь (см. начало предыдущей главы). Но такое действие напоминает тушение огня, и потому оно запрещено мидерабанан.
Свечение неоновых ламп не имеет ничего общего с огнем, кроме одной детали, — внутри них в момент включения пробегает искра. То же самое происходит во многих электрических устройствах. Исключение представляют приборы на электронных схемах, работающие при низком напряжении: если они исправны, при их включении искр не бывает. Так вот, многие авторитеты склонны рассматривать появление искры как горение: ведь если она попадет на горючий материал, «из искры возгорится пламя». Вопрос о том, запретила ли Тора такое зажигание, — спорный; но, по крайней мере, здесь есть запрет мидерабанан.
Правда, появление искры — побочный и никому не нужный результат включения электроприбора. Но он неизбежен (псик-рейша), а потому запрещен.
Однако, если так, — спросит читатель, — то почему в Субботу можно снимать синтетическую одежду, от которой искры летят во все стороны? Отвечаем: потому, что эти искры настолько слабы что, даже попав на горючий материал, не вызовут воспламенения, а значит, их нельзя считать огнем.
Электрический свет нельзя включать и в Йом-Тов (праздник), хотя, как мы помним, в праздник можно зажигать свечи. Причина отличия кроется в том, что, как указывалось в предыдущей главе, в Йом-Тов свечи можно зажигать только от уже горящего пламени, но создавать новый огонь нельзя из-за запрета молид (порождать). В эту последнюю категорию входит, по мнению подавляющего большинства авторитетов, и включение электрической лампочки.
Теперь перейдем к вопросу об электроприборах, в которых нет нити накаливания. Например, вентилятор, — не противоречит ли законам Торы замыкание электроцепи в момент подсоединения к сети? Согласно крупнейшему авторитету прошлого поколения Хазон-Ишу, соединение контактов входит в категорию метакен. Напомним, что мудрецами запрещены самые незначительные операции, которые делают предметы годными к употреблению. В предыдущей главе, посвященной строительству, приводились примеры подобного рода: вставлять в очки выпавшее стекло, заводить часы и пр. То же самое с вентилятором: соединяя контакты легким движением кнопки, мы приводим в действие электрическую цепь, в проводах появляется ток, и агрегат начинает работать.
Но это еще не все. Провода прикреплены к зданию, которое, в свою очередь, прикреплено к земле. Не исключено, заключает Хазон-Иш, что мы имеем дело с боне (категория строительства) — мелахой, запрещенной по закону Торы. На первый взгляд это кажется странным: ведь ничего нового не строится! Однако, что такое строительство как не соединение частей, в результате чего у всего строения появляются новые возможности? Так происходит при вбивании гвоздя в стену: был дом отдельно (стена), гвоздь отдельно, а теперь в доме появилась вешалка для пальто — чистое строительство, боне. То же самое с вентилятором: соединение контактов создает новую возможность использования проводов, предохранителей и выключателя, которые уже были прикреплены к стенам дома, но ими невозможно было пользоваться, пока они не были объединены в единую систему. И если позволительно рассматривать нажатие электрокнопки как строительство, то ее повторное нажатие (выключение) соответствует категории сотер, разрушение.
Правда, тут возникает возражение: Торой запрещено только крепкое соединение деталей с помощью клея, гвоздей и т.п. И, несмотря на то что мудрецы запретили некоторые соединения даже без гвоздей и прочих приспособлений, они при этом все же добавили, что такое соединение должно быть достаточно тугим, — отсюда следует, что слабое соединение разрешено. Так писал сам Хазон-Иш. Пусть кто-то соединяет провода друг с другом при помощи проволоки или изоляционной ленты, в чем можно было бы усмотреть элемент строительства, но мы-то имеем дело с выключателем, который соединяет контакты довольно слабо! А поэтому тут не строительство, а что-то другое.
Хорошее возражение, не правда ли?
На него можно ответить так. Требование крепкого соединения исходит из принципа млехет махшевет, гласящего, что в Субботу запрещены исключительно значимые виды человеческой деятельности (прибить доску гвоздем, соединить два обмазанных раствором кирпича), а недостаточно крепкое строение важным считаться не может. Но вот как раз замыкание контактов — в силу результата (ведь в сети появляется ток и работают сложные приборы) — настолько значительно, что его можно рассматривать как важное строение, даже если оно технически осуществляется простым касанием двух металлических пластин.
Еще одно возражение: как правило, электроприборы включают не на длительное время; после использования они отключаются. Другими словами, мы не создаем прибор (не строим его), а используем. Ведь никто не скажет, что, завинчивая крышку термоса, человек создает новый предмет. То же самое и с электроприборами! Чтобы ответить на это возражение, приведем упомянутую в предыдущей главе мысль Хазон-Иша: в случае банки с крышкой временное соединение двух частей не превращает их в единое целое, поэтому речь идет не о создании чего-то нового, а об одновременном использовании двух предметов. Но временное скрепление частей с целью создания единого функционального целого рассматривается как боне, даже если в ближайшем будущем весь ансамбль снова разберут на части. У нас уже был пример такого рода: Талмуд запрещает удлинять составную малярную кисть (для побелки потолка), вставляя одно колено в другое, несмотря на то, что время от времени такую кисть укорачивают (для побелки стены). Включение электрического прибора напоминает удлинение малярной кисти, потому что соединение контактов создает единую функциональную систему. Включение и выключение электричества — это создание прибора, а не просто его использование, потому что только замкнутая цепь представляет собой предмет пользования человека. Выключают же электричество не для того чтобы использовать прибор другим способом, а из соображений экономии. Поэтому выключение расценивается как разрушение предмета пользования, а включение как его создание, — обе работы входят в категорию боне,
Внимательно познакомившись с мнением Хазон-Иша, мы приходим к выводу, что нажатие на выключатель может считаться строительством только если оно замыкает всю цепь. Но если провода не присоединены к источнику тока (например, когда сработало реле времени), их соединение не входит в категорию боне, поскольку никакой единой системы не создается. Благодаря нажатию на выключатель, провода приходят в «боевую готовность» к моменту присоединения к источнику тока, но кли (предмет пользования) этим еще не создается. Все же некоторые авторы утверждают, что для категории боне достаточно и приведения в «боевую готовность».
Важное замечание: если цепь уже замкнута, а человек совершает некое действие, в результате которого лишь растет сила тока, то здесь строительства нет, поскольку не создается ничего нового.
Такова позиция Хазон-Иша. Но есть и другая точка зрения. Некоторые законоучители, не включая замыкание электрической цепи в категорию боне, все же запрещают его по другим причинам. Автор капитального труда «Бейт Ицхак» усматривает во включении электричества упомянутую в предыдущих главах категорию под названием молид, что означает «порождение». Вспомним: мудрецами запрещены действия, в результате которых создается нечто новое, чего не было раньше, так как внешне это напоминает мелаху. Например, нельзя опрыскивать одежду одеколоном или духами, потому что ткань начинает пахнуть, т.е. в ней как бы рождается новое качество — запах, которого раньше не было. По аналогии, замыкание электрической цепи порождает новое явление — движение тока в проводах, который там раньше не шел. Впрочем, во многих публикациях высказывается сомнение в правомочности подобия между зарождением запаха и появлением тока в проводах; но на практике никто не оспаривает решение автора «Бейт Ицхак». Все же отметим, что упомянутый выше вопрос о нажатии на выключатель в то время, когда провода не присоединены к источнику тока, теперь предстает перед нами в новом свете: хотя в результате нажатия на кнопку ток в цепи пока не возник, все же на контактах появляется электрический заряд и, может быть, это тоже следует рассматривать как молид.
Теперь, изучив теоретические основы законов электричества в Субботу, мы можем приступить к вопросам, возникающим при использовании конкретных приборов и механизмов.
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся при использовании холодильника в Субботу, связана с лампочкой, включающейся в момент открытия дверцы и выключающейся с ее закрытием. Во избежание этой проблемы, готовясь к Субботе, надо не забыть вынуть лампочку из патрона. Теперь при открывании дверцы цепь не замкнется, и электричество в ней не появится. По мнению большинства авторитетов, таково полное решение проблемы.
Но что делать, если мы забыли вывинтить лампочку в пятницу и вспомнили об этом только в Субботу? Делать нечего — открыть холодильник нельзя, потому что, хотя мы и не намереваемся зажигать лампочку, это произойдет неизбежно (псик-рейша). И все же почему не поступить самым простым образом: воспользовавшись перерывом в работе мотора, извлечь шнур из розетки, а потом открыть дверцу? Понятно, что цепь при этом не замкнется. В книге «Шмират Шабат Кеилхата» сказано, что в случаях экстренной необходимости можно поступить предложенным образом, но при соблюдении двух условий: а) шнур время от времени вынимают и в будни, б) следует вынуть шнур измененным образом (бешинуй), например, изловчившись локтем. Всё опирается на утверждение, что, даже по Хазон-Ишу, когда мотор не работает, отключение холодильника от электрической сети, принятое и в будни, считается не порчей предмета (сотер), а его использованием. Однако многие авторы это утверждение оспаривают, полагая, что любое отключение холодильника от сети, делающее невозможным его использование по назначению, расценивается как своего рода разрушение прибора. Добавим, что для некоторых моделей холодильников этот спор неактуален: встроенный в них вентилятор работает и тогда, когда основной мотор «отдыхает», так что отключение от сети будет расцениваться как сотер.
Существует еще один вопрос, вызвавший острую полемику: можно ли открыть холодильник, если мы не помним, вывернута лампочка или нет? Поскольку этот вопрос не имеет однозначного ответа, в случае необходимости надо спросить раввина.
Иногда случается, что, забыв вынуть лампочку, люди вспоминают об этом уже в Субботу, когда, открыв холодильник, видят предательский свет. Теперь поздно что-нибудь исправить: нельзя ни закрыть дверцу, ни вынуть штепсель из розетки, ибо свет неизбежно погаснет. Увы, придется оставить холодильник с открытой дверцей до конца Субботы. Впредь будем внимательнее.
Однажды мой знакомый пригласил на Субботу своего старого приятеля, у которого пробудился интерес к иудаизму. Семья уселась за стол, завязалась беседа между хозяином и гостем. Но вскоре она прервалась отчаянным криком жены из кухни: «Лампочка! Забыли ее выкрутить. Я открыла холодильник, а она зажглась. Что делать?» Муж ответил: «Ничего. Только не закрывай холодильник». Жену это не успокоило: «Может, попросим ребенка? Он еще маленький». — «Нет, — сказал муж. — Даже малолетнему нельзя позволить нарушить Субботу, если он понимает, что его родители в этом заинтересованы. Нечего делать, будем есть суп, пока не остыл». Все принялись за еду, и в наступившей тишине было отчетливо слышно возмущенное гудение компрессора, который напрягал силы в безнадежной попытке охладить кухню. Гостю кусок не лез в горло, он отложил ложку: «Но ведь холодильник может испортиться, жалко, он у вас совсем новый. Может, я его закрою, я не религиозный, мне можно…» Хозяин спокойно возразил: «Спасибо, друг, за участие, но еврею не позволено нарушать Субботу, независимо от того, считает он себя, как ты говоришь, “религиозным” или нет. Хочешь еще супа?» Гость недоумевал: «Не понимаю, откуда у тебя такое спокойствие? Дорогостоящая вещь вот-вот испортится, вы люди не состоятельные. Причем тут суп?» Что на это мог сказать хозяин? То, что сказали бы и мы с вами: «В этом, наверное, одна из главных целей соблюдения Субботы: освободиться от порабощения материальными ценностями, отвести им второстепенное место в жизни. А проявить заботу о холодильнике — значит снова опуститься до быта, оставить Субботу, презреть духовное».
Впрочем, проблемы, возникающие при использовании холодильника, не кончаются на одной лампочке. В нем, как и в ряде других агрегатов, работает термостат. Когда температура в холодильной камере поднимается выше установленного уровня, термостат включает мотор, температура падает, достигает приемлемой величины, после чего снова выключается мотор, и цикл повторяется. При этом открытие дверцы холодильника, в то время когда мотор не работает, способствует проникновению теплого воздуха внутрь. Иными словами, открывая дверцу, человек косвенно участвует во включении мотора, потому что термостат, среагировав на повышение температуры в холодильной камере, обязательно сработает. А это ставит перед нами целый ряд алахических вопросов.
Прежде всего отметим, что воздействие на работу термостата при помощи открытия дверцы не рассматривается как починка прибора. Поясняем. Суть запрета на починку состоит в том, что в Субботу предметы пользования нельзя приводить в состояние готовности. Например, соединяя контакты (включая прибор), мы приводим электрическую цепь в рабочее состояние. Наш холодильник начинает работать сразу после подключения его к сети, и уже по ходу работы мотор попеременно включается и выключается в зависимости от температуры внутри камеры. Т.е. включение и выключение — это обычный режим работы агрегата. Иными словами, работая, термостат не создает ничего нового, он только воздействует на мотор, поскольку холодильник уже находится в рабочем состоянии. Аналогично, выключение мотора не выводит холодильник из строя. Верно как раз обратное: если холодильник начал работать без перерыва, то он, скорее всего, неисправен. Этим холодильник отличается от часов, которые предназначены именно для непрерывной работы, и если они остановились, то их завод можно рассматривать как починку. Поэтому воздействие на работу термостата надо расценивать не как починку прибора, а как его использование.
Тем не менее, функционирование термостата связано с двумя проблемными явлениями, одно из них — появление искры в момент замыкания контакта, второе — возникновение в цепи тока, что связано с запретом молид (порождение). Как от этих проблем избавиться?
Согласно мнению большинства законоучителей, открывать холодильник разрешено, только когда слышен звук работающего мотора. В этом случае проникновение теплого воздуха внутрь не приведет к замыканию контактов, так что не будет никаких искр. Правда, из-за повышения температуры в камере мотор будет работать дольше, но это разрешено — подобно тому, как разрешено закрыть окно, чтобы ветер не погасил свечу. То же самое можно сказать о закрытии холодильника, прекращающем приток теплого воздуха. В результате термостат отключит мотор быстрее, но и это походит на закрытие окна перед свечой. Данное утверждение можно оспаривать, но на практике принято полагаться на него.
Отметим, что один из крупнейших раввинов нашего времени рав Ойербах разрешил открывать дверцу холодильника в любое время, даже когда мотор не работает. Но тогда как он решает проблему с искрами? Открывая холодильник, мы не собираемся эти искры создавать; они появляются сами как неизбежный результат наших действий (псик-рейша), причем никакой пользы от них нет, поэтому налицо лишь запрет мидерабанан. Добавим еще два соображения: даже если высекание искр входит в категорию зажигания огня, все же в данном случае работа сделана непривычным способом, бешинуй; к тому же пробегающая искра пусть медленно, но неотвратимо портит контакты, так что ее создание можно назвать порчей. Каждого из этих трех соображений (псик-рейша, не приносящая пользы; шинуй; порча) хватило бы для того чтобы рассматриваемое действие было разрешено Торой, но запрещено мудрецами; однако «работая» вместе, они приносят полное разрешение[1].
Но, может быть, в тот момент, когда мы собираемся открыть холодильник, температура в нем уже близка к критической, при которой срабатывает термостат, так что, открывая дверцу, мы фактически заводим мотор. Тогда как же мы можем открыть дверцу? Ответ рава Ойербаха: даже если наши действия явятся непосредственной причиной замыкания цепи, все же, поскольку у нас нет намерения включать мотор и вовсе неочевидно, что он моментально включится21 (может, до критического уровня осталось два-три градуса), здесь действует разрешение, построенное на принципе эйно миткавен (нет намерения).
Оппоненты рава Ойербаха не согласились с его аргументами. Согласно их мнению, запреты на высекание искры и молид (создание тока в цепи) остаются в силе. Причина в том, что, даже если эти запреты только мидерабанан, все же действие, неизбежно приводящее к ним, нельзя делать, несмотря на то, что от этих искр нет никакой пользы. Разрешение грома (косвенное участие) здесь тоже не применимо, так как оно действует в основном там, где возможен материальный ущерб. На практике — дверцу холодильника открываем только при работающем моторе.
Заметим, что в современных холодильниках («нон-фрост») вмонтированы две дополнительные детали: особая спираль накаливания и небольшой вентилятор, предназначенные для оттаивания ледяной «шубы» в морозильном камере. Причем во многих моделях открытие дверцы во время работы компрессора может привести к немедленному отключению вентилятора. С другой стороны, если открыть дверцу, когда мотор не работает, может произойти включение мотора, которое (правда, не сразу) приведет к зажиганию упомянутой нити накаливания, что запрещено мидеорайта[2]. Пусть это ненамеренный результат открытия холодильника, но человек заинтересован в нем, — так что проблема становится куда более серьезной, и совет открывать холодильник исключительно во время работы мотора ничем не помогает. Сегодня в Израиле продаются холодильники, в которых по заказу покупателя может быть вмонтировано специальное устройство, отключающее термостат на Субботу и переводящее холодильник на автоматический режим работы, — это приемлемое решение проблемы. Но если у нас на кухне стоит холодильник без такого устройства, то самый лучший выход — подсоединить его к реле времени (шаон-шабат, см. ниже), которое полностью отключит его от электросети на время, когда мы собираемся пользоваться им в Субботу, а потом снова подключит. Такое решение помогает для саморазмораживающихся холодильников, но и для обычных установок оно подходит тоже идеально.
Термостат устанавливается не только в холодильниках, но и духовках. Когда из духовки в Субботу достают горячую пищу, внутрь камеры приникает холодный воздух, что может привести к включению нагревательного элемента и сигнальной лампочки. Поэтому, даже те законоучители, которые разрешают открывать холодильник в любое время, категорически запрещают открывать духовку, когда нагревательный элемент не работает: ведь здесь мы имеем дело с настоящим зажиганием, запрещенным Торой. Запрет действует и в Йом-Тов, несмотря на то что в этот день разрешено зажигание огня для приготовления пищи. Причина очевидна: запрет молид, нарушаемый при появлении электричества в цепи, остается в силе не только в Субботу, но и по праздникам.
Из сказанного можно было бы сделать такой вывод: если наша квартира обогревается системой отопления, снабженной термостатом, открывать в ней двери и окна можно только тогда, когда работает отопление, иначе проникновение холодного воздуха приведет к включению всей системы. Но не будем спешить с таким выводом. Автор книги «Минхат Ицхак» разрешил открывать двери и окна в любое время — даже когда отопление на время отключилось. Рассуждает он примерно так: открывая дверь, мы не собираемся включать отопление, это только неизбежное следствие (псик-рейша) открытия двери, причем в этом следствии мы не особо заинтересованы. Раньше мы уже говорили, что подобное действие запрещено лишь мудрецами, но они не устанавливали этот запрет для больных людей. По талмудическому правилу, на людей, страдающих от холода, распространяются все облегчения, установленные законом для не опасно больных; иными словами, для включения системы отопления можно разрешить любое действие, разрешенное, когда в доме есть больной, — а это как раз наш случай! Стало быть, разрешено открыть дверь, несмотря на то что может включиться отопление.
И, поскольку обычные люди от жары мучаются не меньше чем от холода, только что приведенное разрешение действует также и для дома с кондиционером. Можно открывать дверь комнаты, в которой установлен кондиционер, несмотря на то что в результате он может включиться.
Шаон-шабат («субботние часы») — так называется реле времени, автоматически замыкающее или размыкающее электрическую цепь в установленный час. Использование его в Субботу вызвало в свое время много вопросов. Прежде всего, можно ли настроить шаон-шабат в Субботу с тем, чтобы он погасил свет или включил его? По мнению большинства авторитетов, операция, произведенная реле времени, настроенным в Субботу, входит в категорию грама. Т.е., действия человека, установившего желаемый ему час, являются только косвенной причиной гашения или зажигания, что разрешено Торой, но запрещено мидерабанан.
Следующий вопрос: можно ли настроить шаон-шабат в пятницу с тем, чтобы он погасил свет в Субботу? На этот вопрос подавляющее большинство авторитетов ответило утвердительно, — что и стало руководством к действию в большинстве еврейских домов. Зададим более сложный вопрос: можно ли в пятницу подсоединить реле времени к электроплитке так, чтобы она включилась часа за два до начала субботней трапезы? В главе, посвященной законам варки, мы упоминали, что делать так, в принципе, можно, но с ограничением, не связанным со спецификой работы шаон-шабата. Дело в том, что электроплитка считается открытым огнем, поэтому запрещено оставлять на ней с пятницы не сваренную пищу, чтобы она доварилась в Субботу. Но если покрыть плитку, например, листом жести, то можно. И уж тем более, пищу, полностью сваренную в пятницу, можно смело оставлять на непокрытой плате, подсоединенной к реле, которое включит ее в Субботу.
Новая, более сложная ситуация. Допустим, в силу каких-то причин нас не устраивает установленное на «субботних часах» с пятницы время гашения или зажигания света, и мы хотим изменить его уже в Субботу. Не столкнемся ли мы тут с серьезной проблемой? Столкнемся, и вот почему. Если для изменения необходимо сначала аннулировать прежнюю настройку[3], то поступить так нельзя, потому что, по сути дела, мы заново устанавливаем время выключения, что запрещено.
Теперь рассмотрим виды реле, которые можно настроить поворотом циферблата без отмены предыдущей настройки. Когда свет не горит, отдаление времени включения или полная его отмена сами по себе, на первый взгляд, не должны вызвать трудностей. Но вот уже приближение времени включения или выключения света расценивается как косвенная причина (грома) зажигания или гашения, разрешенная мудрецами только в экстренных случаях, например, для спасения имущества или помощи больным. Если же свет горит, а мы хотим, чтобы он выключился позже момента, установленного на реле времени, мы сталкиваемся с вопросом, который вызвал серьезные споры между авторитетами последнего поколения. Вопрос формулируется так: можно ли уподобить отдаление времени гашения света запрещенному Талмудом подливанию масла в светильник? Или аналогией является разрешение закрыть окно, чтобы сквозняк не погасил свечу? Иными словами, можно ли действие по предотвращению тушения огня уподобить поддерживанию огня или это принципиально разные действия?
Некоторые раввины не видят никакого различия между двумя рассмотренными видами реле и запрещают изменение настроек даже в том случае, когда можно это сделать поворотом циферблата, не отменяя предыдущие настройки. Согласно их мнению, изменить настройки любым способом — все равно что заново настроить шаон-шабат в Субботу. Ведь в результате устанавливается новый час тушения или включения света.
Дополнительный вопрос: не входит ли сам шаон-шабат в класс предметов, называемых мукце, т.е. тех вещей, которые мудрецы запретили перемещать в Субботу? Если входит, то о любом физическом воздействии на реле придется забыть, — нельзя ни повернуть циферблат, ни нажать или переместить штырек. Этот вопрос сложен и достаточно тонок, не следует пытаться решить его самостоятельно, так что в случае необходимости надо проконсультироваться у компетентного раввина, способного дать точные указания.
Новый сюжет. Если в пятницу мы забыли оставить свет в какой-то важной для нас комнате, ошибка неисправима. Даже если у нас установлен шаон-шабат, отключивший свет на ночь, мы не можем нажать на выключатель — ибо это грама зажигания в чистом виде[4].
А можно ли повернуть выключатель или вынуть штепсель из розетки, чтобы свет не загорелся в тот момент, когда шаон-шабат замкнет цепь в назначенный час? Прежде всего, надо решить вопрос, являются ли выключатель и штепсель мукце. Согласно почти всем мнениям, это так, хотя, в принципе, существуют способы решения32 этой проблемы. Но даже если нами преодолены все сложности, связанные с мукце, мы снова придем к приведенному выше спору: запрещено ли, по мнению Хазон-Иша, локальное соединение контактов в момент, когда цепь разорвана в другом месте, или же запрету подлежит только соединение всей цепи, в результате чего в ней появляется ток? В нашем случае — задача обратная: является ли локальное размыкание контактов «разрушением», когда цепь и так уже разорвана действием реле времени?.. Ничего не остается, как повторить старый совет: нужна консультация у раввина.
Перейдем к смежной теме — регулированию температуры термостата бытовых электроприборов[5]. Согласно мнению рава Ойербаха, правило звучит так: нельзя приближать по времени включение или выключение прибора, но можно их отдалять.
Начнем с холодильника. Когда мотор не работает, нельзя понизить температуру термостата, потому что тем самым приближается его включение; но повысить температуру можно, так как нет запрета на отдаление времени включения. И, наоборот, когда мотор работает, нельзя повысить температуру, поскольку это вызовет преждевременное выключение мотора; но можно температуру понизить, поскольку нет запрета на отдаление момента выключения.
Теперь об отоплении. Когда оно временно отключилось, можно понизить температуру термостата, но нельзя ее повысить, поскольку это приблизит время включения. Когда же отопление работает, нельзя понизить температуру термостата, но можно ее повысить.
Заметим, что оппоненты рава Ойербаха запрещают не только приближать, но и отдалять время включения и выключения электроприборов — прежде всего, из-за проблемы мукце.
Использование лифта в Субботу ограничено сразу несколькими запретами: когда мы входим, в кабине зажигается освещение, а когда мы нажимаем на кнопку нужного нам этажа, замыкается электрическая цепь и в ней появляется ток, что связано с запретами боне и молид; ко всему прочему, зажигается сигнальная лампочка, а на контактах выключателя образуется искра.
Попытаемся обойти трудности. Первая попытка: пусть кнопку нажмет сосед-нееврей (если он есть). Талмудическое правило гласит, что нельзя пользоваться услугами нееврея, совершающего в Субботу ради еврея операции, запрещенные самому еврею. И только если он делает что-то для себя или других неевреев, можно воспользоваться плодами его труда. Решение найдено: ждем, когда нееврей нажмет на кнопку, вызовет лифт для себя, и входим вместе с ним в кабину. Некоторые авторитеты разрешают так поступать — но только в случае острой необходимости, при условии, что нееврей не сделает ничего специально для еврея и последний выходит на том же этаже, что и нееврей; но надо быть предельно осторожным, чтобы, входя и выходя, не вызвать автоматического открытия и закрытия дверей. Однако, помимо использования труда нееврея, здесь возникает целый ряд вопросов, которые мы рассмотрим буквально в следующем абзаце, говоря об автоматических лифтах. На практике — в случаях с обычным лифтом и автоматическим — следует проконсультироваться у раввина.
Автоматический лифт работает без вмешательства человека. Он останавливается на каждом этаже, открывает дверь и какое-то время ждет. Затем дверь закрывается, и лифт продолжает движение. Можно ли пользоваться в Субботу таким лифтом? Прежде всего отметим те стороны проблемы, по которым законоучители пришли к единому мнению.
Во-первых, запрещено пользоваться автоматическим лифтом, в котором работают электронные весы, определяющие вес кабины вместе с пассажирами для выбора оптимального режима работы двигателя. Входя в кабину такого лифта, человек собственным весом способствует замыканию электроцепи в весах и появлению в ней тока. Поэтому весь дальнейший разговор будет нами вестись только по поводу тех лифтов, в которых переход на автоматический режим в первую очередь отключает работу весов. Во-вторых, очевидно, что нельзя входить или выходить из кабины в тот момент, когда двери уже начали закрываться. В этом случае, включается фотоэлемент, пересекая луч которого, человек приводит в действие устройство, останавливающее закрытие дверей; причем такое устройство заранее нельзя отключить[6]. В современных автоматических лифтах предусмотрен предостерегающий звонок, который раздается перед закрытием дверей, — это знак того, что нельзя входить.
Споры, возникшие вокруг использования автоматического лифта, идут в трех направлениях. Первое связано с запретом молид. В некоторых публикациях высказывается такое возражение: хотя пассажир не вмешивается прямым образом в работу лифта, его вес оказывает некоторое влияние на его работу. Ведь чем тяжелее кабина, тем больше требуется мощности мотора для ее поднятия и торможения. А это приводит к увеличению силы тока в цепи, что может быть расценено как молид. Правда, рав Ойербах считает, что увеличение силы тока принципиально отличается от включения тока, а значит, его нельзя рассматривать как молид. Напомним, что суть запрета — в создании нового, того, чего не было раньше, например: опрыскивание одежды духами или замыкание электрической цепи, порождающее движение тока. Однако есть мнение, что вещи, уже ароматизированные, можно опрыскивать духами, потому что ничего нового не возникает: запах в этих вещах был и раньше. Опираясь на это мнение, рав Ойербах разрешает действия, в результате которых сила тока, уже идущего в цепи, лишь усиливается. Именно так и происходит с двигателем автоматического лифта: утяжеление кабины не порождает ток, а только усиливает его.
Вторая область споров: некоторые авторитеты, позволяя подниматься в Субботу на автоматическом лифте, запрещают на нем же спускаться. Движение кабины само по себе сопровождается рядом мелахот: мигают сигнальные лампочки направления движения и проезжаемых этажей, а также включается тормозная система путем соединения контактов, что расценивается как боне или молид. Правда, все это происходит автоматически и при подъеме и на спуске. Но с того момента, когда пассажир , желая спуститься, вошел в лифт, двигатель переходит на экономный режим работы, использующий вес пассажира для спуска, и расходует меньше энергии. Отныне помощь пассажира настолько существенна, что все, что происходит во время движения кабины, можно «списать на его счет». И снова возражает рав Ойербах. Среди прочих аргументов он приводит такой: поскольку вес пассажира никак не влияет на скорость спуска[7], «вкладом» пассажира в движение кабины можно пренебречь. Картина напоминает двух людей, несущих тяжелое бревно в Субботу. Закон гласит, что если один из них может справиться с работой один, а второй не может, то этот второй не считается соучастником работы. Фактически он вносит свою лепту: благодаря его скромной помощи силач экономит силы; но алаха его вкладом пренебрегает, потому что, если он выпустит бревно, силач сумеет, напрягши силы, унести его сам. Так и здесь: если человек выйдет из лифта, движение вниз продолжится, разве что с большей затратой электроэнергии; поэтому неправильно было бы считать человека ответственным за все, что происходит в кабине при спуске[8].
Третья область споров: по мнению ряда авторитетов, использование автоматического лифта входит в группу действий, которая запрещена мудрецами, т.к. они, эти действия, создают будничную обстановку и тем самым вызывают пренебрежение святостью Субботы. Их оппоненты возражают: сам автоматический режим работы лифта показывает, что перед нами прибор, специально приспособленный для Субботы. Да и нельзя сказать, что нарушена атмосфера субботнего покоя, поскольку все происходит в пределах частного владения, тихо и без огласки.
Звонить по телефону в Субботу нельзя, потому что, поднимая трубку, пользователь замыкает электрическую цепь, а на некоторых телефонных станциях в этот момент зажигается сигнальная лампочка. Также нельзя поднять трубку зазвонившего в Субботу телефона, потому что тем самым размыкается одна цепь (приводящая в действие звонок) и замыкается другая (по которой передается разговор), причем лампочка, зажегшаяся на станции, гаснет. Перед началом Субботы телефон лучше отключить совсем, чтобы случайно раздавшийся в квартире звонок не помешал атмосфере субботнего покоя.
Поскольку, по мнению Хазон-Иша, пользование телефоном связано с запретом Торы, можно позвонить в Субботу только для помощи опасно больному человеку или в других обстоятельствах, когда возникла опасность для жизни. Для неопасно больных звонить нельзя, поскольку для них можно нарушать лишь запреты мудрецов, но не Торы.
Пользуясь телефоном в случаях опасности для жизни, надо стараться свести нарушаемые запреты к минимуму. Поэтому трубку снять следует измененным, не обычным образом, например, локтем, — тогда нарушается не закон Торы, а постановление мудрецов[9]. Вызвав скорую помощь (амбуланс) или врача, нельзя положить трубку на место, потому что для больного в этом действии уже нет необходимости.
Некоторые авторитеты позволяют врачу, в доме которого зазвонил телефон, поднять трубку, так как не исключено, что ему звонят, чтобы вызвать к опасно больному. И хотя в этом нет уверенности, можно нарушить Субботу даже в таких сомнительных случаях, когда опасность для жизни не очевидна.
Для многих людей в последнее время стал актуальным следующий вопрос: надо ли, покидая в пятницу свой офис, отключать автоответчик и факс? Ведь среди тех, кто обращается в офис по телефону в Субботу, могут оказаться и евреи; не окажется ли так, что, оставив включенным автоответчик, мы «помогаем» им совершить запрещенные в Субботу действия, а значит, тем самым нарушаем заповедь: «Не ставь преграду перед слепым»?
Большинство учителей отвечают, что Тора запретила ставить преграду, то есть совершать действия, которые прямым или даже косвенным образом могут помочь человеку нарушить закон. Но в данном случае речь идет о воздержании от действия — уходя, человек всего лишь не отключает автоответчик; этого Тора не запретила; к тому же нет стопроцентной уверенности, что евреи будут звонить. Все же автор труда «Минхат Ицхак» не советует оставлять автоответчик включенным — правда, по другой причине: даже если позвонившим будет нееврей, он, получив приглашение оставить свое сообщение после сигнала, совершит мелаху в офисе еврея, против чего тот обязан протестовать.
Но и по мнению автора «Минхат Ицхак» есть выход из создавшегося положения. На сегодняшний день многие телефонные компании включают в список своих служб возможность пользоваться автоответчиком, который оборудован на станции, а не вмонтирован в аппарат пользователя; так что все действие совершается не в еврейском офисе.
По поводу использования ингалятора желательно проконсультироваться с раввином, потому что рынок насыщен множеством моделей, и вопросы, возникающие в связи с их эксплуатацией, специфичны для каждой из них. Есть бесспорные правила, например: в прибор, распрыскивающий горячие пары, нельзя добавлять холодную воду из-за запрета варки. Но вот можно ли добавить горячей воды из чайника, стоящего на плите, — этот вопрос уже спорен. В некоторых ингаляторах нет нагревающего элемента, просто вода соединяет электроды, и ток, проходя сквозь воду, ее же нагревает. Поэтому, если электроды в таком ингаляторе обнажились в результате испарения, ни в коем случае нельзя добавлять внутрь прибора даже горячую воду, потому что тем самым замкнется электрическая цепь. Но в ингалятор, работающий без нагревания, воду добавлять можно.
Когда мы говорим в микрофон, колебания мембраны, вызванные колебанием воздуха в момент нашей речи, преобразуются в электрические импульсы. Существует несколько видов микрофонов. В одних, благодаря источнику питания, в цепи всегда присутствует ток; так что голос говорящего не создает поток электричества в сети, а только увеличивает его силу. В других моделях ток создается под действием голоса говорящего. Поэтому пользоваться второй моделью в Субботу нельзя из-за запретов молид и боне.
Возвращаясь к микрофону первого вида, можно сказать, что, скорее всего, говорящий в него не нарушает запрет боне, потому что цепь уже замкнута и ток по ней идет. Но вопрос с запретом молид здесь, как и в случае с автоматическим лифтом, остается спорным, потому что ток не зарождается, а только усиливается. Однако, даже если мы примем мнение рава Ойербаха, считающего, что увеличение силы тока нельзя рассматривать как молид, пользоваться таким микрофоном нельзя и вот по какой причине. Субботний покой трудно совместим с работой устройств, создающих шум, даже если они включены в пятницу и действуют автоматически без участия человека. В их работе наши мудрецы видят пренебрежение Субботой: услышав шум работающего механизма, люди могут подумать, будто его включили в Субботу. В Талмуде приводится в виде примера водяная мельница, в которую еще в пятницу засыпали зерно: река течет, жернова вертятся, зерно перемалывается, человека рядом нет, — тем не менее, такая работа запрещена. Современные законоучители говорят, что под этот запрет попадает и микрофон, подключенный к громкоговорителю. Есть еще одна причина. Вспомним, мудрецы Талмуда запретили игру на музыкальных инструментах из опасения, что мы, забыв о Субботе, машинально начнем их настраивать. Этот запрет настолько широк, что уже в самом начале он был распространен на любые предметы, специально предназначенные для того, чтобы издавать звуки. В класс таких предметов входит и микрофон.
В Субботу нельзя включать слуховой аппарат, потому что при этом в нем замыкается цепь и по ней начинает идти ток. Также нельзя вставлять в аппарат батарею, что связано с запретом настройки (или приведения в годность) предметов пользования. Впрочем, большинство современных раввинов разрешают пользоваться слуховым аппаратом, включенным до наступления Субботы, несмотря на то что он специально предназначен для того чтобы издавать звуки. Почему? Потому что от микрофона его отличает важная особенность: звук слухового аппарата не слышен никому, кроме пользователя; а раз так, то постановление мудрецов на него не распространяется. Разрешено разговаривать с человеком, пользующимся слуховым аппаратом, не опасаясь, что голос говорящего увеличивает силу тока в цепи: учитывая экстренные обстоятельства, можно положиться на авторитеты, считающие, что изменение силы тока не входит в категорию молид.
Все знают, что в Субботу нельзя включать радиоприемник и телевизор. Даже если радио включено с пятницы, нельзя слушать передачи, транслируемые евреями или для евреев. Более того, даже если работники радиостанции неевреи и большинство слушателей тоже неевреи, нельзя оставить радио включенным с пятницы или настроить реле времени так, чтобы он включил телевизор в Субботу. Причины нам известны. Во-первых, существует запрет на работу в Субботу устройства, создающего шум; этот запрет несомненно относится не только к радио и телевизору, но и ко всем устройствам, работа которых сопряжена с пренебрежением к Субботе. Во-вторых, на их работу распространяется запрет игры на музыкальных инструментах (об этом мы говорили чуть выше).
В военное время можно оставить радио включенным на Субботу — для того чтобы не пропустить важное сообщение (объявления тревоги и пр.). Но как быть с другими передачами, идущими вперемежку с важными сообщениями? Поскольку эти передачи мешают субботнему покою, следуют вставить в приемник наушники или включить его с пятницы на маленькую громкость, чтобы в нужный момент ее можно было усилить (если при этом на панели не загорятся дополнительные сигнальные лампочки). Аналогично, если в Субботу неожиданно включилось радио (например, радио-часы) и оно нам мешает, его нельзя выключить, но можно убавить громкость. Разрешение усилить или убавить громкость не относится к дигитальным устройствам, в которых изменение громкости достигается путем размыкания и замыкания цепи.
Следует избегать разговоров вблизи магнитофона, включенного на режим записи, поскольку в некоторых моделях микрофонов голос говорящего генерирует ток в цепи, а также приводит к загоранию сигнальной лампочки записывающего устройства. Что касается самой записи на магнитную пленку, то некоторые авторитеты склонны рассматривать изменения магнитного покрытия пленки как приведение в годность предметов пользования[10]. В свое время в Советском Союзе наличие подключенных магнитофонов госбезопасности создавало определенную проблему для подпольных занятий Торой в Субботу.
Электрический звонок. В Субботу нельзя нажимать на звонок из-за искр, которые возникают при замыкании контактов. Отметим, что при этом нет запрета боне, так как единая электрическая цепь возникает лишь на то время, пока человек жмет на кнопку, но стоит ему отпустить палец, как цепь размыкается; а мы знаем, что в Торе нет запрета на сооружение в Субботу строения, которое рушится как только человек от него отходит.
Электрическое одеяло. Разрешено пользоваться в Субботу электроодеялом, включенным с пятницы, не опасаясь, что, ворочаясь во сне, человек ненароком выдернет шнур из розетки. Но даже если такое произойдет, действие нельзя считать преднамеренным, а тем более неизбежным (т.е. это не псик-рейша). Что нельзя делать, так это менять температуру одеяла. И чтобы этого не случилось по ошибке, следует, как и в случае с плитой, отметить регулятор каким-нибудь опознавательным знаком, который напомнит, что сегодня Суббота, день, когда регулировать температуру нельзя. Например, хорошо пришить (до Субботы) поверх регулятора кусок ткани.
Электронные часы. Можно носить на руке электрочасы, но нельзя нажимать на кнопки корпуса часов, потому что тем самым замыкается электрическая цепь. Кроме того, смена цифр на экране — тоже письмо, хотя и в измененном виде, поэтому мидерабанан создание таких цифр запрещено. И еще: если заряд батареи иссяк, часы становятся мукце — и носить их больше нельзя.
Электрические лампы и нагреватели. По поводу зажженных электроламп и работающих электрокаминов высказывались разные мнения законоучителей, но на практике не принято перемещать их в Субботу (см. Двадцать первую главу о мукце). Впрочем в Йом-Тов такой перенос разрешен.
Вентилятор. Работающие электроприборы, в которых нет нити накаливания, можно передвигать в Субботу, если ими надо воспользоваться (например, чтобы проветрить другое помещение) или чтобы освободить место, которое они занимают. Разрешено пользоваться кнопкой, фиксирующей направление действия вентилятора. Но вот можно ли переносить эти приборы для других целей — вопрос спорный.
Электродвери. Нельзя приближаться в Субботу к дверям, которые открываются автоматически, потому что, входя в область действия фотоэлемента или наступая на коврик, реагирующий на вес человека, мы способствуем замыканию электрической цепи. Правда, в данном случае наши действия лишь косвенно приводят к замыканию цепи (грама), но и это запрещено мудрецами.
Эскалатор. Принцип его действия аналогичен работе автоматического лифта, поэтому законоучители, одобряющие пользование лифтом, разрешают подниматься или спускаться на автоматическом эскалаторе. Но если эскалатор начинает движение только тогда, когда на него ступают, пользоваться им, конечно же, запрещено. Поэтому в некоторых публикациях высказывается мысль, что не следует пользоваться также и обычным эскалатором, чтобы не вводить несведущих людей в заблуждение.
Эта проблема актуальна для Израиля. Известно, что, если работающие на предприятии евреи совершают запрещенные в Субботу операции, мидерабанан нельзя пользоваться плодами их труда. То же самое касается евреев, работающих на электростанции. Правда, современные станции вырабатывают электричество автоматически, но, когда в определенные часы потребление возрастает или падает, появляется необходимость регулировать работу турбин, а это связано с нарушением Субботы. Кроме того, время от времени случаются поломки, устранение которых связано с рядом запретов. Отсюда возникает вопрос: можно ли в Субботу вообще пользоваться электричеством, приходящим в дом по проводам?
Логика ответа такова. В наше время электричество, вырабатываемое в Субботу, используется в том числе и для опасно больных людей, находящихся в больницах и частных домах. Больные нуждаются в различных электроприборах для лечения и ухода за ними, поэтому можно производить для них электричество точно так же, как можно нарушать другие законы Субботы для спасения жизни[11]. При этом многие авторитеты считают, что и другие люди, чьей жизни не угрожает никакая опасность, могут пользоваться электричеством, поскольку невозможно отделить ток, идущий на нужды больных, от тока, идущего здоровым людям. Это похоже на разрешение, согласно которому мясо курицы, зарезанной для опасно больного, которому нечего было есть, не запрещено и здоровому человеку.
Впрочем, некоторые авторитеты утверждают, что сегодня в каждой больнице есть свой генератор на случай прекращения подачи тока из общей сети. Он может обеспечить больницу электричеством на всю Субботу. И, если бы было желание организовать жизнь в стране по законам Торы, можно было бы позаботиться о том, чтобы на всех жизненно важных службах стояли свои генераторы. Поэтому разрешение использовать электричество, основанное на надобностях больниц, вызывает большие сомнения. На это их оппоненты возражают, что опасно больные находятся не только в больницах, так что не всегда и не везде есть возможность расставить запасные генераторы.
Тем не менее, Хазон-Иш считал, что, даже если по букве закона не запрещено пользоваться вырабатываемым евреями в Субботу электричеством, опираясь на высказанные выше аргументы, все же от этого следует отказаться. Ведь те, кто служит на станции, в большинстве своем не соблюдают заповедей, и Суббота для них отличается от будней только тем, что за работу в уик-энд они получают надбавку к зарплате. Такие люди совершали бы запрещенные в Субботу операции, даже если бы не было никакого разрешения, мотивированного спасением жизни. В свете сказанного видно, что у того, кто пользуется плодами их труда, не болит сердце за нарушение другими евреями субботних запретов. А такое поведение демонстрирует, что законы Торы такому человеку не столь важны. Получается, что, против своего желания, израильский потребитель общественного электричества, сидя за субботним столом и изучая Тору, участвует в осквернении Имени Всевышнего (хилулъ Ашем).
Некоторые из последователей Хазон-Иша добавляют, что, по мнению их учителя, даже при полностью автоматизированной выработке электричества пользование им — хилуль Ашвм, если работники электрокомпании совершают при этом запрещенные операции, не связанные непосредственно с выработкой тока, например, ведут записи и т.п. Поэтому те, кто придерживаются мнения Хазон-Иша, стараются пользоваться током особых автономных генераторов, включенных еще в пятницу. Но большинство потребителей полагается на законоучителей, утверждающих, что, если есть разрешение производить электричество для больных, то нет осквернения Имени Творца и в его использовании здоровыми людьми.
Евреи, живущие за границей Израиля, не сталкиваются с подобными проблемами, так как на иностранных электростанциях работают неевреи. И, хотя пользоваться плодами труда нееврея можно далеко не во всех случаях, за границей нет запрета на использование электричества. К сожалению, характер нашей книги не позволяет привести все аргументы в защиту этого положения, так что смотрите их в примечаниях, данных в конце.
Субботу принято называть Царицей. Известно, что, согласно Торе, суть любого предмета или явления раскрывается в его названии. Поэтому закономерен вопрос: какую суть Субботы показывает ее имя — Царица? Частично ответ на этот вопрос мы получили в конце Четырнадцатой главы, теперь попытаемся углубить его и расширить. И хотя исчерпывающее объяснение понятия царства (малхут) невозможно дать, не изучая кабалы, все же для нашей цели вполне подойдет предлагаемое ниже упрощенное объяснение.
В жизни часто случается, что желания человека расходятся с возможностями. Кто не знаком с этим печальным фактом! Иногда нам хочется помочь нуждающимся, но, когда доходит до дела, мы сталкиваемся с большими трудностями. Позавчера не было времени, вчера усталость валила с ног, сегодня не хватает денег… Мы не сомневаемся в необходимости помочь, однако, как сказал поэт, «суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано».
У каждого среди знакомых есть несколько человек, которые задыхаются от негодования, стоит им столкнуться с несправедливостью, коррупцией или произволом властей. Но мало кто из этих правдоискателей по-настоящему стремится стать революционером или, на худой конец, политиком-реформатором. Несмотря на развитое чувство справедливости, человек оказывается неспособным совершить что-либо стоящее по исправлению мира.
А теперь представьте себе на миг, что произошло чудо — и нашего знакомого правдоискателя назначили, ни больше ни меньше, главой правительства. Другие на его месте начинают заниматься политикой, но он приступает к реализации своих далеко идущих планов, борется с государственной коррупцией, восстанавливает справедливость, проводит в жизнь программы помощи бедным. Что изменилось в нем самом? Обострилось ли его чувство справедливости или он стал еще настойчивее, может быть — смелее? Нет, все, кто с ним знакомы, подтвердят, что человек не изменился. Просто он получил власть! Она и дала нашему знакомому широкие возможности реализовать свои душевные качества, применить их на практике.
Власть — один из атрибутов царства (малхут). Таким образом, царство — это то, что позволяет проявить и реализовать остальные качества, до сих пор пребывавшие в потенциале.
За шесть дней Всевышний создал мир, который по своей сути скрывает Его царство и власть. Он поступил так намеренно — в том числе и для того, чтобы даровать нам свободу выбора. Проявляй Всевышний Свою власть ежечасно, мы бы исполняли Его волю по принуждению. Если бы у того, кто сказал гадость в адрес своего ближнего, на языке моментально вскакивал типун, человек перестал бы говорить гадости, но в праведника от этого не превратился бы. Аналогично, если бы у выезжающего в Субботу на автомобиле через десять метров глох мотор, человек лишился бы свободы воли и превратился бы в автомат, пусть наделенный сознанием, но все же лишенный возможности поступать по своему усмотрению. В таком мире нам, в общем-то, нечего было бы делать. Поэтому Всевышний скрыл Свою власть — ради нас! В результате, мы не видим, не ощущаем Его царства. Более того, все происходит как раз наоборот: окружающий мир представляется нам полной противоположностью тому, чем он, по нашему представлению, должен быть. Нам кажется, что миром правят детерминированные законы природы, а судьба человека отдана во власть слепого случая.
Такие чувства владеют нами во все дни недели. Но когда наступает Суббота, картина меняется. Шабат — это швита, остановка. Все останавливается и замирает. И тогда естественным образом проявляется власть Творца.
Наши мудрецы сказали (Шмот Раба 29): «Когда Творец даровал Тору на Синае, птицы не щебетали, коровы не мычали, ангелы не летали, слуги Всевышнего (серафим) не произносили хвалебных песен, море не вздымало свои волны, люди не говорили. Весь мир умолк. И тогда в тишине раздался Голос: Я — Всевышний, ваш Б-г».
В чем смысл метафоры? В том, что все должны были замолчать — чтобы в этой полной тишине Голос Всевышнего произнес Десять речений. А может быть, по-другому: когда всё стихло, когда исчезла громкая суета повседневной жизни — в этот миг естественным образом был услышан Голос, возвещающий истину: у мира есть Хозяин, Тот, Кто им управляет.
Вот она суть Субботы! Когда замирает созидательная деятельность, когда останавливаются все процессы, истина проявляется сама: есть только Один Творец, безраздельно правящий созданным миром. Это и есть Его царство.
В другом мидраше мудрецы говорят: «Чего не хватало миру по истечении шести дней Творения? Отдыха! Пришла Суббота — с ней пришел отдых». Мир остановился и замолк, обнаружив, что все, что в нем происходит, — всего лишь средство служения Царю. «И благословил Всевышний седьмой день, и освятил его». Так, в Субботу в мир входит святость, Шхина — то, чем Всевышний проявляет Себя, дает Себя почувствовать, увидеть. В этот момент Он не скрывается за покровами созданного Им мира.
Представим себе банкетный зал, богато убранный в честь предстоящей свадьбы: цветы, накрытые столы, музыканты раскладывают ноты. Но нет жениха, хотя время ставить хупу уже настало. И никто не волнуется, все понимают, что он, как часто случается, просто опаздывает. Однако опоздание затягивается, проходит час, за ним другой… Наверное, что-то произошло, решают приглашенные: серьезная задержка, может, свадьба вообще не состоится. А теперь скажите, придет ли кому в голову подойти в этот момент к отцу жениха и сказать: «Может быть, стоит пригласить людей к столам? Жалко, такая красота и такое угощение — как бы все не пропало. Салаты уж точно скиснут, да и шницели засохнут, лучше их съесть, пока не поздно!» Если кто-нибудь и даст такой совет отцу, на него посмотрят как на человека, не совсем нормального. При чем тут красота и шницели, когда нет жениха! Какой смысл спасать угощения, когда они расставлены тут ради свадьбы!
Но вот чудо — через два с половиной часа жених появляется в дверях зала, и радость переполняет всех присутствующих: «Слава Б-гу!» Теперь можно вести молодых под хупу, садиться за столы, танцевать под звуки веселой музыки. Все было приготовлено для жениха, его появление придало смысл и цветочным украшениям на стенах, и блюдам на столах, и оркестру на сцене. До сих пор хлеб был просто хлебом, а шницели просто шницелями, грубыми материальными предметами (они успели-таки подсохнуть). Отныне все это стало частью свадебного пира, предметом исполнения заповеди, мицвы.
И если теперь мы спросим любого из гостей, пляшущих вокруг жениха: «Чему ты радуешься?» — вряд ли он ответит, что рад приходу жениха, потому что теперь, наконец-то, можно по-человечески поесть и потанцевать, ибо и еда и танцы обрели смысл. Скорее всего, гость скажет, что он радуется за жениха и невесту. Конечно, вкусная еда и веселые танцы — это хорошо, но все это второстепенное, а главное — жених и невеста!
Когда с наступлением Субботы в мир входит Шхина, когда раскрывается Царство Всевышнего, все Творение обретает смысл и наполняется радостью. Но главная радость не в том, что мир наконец-то обрел смысл существования, главная радость — в самом Царе, в возможности приблизиться к Нему.
«Выходите, пойдем навстречу Субботе, ибо она источник благословения!» Сейчас эту знакомую нам фразу можно понять глубже. Действительно, не Суббота, а Творец — единственный источник всех благословений и любого блага. Суббота сама по себе — не источник. Но она — те ворота, через которые Всевышний входит в Свой мир.
По книге рава Пинкуса «Царица Суббота»
__________________________________________
[1] Рав Ойербах не упоминает запрет молид, но к этому запрету применимо то, что написано в начале его статьи: маловероятно, чтобы первая же волна воздуха, проникающая в холодильник с открытием дверцы, привела термостат в действие. Скорее всего, запуск произойдет позже, когда накопится достаточно теплого воздуха; т.е. открывание дверцы — лишь косвенная причина нарушения запрета. Напомним, что в соответствии с принципами законов Субботы, мелахот нельзя именно «делать», но действия, приводящие к мелахе косвенным образом (в Талмуде они называются грома), Торой разрешены. Правда, многие виды таких косвенных действий запрещены мудрецами. Применительно к нашему случаю: если бы в результате открытия холодильника была совершена мелаха, запрещенная Торой, открывать его было бы нельзя. Однако молид запрещен только мудрецами. А по мнению рава Ойербаха, на косвенные действия (грома) их постановление не распространяется.
[2] Разрешение грама здесь не действует, ибо оно, даже по раву Ойербаху, касается только запретов мидерабанан.
[3] Например, перенося штырек на циферблате.
[4] Воткнуть в розетку штепсель какого-либо электроприбора тоже нельзя.
[5] Понятно, что не при помощи пульта дистанционного управления.
[6] Если устройство отключено, жизнь человека, попавшего в створку дверей во время начала движения лифта, подвергается опасности.
[7] И без него лифт спустился бы за то же время, только затратив больше энергии.
[8] В некоторых моделях автоматических лифтов предусмотрен обычный режим работы двигателя, при котором он сразу после закрытия дверей включается на полную мощность, не взирая на вес кабины с пассажирами. Соответственно, скорость спуска не меняется.
[9] См. Четвертую главу.
[10] Но не как письмо, поскольку изменения в структуре магнитного поля пленки неразличимы для глаза человека.
[11] Кроме того, электричество необходимо и для вооруженных сил, ведущих борьбу с террором.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»