Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда человек хочет, он из любой грязи может выбраться»Рав Ицхак Зильбер
Все виды работ, запрещенные в Субботу, запрещены и в Йом-тов, - кроме тех, что необходимы для приготовления пищи на праздничную трапезу.

По поводу праздников в Торе сказано (Шмот 12:16): "Не делайте никакой мелахи, а только то, что служит в пищу (охель нефеш), только это одно можно вам делать".

Отсюда следует, что все мелахот, запрещенные в Субботу, запрещены и в Йом-тов, - кроме тех, что необходимы для приготовления пищи на праздничную трапезу. Получаем, что варка в праздники разрешена.

Но есть одно исключение. Мудрецы Талмуда запретили варить в Йом-тов блюда, которые не теряют вкусовых качеств, если их приготовить накануне. Логика здесь проста: поскольку разрешено варить в праздник, есть опасение, что человек накануне будет заниматься чем угодно кроме подготовки праздничной трапезы. Раз ее можно организовать завтра, когда он будет свободен от других трудов, зачем беспокоиться заранее! Но тогда хозяйка простоит весь праздничный день у плиты; ни веселья, ни духовного возвышения она не почувствует, а в них - главный смысл Йом-това. С другой стороны, запретить в праздники любую варку мудрецы тоже не сочли возможным, так как многие блюда вкуснее, лишь когда они только что сварены. Поэтому, по крайней мере, те блюда, которые не теряют никаких вкусовых качеств, мудрецы повелели готовить накануне, но не в сам праздник. Типичный пример таких блюд - компот из сухофруктов, который, настаиваясь, становится только лучше. Знатоки русской кухни прибавили бы сюда и "вчерашние щи". Впрочем, каждая хозяйка сама знает, что можно приготовить заранее, чтобы не провести весь праздничный день на кухне.

Если по ошибке мы забыли сварить такие блюда заранее, постфактум можно приготовить их и в Йом-тов, - но только несколько измененным образом. Когда к нам приходят неожиданные гости, которым мы рады, можно сварить им компот из сухофруктов обычным способом, ничего не меняя в технологии его приготовления.

В Йом-тов можно варить только то, что необходимо для праздничных трапез, но запрещено готовить на будущие дни, даже если завтра наступает второй Йом-тов (как это бывает за пределами Израиля) или Суббота. Однако, ставя кастрюлю с мясом на огонь, нам нет необходимости высчитывать минимум необходимых порций, опасаясь, что не съеденное будет использовано назавтра. Можно варить сколько угодно, поскольку чем больше мяса, тем вкуснее. Запрет касается только откровенного намерения приготовить завтрашний обед.

В отличие от мясного блюда, добавление воды не улучшает вкуса чая, - и все же в Йом-тов, когда нам нужен только один стакан чая, можно вскипятить полный чайник, потому что здесь нет никакой дополнительной работы. Однако, когда чайник уже стоит на огне, воду можно в него прибавить только если добавленная вода нужна нам на праздник.

После праздничного ужина можно вымыть посуду горячей водой из бойлера. В отличие от Субботы, тот факт, что на место горячей воды поступает холодная, не должен нас волновать, - ведь варка в Йом-тов разрешена. Но если наш водяной нагреватель работает на газе, который зажигается при открытии крана горячей воды и гаснет при его закрытии, придется вымыть посуду, как и в Субботу, холодной водой.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Рассказ о двадцати годах жизни Яакова

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.

Недельная глава Ваеце

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.

На тему недельной главы, воспитание детей. Ваеце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.