Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В субботу не пашут.

ХОРЕШ- ПАХАТЬ

В эту категорию работ входит всё, что представляет собой подготовку земли к посеву, включая действия, улучшающие состояние почвы. Например, нельзя копать землю, делать на ней борозды и углубления или, наоборот, засыпать углубления землей (выравнивание). Все действия, похожие на перечисленные, но не направленные на разрыхление или улучшение почвы, в эту мелаху не входят. В частности, рытье котлованов и выравнивание площадки для строительства относятся к категории боне (строить). Но вот рытье ям ради того, чтобы получить грунт, не является, согласно цели, ни вспашкой, ни строительством, а потому такое рытье надо рассматривать как мелаха шеэйна цриха легуфа[1]: она запрещена только мудрецами.

В толадот, производные от вспашки, входят все операции, совершаемые для той же цели (улучшения почвы), но не с землей как объектом действия, а с другими предметами - камнями, травой и пр. Так, например, в Субботу нельзя очищать участок от мусора, полоть сорняки около корней деревьев, удобрять землю.

Два слова о ненамеренных действиях, напоминающих вспашку. Разрешено тащить стул по земле, несмотря на то что в результате может образоваться борозда. Но если стул настолько тяжел, что появление борозды неизбежно (на языке Талмуда псик-рейша), его придется нести на руках. Но вот детскую коляску по мягкому грунту[2] везти можно - хотя при этом на земле образуются борозды.

Причина разрешения: действие, в результате которого земля придавливается под нашими ногами и колесами коляски, не считается рытьем ям.

Запрещено подметать двор в Субботу, так как это неизбежно ведет к выравниванию поверхности и засыпанию мелких ямок. Впрочем, этот запрет к деревянным и каменным полам не относится, их можно подметать щеткой или веником из синтетических волос. Но не следует пользоваться метелкой или веником из соломы, потому что они с легкостью ломаются, а это создает некоторую алахическую проблему. И еще, несмотря на то, что разрешено подметать деревянные и каменные полы, все же мыть их не принято не только тряпкой (что связано с запретом выжимать), но и резиновой шваброй (магав гуми). В случае необходимости, когда вода пролилась на пол, многие современные авторитеты разрешают собрать ее резиновой шваброй.

Добавим, что можно собрать с ковра крошки и другой мусор с помощью щетки (только не той, что специально для этого приспособлена), а если это не помогает, то коврик можно даже вытряхнуть, но не с силой.

ЗОРЕА- СЕЯТЬ

В общую категорию "посев" входят действия, способствующие произрастанию растений. Нельзя не только сеять зерна, но и производить любую операцию, которая помогает росту дерева или растения: сажать саженцы, делать прививку или отвод, подрезать ветви растений (это способствует их быстрому росту), разрежать густые насаждения, полоть грядки, поливать. Посев зерен, производимый еще при строительстве Мишкана, считается ав-мелаха, основным типом работ для данной категории. Посадка саженцев, напоминающая этот основной тип как целью, так и формой, - тоже ав. Но уже прополка, прививка и поливка соответствуют основному типу только целью, а поэтому они являются производными работами, толадот.

Эти запреты касаются всех, даже тех, кто далеки от работы в поле или в саду. К примеру, когда мы едим сливу или абрикос, нельзя выбрасывать косточку на землю там, где она может прорасти.

Заметим, что категории посева и жатвы (о ней речь пойдет ниже) не ограничены операциями, производимыми непосредственно на земле; посадка растения в цветочном горшке - тоже посев. В то же время мы знаем, что Тора запретила мелахот только если они исполняются принятым у людей образом[3]. И лишь мудрецы запретили их делать даже измененным образом - чтобы люди могли избежать ошибки. Поэтому, хотя некоторые декоративные растения сажают в горшках, все же для подавляющего большинства растений принятый способ посева - именно в земле, а значит, посев в горшках запрещен исключительно мидерабанан. То же самое можно сказать о поливе и подрезке.

Но, если горшок, у которого в дне есть отверстие, стоит на земле, влага почвы проникает через отверстие к корням высаженных в том горшке растений, а поэтому последние считаются растущими прямо на земле. Вывод: по субботам в таких горшках нельзя сеять по закону Торы.

Говоря чуть выше о том, что посадка в горшках запрещена только мудрецами, мы имели в виду горшки, в которых нет отверстия снизу, так что растения, растущие в них, вполне автономны от земли вне горшка и не берут извне даже влагу. (Горшок, имеющий маленькие отверстия для выхода излишков воды, тоже считается "горшком без отверстия"[4].)

Если между горшком и землей есть преграда, мешающая проникновению влаги из почвы в горшок, то он приравнивается к "горшку без отверстия". Примером может служить обычный цветочный горшок, стоящий на подоконнике или столе. Поставить его на землю в Субботу - это производная от посева, так как в результате растение, которое до сих пор росло автономно от земли, оказывается как бы высаженным на ней. Более того, горшок с отверстием, который висит на некотором возвышении от земли, так что воздух отделяет его от почвы, тоже нельзя поставить на землю. Согласно большинству авторитетов, закон Торы в данном случае не нарушается (ибо воздух - недостаточная преграда между растением и землей), но мудрецы запретили так поступать во избежание ошибок. Развивая ту же логику, можно прийти к выводу, что нельзя перенести в другое место горшок с отверстием, уже стоящий на земле: его поднятие напоминает жатву, а установка на новом месте на земле это как бы новый посев.

Отметим, что, для того чтобы горшок назывался "горшком без отверстия", требуется не только отсутствие самого отверстия, но и ряд дополнительных условий. Во-первых, ветви растений, растущих в нем, не выходят за пределы горшка, свешиваясь над землей. Во-вторых, важен материал, из которого сделан горшок. Дело в том, что некоторые материалы, пропускающие влагу, такие как пористая глина и легкое дерево не могут считаться преградой между землей и растением. Стало быть, нельзя переносить растения в глиняных горшках и деревянных кадках, стоящих на земле, даже если в их днищах нет отверстий. На горшки из металла и пластика этот запрет не распространяется; более того, даже глиняный горшок, стоящий на металлической подставке, можно смело с этой подставкой переносить с места на место, - но все это при условии, что ветви растений не свешиваются за пределы горшка.

Не совсем ясно, является ли пол преградой, достаточной для того, чтобы стоящий в доме горшок приравнять к горшку без отверстия. С одной стороны, с трудом можно себе представить, будто влага земли, на которой стоит наш дом, способна просочиться через бетонный фундамент, перегородки и песок подполья, через подвал и ряд этажей до отверстия на дне горшка с фикусом, мирно стоящего рядом с окном. С другой стороны, известно, что по закону Торы нельзя в Субботу высаживать растения в грунте, рассыпанном на скале. В данном случае влага и питательные вещества от "матери-земли" не просочатся к корням растений, но в этом нет нужды, потому что грунт лежит на скале, прикрепленной к земле, и является ее неотъемлемой частью. Грунт, скала и вся земля - это одно целое, то, что мы называем землей. То же самое в нашем случае: здание, прикрепленное к земле, мало чем отличается от скалы, и, если нам пришло в голову насыпать грунт на крыше дома, устроив там зимний сад, мы рискуем нарушить запрет посева. И совсем не исключено, что то же самое можно сказать о горшке с отверстием, стоящем на полу нашей квартиры.

К последнему мнению склоняются ведущие авторитеты последнего времени; поэтому на горшок с отверстием, находящийся в доме, распространяются все упомянутые выше запреты. Все, кроме одного: можно не беспокоиться по поводу того, что ветки нашего растения выходят за пределы горшка, особенно, если мы живем не на первом этаже. На практике это означает, что, даже живя на верхнем этаже высотного дома, мы можем свободно переносить в Субботу с одного места квартиры в другое только металлические или пластиковые горшки, а также те, что стоят на подставках из этих материалов, перемещая их вместе с подставками. И в любом случае нельзя перенести горшок на новое место, если условия роста растений там лучше (например, из комнаты на балкон). Тем не менее, можно открывать занавески напротив цветочных горшков, несмотря на то что яркий солнечный свет помогает цветам расти, - только не следует делать это намеренно, с целью помочь растению.

* * *

В Субботу нельзя замачивать семена в воде, чтобы они проросли, поскольку обычно так делают перед их посевом. Причем запрет касается даже тех случаев, когда их замачивают отнюдь не для посева, - об этом должны помнить люди, употребляющие зерна проросших злаков в пищу. Посев на воде тоже запрещен, поэтому не следует класть луковицы и косточки авокадо на банку с водой, чтобы они пустили корни.

Тем, кто едят в саду, нельзя мыть там руки из-за запрета поливать растения. Запрет действует и в том случае, когда отсутствует намерение поливать растения: так как полив здесь неизбежен (псик-рейша), нельзя сказать, что моющий руки над грядкой вовсе не занимается поливом растений. Даже в чужом саду нельзя мыть руки: напомним, что действие псик-рейша, не приносящее человеку никакой пользы, тоже запрещено - хотя и мидерабанан. Во время еды в саду нужно быть осторожным, чтобы не пролить какую-либо жидкость на землю (этот закон в особенности актуален в праздник Сукот, когда люди обедают вне дома).

Можно еще в пятницу настроить систему автоматического орошения, с тем чтобы полив произошел в Субботу; причем сами краны можно закрыть и в Субботу, когда это потребуется. Если есть несколько кранов, желательно не закрывать их по одному, так как закрытие одного крана увеличивает напор воды в другом. Строго говоря, запрет орошения при поочередном закрытии кранов не нарушается, потому что это непреднамеренное действие, но все же лучше его избежать.

Мудрецы, возводя ограду вокруг закона, запретили ставить в Субботу цветы в воду, поскольку это напоминает полив растений. Также нельзя менять воду в вазе или добавлять к старой воде новую. Вынув стебли из воды, мы можем возвратить их при условии, что на них нет нераспустившихся бутонов: ведь если в дальнейшем они раскроются, это произойдет из-за того, что мы в Субботу поставили цветы в воду. В Йом-Тов можно добавить свежей воды, но полностью поменять воду в вазе нельзя. Эти правило становятся особо актуальным в праздник Сукот[5], когда многие держат лулав в воде, чтобы он не завял.

КОЦЕР - СОБИРАТЬ УРОЖАЙ

Известно, что в Синайской пустыне строители Мишка-на использовали красители, получаемые из трав, которые нужно было сначала посеять, а потом собрать. Отсюда запрет на сбор урожая, т.е. на жатву, которая таким образом становится ав-мелаха, основным видом новой категории запрещенных в субботу работ. Внешняя форма работы "жатва" - сорвать или срезать растение с земли, а ее цель -прекращение роста растения. В качестве толадот (производных) в категорию коцер (сбор) входят любые операции, нарушающие связь растения с его питательной средой и приводящие к прекращению роста.

Нельзя собирать фрукты с деревьев, но можно сорвать их с ветки, отломившейся от дерева в пятницу: плоды на ней считаются сорванными, так как их связь с питательной средой уже нарушена. Нельзя срывать грибы или мох, даже если они растут не на земле.

Разбирая законы посева, мы затронули тему цветочного горшка с отверстием внизу[6]. Там говорилось, что, поскольку влага земли проникает через отверстие к корням растений, они считаются растущими на земле. В горшках, не имеющих внизу отверстия, цветы растут автономно от почвы, не беря от нее влаги. То же самое можно сказать, если между горшком и землей есть преграда, мешающая почвенной, наружной влаге попадать внутрь. Следовательно, поднять горшок, стоящий на земле, и поставить его на стол - это производная жатвы (сбора урожая), так как в результате растение, которое до сих пор как бы росло на земле, оказывается - пусть на короткое время - полностью изолированным от нее. Более того, по постановлению мудрецов, в Субботу вообще нельзя переносить горшок с отверстием с места на место, потому что, поднимая, мы отдаляем его от земли, а это весьма напоминает жатву. Сказанное верно и по отношению к цветочным горшкам, находящимся в доме, так как полы прикрепленных к земле строений не считаются достаточной преградой[7].

В Субботу разрешено ходить по газону, не опасаясь вырвать траву подошвами туфель: даже если это произойдет, перед нами непреднамеренное следствие разрешенного действия. Однако по длинной траве ходить с коляской или бегать не следует. Причина в том, что в данном случае отдельные травинки неизбежно будут вырваны (псик-рейша), а значит, отсутствие намерения нас не спасет.

Нельзя ломать ветви деревьев - как свежие, так и сухие. Многие авторитеты утверждают, что ломающий сухие ветки не нарушает закон Торы, так как неживая часть дерева не впитывает от земли влагу и другие питательные вещества. Тем не менее, мудрецы это действие запретили, опасаясь, что если сегодня мы сломаем сухую ветку, то в следующую Субботу сломаем почти сухую, а затем и свежую.

Поскольку все согласны, что ломать свежие ветви - это запрет Торы, то спрашивается, не возвели ли мудрецы "ограду" вокруг этого запрета? Возвели. Вот действия, которые, по их мнению, могут привести к тому, что, забывшись, человек сорвет ветку или плод дерева:

1. Нельзя лазить на деревья.

2. Растущие деревья вообще нельзя никак использовать; например, сидеть или опираться на них со всей силой, вешать на ветви и сучки какие бы то ни было предметы или снимать их с ветвей. Причем запрет распространяется не только на сами деревья, но и на все, что к ним непосредственно прикреплено. Так, нельзя повесить сумку на гвоздь, вбитый в ствол дерева, или снять ее с гвоздя. Но в сумку, висящую на гвозде, можно класть вещи и вынимать их, потому что в данном случае используется не дерево и даже не гвоздь, а сумка. Аналогично, в Субботу можно сидеть в гамаке только если он привязан не к самим деревьям, а к вбитым в деревья гвоздям, при условии что сами деревья не будут раскачиваться. Нельзя приставлять к дереву лестницу или подниматься по ней и спускаться, даже если она приставлена с пятницы. Но можно снимать высохшее до наступления Субботы белье с веревки, привязанной к гвоздям, но не к самому дереву.

Предметы обихода, которые принято убирать по окончании пользования, нельзя оставлять на дереве до наступления Субботы, чтобы не снять их по ошибке в Субботу. Впрочем, некоторые авторитеты разрешают оставить высохшее белье на веревке, привязанной к дереву.

Запрет пользоваться деревьями касается только той части растений, которые возвышаются над землей выше 30 см. Частями деревьев, расположенными ниже 30 см., пользоваться можно. Дело в том, что, по талмудическому правилу, все низкое, что находится в этом узком диапазоне, рассматривается как сама земля. Стало быть, разрешено сидеть на корнях деревьев или на невысоких пнях. И, несомненно, можно сидеть и лежать на траве. Также разрешено безбоязненно дотрагиваться до любого дерева, но только не качать его.

3. Нельзя есть в Субботу опавшие плоды: мудрецы опасались, что, войдя во вкус, мы забудем, что сегодня Суббота, и сорвем с дерева что-нибудь еще[8]. Пробудить наш аппетит может не только нежный вкус спелого плода, но и его аромат, поэтому мудрецы запретили нюхать фрукты, растущие на деревьях и кустах. Но разрешается наслаждаться запахом цветов, растущих на грядке или в горшке. Поскольку человек может наслаждаться запахом, не срывая растение, мудрецы здесь не опасались нежелательных последствий. Более того, если мы не достаем носом до ароматного цветка, можно приблизить его к себе рукой; правда, действовать при этом надо осторожно, чтобы его не сорвать".

4. Нельзя ездить верхом на животных. Причина - в том, что тот, кто едет верхом, например, на лошади, может сорвать прут для хлыста. Со временем мудрецы расширили запрет, включив в него любые формы использования животных в Субботу, - даже там, где нет опасений сорвать ветку...

МЕАМЕР- ВЯЗАТЬ СНОПЫ

В категорию "вязания снопов" входит не только сбор уже сжатых колосьев в снопы, но и любые операции, цель которых - собрать вместе растения или плоды, разбросанные там, где они выросли. Поэтому нельзя в Субботу собирать под деревом опавшие плоды (даже если они опали еще в пятницу) - это ав-мелаха, основной вид данной категории.

Если фрукты рассыпались не в том месте, где они росли, а во дворе или дома, куда их привезли после сбора урожая, то по закону Торы собирать их можно, потому что, согласитесь, на вязание снопов такое действие мало похоже. Все же мудрецы, не запретив собирать фрукты, раскатившиеся по двору, потребовали выполнения непременного условия - собирать их измененным образом: не в ящик, и не в сумку, а лишь понемногу, по мере необходимого, т.е. не больше чем надо для еды. На фрукты, рассыпавшиеся внутри дома, по мнению большинства комментаторов, указанный запрет не распространяется.

И еще. Фрукты, просыпавшиеся на землю в одном месте и не раскатившиеся в стороны, можно положить в ящик или сумку. Тут, правда, есть одна тонкость: если фрукты упали в грязь, то теперь их придется поднять, как только что было сказано, измененным образом.

Прессовать инжир или нанизывать его плоды на нитку по закону Торы нельзя даже дома. Эти действия, в отличие от сбора колосьев или фруктов, принято делать не только в поле или в саду, но и в любом другом месте, поэтому их можно рассматривать как производные от меамер, вязания снопов.

В Торе написано (Шмот 31:16): "Пусть сыновья Израиля соблюдают Субботу, чтобы сделать Субботу вечным заветом в поколениях. Между Мной и сыновьями Израиля она — знак навеки, ибо шесть дней созидал Всевышний небо и землю, а в седьмой день прекратил (созидание)..."

Суббота - знак Союза между еврейским народом и Творцом. Раби Исраэль Меир Акоэн (Хафец-Хаим), живший в конце 19 века, уподобил этот знак Союза вывеске при входе в магазин. Иногда случается, что магазин стоит закрытым долгое время, но, пока на нем весит вывеска, каждому ясно, что хозяин еще не оставил свое заведение. Видимо, бизнес торговца переживает временные трудности, но он сам еще не отчаялся; придет время, и лавка снова откроется. Однако, если вывеску сняли, значит все кончено: лавочка, что называется, закрыта. Так и еврей, начавший нарушать законы Субботы: он "снял вывеску", порвал связь с Хозяином мира.

В наше время верно обратное утверждение: для тех, кто возвращается к Торе, баалей-тшува, настоящее возвращение к иудаизму начинается именно с соблюдения законов Субботы.

[1] См. Четвертую главу "Общие принципы законов субботы".

[2] Там, где есть эрув.

[3] Подробнее об этом см. в Четвертой главе.

[4] В обычных цветочных горшках отверстие значительно больше по размерам, а значит, их в полной мере касается запрет Торы.

[5] Именно в праздник, а не в остальные дни недели, когда выполняется заповедь лулава.

[6] О том, что называется "горшком с отверстием", см. в этой главе выше.

[7] Общее правило: все, что прикреплено к земле, обладает тем же статусом, что и земля.

[8] На практике, опавшие в Субботу плоды невозможно даже взять в руку, так как они - мукце. См. об этом в Двадцать первой главе. Объяснение заключается в том, что гибкие стебли садовых и полевых цветов не попадают ни под запрет мукце, ни под запрет пользоваться деревьями, - потому что они - не деревья!

Читайте обзор на тему Запреты Субботы


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»