Из цикла «Мидраш рассказывает», темы: Недельная глава, Лот, Ваера, Мидраш рассказывает, Мидраш, Чудеса, Авраам, Сара, Гостеприимство, Моше Вейсман, Ангелы, Сдом
У Авраама была цель в жизни: он хотел достичь совершенства в любви к Ашему, а также привлечь других к служению Создателю. Ицхак и Яаков пошли по его стопам. Поэтому неудивительно, что Ашем захотел, чтобы Его называли Элокей Авраам, Элокей Ицхак, Элокей Яаков — Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова. Мысли наших праотцов были постоянно сосредоточены на Ашеме, а центром их жизни была Его воля. Даже занимаясь повседневными делами, они постоянно думали о Всевышнем. Известно, что Авраам, которого Ашем благословил великим богатством, употребил все свое состояние на то, чтобы возвеличить Б-жье Имя.
Однажды Авраам спросил у Шема, сына Ноаха: «Скажи, пожалуйста, почему Ашем спас вас в ковчеге?»
— Мы выжили благодаря благотворительности, — ответил Шем.
— Что это значит? Ведь в ковчеге не было никаких бедняков, — сказал Авраам.
— Я имею ввиду нашу благотворительность по отношению к животным, — пояснил Шем. — Ночи напролет не смыкали мы глаз, кормя их и ухаживая за ними.
— Если так, — рассудил Авраам, — то какова награда за выполнение заповеди помогать людям!
Авраам разбил в Беер Шеве прекрасный фруктовый сад. В собственном шатре он устроил четыре входа, которые все время держались открытыми, чтобы утомленный путник, куда бы он ни шел, всегда мог войти внутрь и отдохнуть после дороги, получив кров и обильное угощение.
Вскоре разнеслась молва о том, что один удивительный человек устроил открытый для всех бесплатный постоялый двор в пустыне. Из ближних и дальних мест устремлялись туда гости, чтобы насладиться едой. После трапезы они благодарили радушного хозяина и вставали, чтобы уйти. Но Авраам вдруг говорил:
— А теперь вы должны прочесть благословение. Произносите за мной: «Будь благословен Властелин Вселенной, от щедрости Которого мы вкушали!»
— Мы не хотим читать никакое благословение, — жаловались гости. — Кто такой этот Властелин Вселенной?
— Поступайте как хотите, но в таком случае следует заплатить мне за съеденное, — говорил Авраам.
— И сколько это стоит?
На это следовал такой ответ: «Бутыль вина — десять золотых монет, кусок мяса — десять золотых, буханка хлеба — десять золотых».
— Это слишком дорого. Таких цен не бывает!
— Возможно. Но какова должна быть цена хлеба, который можно купить посреди пустыни? Где в этом невозделанном краю можно достать дешевое вино и мясо?
— Пожалуй, ты прав, — уступали гости. — Так кто же этот Властелин, которого ты просил нас поблагодарить? Давай благословим Его!
Таким образом Авраам, проявляя гостеприимство и уча ему других, привлек к служению Ашему десятки тысяч человек.
Его жена Сара тоже посвятила себя распространению истины на земле: она учила женщин.
Над шатром Сары пребывало облако Шехины. Свеча, которую Сара зажигала перед Шабатом, не гасла до следующего Шабата, а пища в доме была благословенна изобилием.
Прошло три дня с тех пор, как Авраам сделал себе обрезание. Как известно, на третий день после обрезания человек испытывает наибольшую слабость и сопутствующие ей боли.
Однако Авраам не чувствовал физической боли — он сокрушался совсем по другому поводу. «Почему никто не пришел в мой шатер за эти два дня? — думал он. — Неужели теперь гости не заходят ко мне из-за того, что я обрезан?»
Глубоко обеспокоенный этой мыслью, он послал своего слугу Элиезера на поиски путников. Но Элиезер вернулся один. Тогда Авраам сам сел перед своим шатром в надежде, что он увидит путников, проходящих мимо.
Жара в тот день была нестерпимой. Казалось, Ашем перенес в наш мир часть адского знойного жара — и все это ради Авраама, ибо Он сказал: «Горячий воздух успокоит его рану, а заодно избавит его от хлопот по ухаживанию за гостями, так как жара удержит людей от странствий». Но, увидев, что Авраам терзается из-за того, что не может проявить свое гостеприимство, Ашем объявил ангелам: «Мы сами придем проведать Авраама!»
Цель этого визита была двойной: во-первых, навестить больного, а во-вторых, дать Аврааму возможность проявить свое гостеприимство.
Из того, что Ашем Сам явился к Аврааму навестить его в болезни, мы выводим, что и нам следует навещать больных.
Как только Авраам почувствовал над собой Шехи-ну, он хотел подняться, но Ашем велел ему: «Оставайся сидеть! Как ты сейчас сидишь, а Шехина стоит над тобой, так и потомки твои, еврейский народ, будут входить в синагоги и ешивы и, сидя, читать Шма, а Я буду стоять возле них».
В этот момент Авраам поднял глаза и заметил трех путников, стоявших в отдалении. Аврааму они показались вполне обычными людьми.
Он подумал: «Заговорю-ка я с ними. Если Шехина не оставит меня в то время, пока я беседую с ними, то это наверняка великие люди и Ашем хочет, чтобы я пригласил их».
Трое мужчин, которые на самом деле были ангелами в человеческом обличье, по-прежнему стояли в отдалении и не приближались. Когда они увидели, что Авраам разматывает и снова укрепляет свои повязки, — очевидно, из-за боли после обрезания, — они повернулись, чтобы уйти.
«Прошу тебя, Властелин мой, — стал Авраам умолять Шехину, — не покидай меня, пока я не выполню мицву гостеприимства!»
Тут же он выбежал из шатра и поклонился путникам. «Прошу тебя, господин мой, — обратился он к тому, кто стоял в центре, сочтя его самым важным. (Мидраш рассказывает, что тот, к кому он обратился, был ангел Михаэль, а по бокам его стояли Гавриэль и Рафаэль. ) — Прошу тебя, не покидай слугу своего! Ты, должно быть, утомился в дороге. Сейчас неподходящее время продолжать путь. Отдохни, здесь есть вода и приятная тень. Дозволь мне приказать кому-нибудь принести немного воды, чтобы омыть твои ноги!» При этом Авраам подумал: «Если эти бедуины поклоняются дорожной пыли, надо сделать так, чтобы в мой дом не проник предмет их идолопоклонства».
— Позвольте хотя бы принести вам немного хлеба, — попросил он своих гостей. — Подкрепившись, вы сможете продолжить свой путь.
Праведные люди обещают мало, а делают много, в то время как нечестивцы наоборот: обещают много — но не выполняют ничего. Смотрите, Авраам посулил ангелам «немного» хлеба, а подал им трапезу воистину царскую, заколов трех тельцов и израсходовав огромное количество муки. А перед трапезой в виде закуски он подал масло и молоко.
Кстати, откуда из Торы мы можем выучить, что следует меньше обещать и больше делать? Из слов и действий Самого Ашема. Творец, заверяя Авраама, что покарает египтян в конце первого изгнания, сказал так (Берешит 15:14): «И над племенем, которому они (евреи) будут служить, произведу Я суд!» В словах «произведу суд» всего две буквы, далет и нун, но, когда пришло время, Он обрушил на египтян не больше, не меньше как Десять Казней!
Поскольку Авраам был великим человеком, ангелы, посоветовавшись между собой, решили, что не подобает отвергать его приглашение. Они ответили: «Делай, как сказал».
Итак, Авраам приготовил для гостей царское пиршество. Сначала он побежал к шатру Сары и велел ей: «Поскорее возьми муку, чтобы испечь мацу».
«Какую муку?» — спросила Сара.
«Самую лучшую муку мелкого помола».
Настолько сильно овладело Авраамом желание выполнить мицву гостеприимства, что с момента прихода гостей он ни разу не присел, пока не приготовил пышный стол. В Торе так и написано, что он «бегал». После того, как он сперва выбежал навстречу гостям, а потом поспешил в шатер к Саре, он снова побежал к стаду, чтобы привести трех тельцов, так как хотел угостить их языками с горчицей. Один из тельцов, которых Авраам хотел заколоть, убежал, и Авраам погнался за ним. Телец заставил его пробежать всю дорогу до Хеврона и исчез в пещере, куда за ним вошел и Авраам. Здесь он был ошеломлен сказочным ароматом Ган Эдена, пропитавшим воздух, и удивительным сиянием света, исходившего от гробниц похороненных там Адама и Хавы. После этого происшествия Авраам решил во что бы то ни стало приобрести эту пещеру, которая называется Махпе-ла (Двойная), для семейного захоронения.
Этот мидраш учит нас, что, благодаря своему великому гостеприимству и тому старанию, которое он проявил, принимая гостей, то есть, благодаря хеседу (доброте) по отношению к другим людям, Авраам был награжден по принципу «мера за меру». Ашем тоже сотворил ему хесед, открыв место его последнего успокоения, — рядом с праотцом Адамом.
Авраам позвал своего сына Ишмаэля, чтобы обучить и его мицве гостеприимства, приказав приготовить тельцов для гостей. Пока мясо готовилось, Авраам поставил на стол сметану и молоко и позвал своего сына Ишмаэля, а также своих учеников Авне-ра, Эшкола и Мамре, чтобы и они присоединились к трапезе.
После того как дети Израиля согрешили с Золотым Тельцом, ангелы заметили Ашему: «Разве мы не предупреждали Тебя, что не надо даровать им Тору?»
Ашем ответил: «Они соблюдают Тору лучше, чем вы! Даже маленькому ребенку, вернувшемуся домой из школы и поевшему молочного блюда, мать велит вымыть руки, если он хочет еще и мяса. Вы же, когда навещали Авраама и он принес вам мясо и молоко, ели все вместе без разбора».
Впрочем, по мнению Раши (18:8), Авраам подавал все блюда отдельно, по мере их готовности. Сначала он подал молочные блюда, а затем мясные.
Где же был сам Авраам во время трапезы? Он стоял и прислуживал гостям.
Однажды р. Элиезер, р. Иеошуа и р. Цадок ели в доме р. Гамлиэля. Прислуживал сам р. Гамлиэль, который стоял и наливал им вино. Р. Элиезер не выдержал и отказался принять кубок из рук наси (патриарха). Когда же р. Гамлиэль подал вино р. Иеошуа, тот его выпил.
— Что такое, Иеошуа! — воскликнул р. Элиезер. — Разве подобает нам сидеть за столом, когда р. Гамлиэль стоит и ухаживает за нами?
— Почему нет? — ответил р. Иеошуа. — Даже более великий человек чем он однажды прислуживал за столом. Наш праотец Авраам ухаживал за тремя гостями, о которых он, кстати говоря, думал, что они идолопоклонники. Раз уж Авраам был согласен прислуживать гостям, то, конечно же, р. Гамлиэль может поухаживать за нами!
Р. Цадок присоединился к р. Иеошуа: «А ведь ты еще не упомянул о самом Великом из всех. Создатель этого мира заставляет ветры дуть, дожди — падать, травы и деревья — расти, накрывая тем самым стол и приготовляя пищу для всякой живой твари. Если уж Сам Творец ухаживает за Своими творениями, то почему бы и Гамлиэлю не прислуживать нам?»
Если в дом приходят гости, то хозяину следует принять их с самыми добрыми чувствами. Даже если в его распоряжении имеются сотни слуг и служанок, тем не менее, надо, чтоб он сам постарался ради своих гостей.
Хоть ангелы и не нуждаются в пище, в честь Авраама они действительно ели. Такова награда за хесед.
Авраам по-доброму, что называется «по-человечески», обошелся с ангелами, которые не нуждались в его гостеприимстве. За это Ашем вознаградил его полной мерой. Всевышний даровал его потомкам ман, колодец Мириам, перепелов и Облака Славы. Насколько же больше будет награда тому, кто проявляет доброту в случае когда она действительно необходима другим людям!
«Поев», ангелы спросили у Авраама: «Где Сара, твоя жена?»
Конечно, ангелы знали, где была Сара, однако задали этот вопрос. Зачем? Чтобы лишний раз обратить внимание Авраама на скромность его жены, которая осталась в своем шатре, а не вышла из любопытства посмотреть на гостей. Тем самым она становилась еще дороже для своего мужа.
— Сара в шатре, — ответил Авраам.
— Знай же, — сказал ангел Михаэль, — что в награду за скромность она удостоится потомков, которые будут служить в Святом Храме в качестве священников.
— Потомков? Но у нее нет детей!
— Когда луч солнца коснется этой отметки на стене (то есть в определенный день), Сара забеременеет. А ровно через год, считая с сегодняшнего дня, она родит.
В это время Сара стояла у стены своего шатра и слушала весь разговор, который вовсе не предназначался для ее ушей. Более того, она не поверила словам ангела и даже рассмеялась, настолько неправдоподобной показалась ей его речь. Она подумала: «Возможно ли, чтобы мое чрево выносило ребенка, а эти высохшие груди дали молоко? К тому же мой господин, Авраам, стар».
Ашем спросил у Авраама: «Почему Сара рассмеялась и сказала: “Неужели я в самом деле могу родить ребенка в столь преклонные лета?”»
На самом деле Ашем переиначил Сарины слова, когда передавал их Аврааму. В действительности Сара четко произнесла про себя (18:12): «Господин мой стар». Однако Ашем сообщил Аврааму, будто она сказала (18:13): «Я состарилась».
Отсюда мы видим, насколько важен мир и согласие в доме между мужем и женой, а также между друзьями. Для того чтобы поддержать добрые отношения и избежать ссоры, иногда позволительно передавать не все сказанное.
В ответ на недоверие Сары Ашем заявил: «Разве есть что-либо слишком трудное для Меня? В назначенный срок у Сары будет сын!»
Один человек пришел к часовщику и достал из кармана сломанные часы.
«Я сомневаюсь, что ты способен починить их, — заметил он. — Весь механизм износился и его надо заменить».
Часовщик рассмеялся: «Эти часы изготовил я. Неужели ты полагаешь, будто я неспособен произвести простую починку?»
Так и Ашем сказал Аврааму: «Я сотворил человека. Омолодить его — отнюдь не выше Моих сил!»
А теперь вопрос: почему сын был дарован Саре лишь в старости, после того как она почти отчаялась иметь детей?
Это должно было стать уроком на будущее, глубоким символом для всех грядущих поколений. Если кто-либо потеряет надежду на то, что Ашем восстановит Иерушалаим, то ему скажут: «Посмотри на Авраама, нашего отца, и на Сару, его жену, нашу мать. Как Ашем омолодил Сару, в преклонные годы дав ей сына, так Он поступит и с Иерушалаимом. Он устроит так, что сверхъестественным образом Иерушалаим вернется к Нему!»
После этих слов Всевышнего Авраам упрекнул Сару за ее смех. Она же, испугавшись, стала отрицать, что смеялась. Кстати сказать, одна из причин того, что по еврейскому закону женщины не допускаются свидетелями в суд, состоит в том, что даже самая праведная из них, испугавшись, отрицала правду.
Когда ангелы уходили, Авраам, по своему обычаю, проводил их.
Выполнив поручение доставить Саре весть о будущем рождении Ицхака, ангел Михаэль вернулся на Небо, в то время как его товарищи Рафаэль и Гав-риэль продолжили свою миссию на земле. Гавриэлю велено было уничтожить Сдом и соседние города, а задачей Рафаэля было спасти Лота.
По какой причине решил Ашем разрушить Сдом?
В Торе говорится: «Люди Сдома были злы и весьма преступны перед Ашемом» (Берешит 13:13). Так же обстояло дело и с четырьмя соседними городами — Аморои, Адмой, Цваимом и Цоаром, которые входили в своеобразную коалицию, столицей которой был Сдом.
Жители всех пяти городов были убийцами и прелюбодеями, сознательно восставшими против Ашема, поскольку творили такие же дела, как и поколение, жившее перед Потопом.
Что было причиной развращения жителей Сдома? Дело в том, что по тем временам они считались самыми богатыми людьми в мире, так как почва в том краю славилась необычным плодородием. Кроме того, там были природные запасы золота, серебра и драгоценных камней. Когда содомит посылал слугу в огород выдернуть какой-нибудь овощ, тот обычно находил под этим овощем золото. Однако следствием избытка, которым наслаждались жители Сдома, была не возросшая благодарность Ашему, а совсем противоположное: они стали уповать исключительно на свое богатство, отрекшись от правления Творца.
Будучи необыкновенно жадными, они не допускали к себе в страну никаких чужеземцев. Причем столь ревностно охраняли свое имущество, что преступали все границы разумного. Так, на всех общественных деревьях были срезаны все ветки, чтобы птицы не клевали плодов.
В свод сдомских законов входили такие положения:
Однажды Элиэзеру, слуге Авраама, случилось проходить через Сдом. Когда он шел по улице, содомиты напали на него и избили до крови.
Элиэзер отправился к местному судье, чтобы потребовать у него справедливости.
— Что произошло? — спросил судья.
— Этот человек нанес мне рану! — пожаловался Элиэзер.
— Совершенно ясное дело. Немедленно заплати этому человеку за то, что он отворил тебе кровь в медицинских целях! — вынес приговор судья.
Элиэзер не стал раздумывать. Он взял палку и стал бить судью, пока у того не пошла кровь. После чего он сказал: «Теперь ты должен мне деньги, ибо я отворил тебе кровь. Впрочем, вместо того чтобы платить их мне, можешь отдать их прямо тому человеку». Увидев смелость и решительность чужестранца, содомиты не стали его трогать.
Когда спустилась ночь, они предложили Элиэзеру отдохнуть в одной из «гостиниц». Для гостей у содомитов были особые постели. Посреди ночи, когда гость спал, они входили к нему и проделывали следующую операцию: если рост гостя превышал длину кровати, они отрезали ему ноги; если гость был короче кровати, они вытягивали ему конечности.
— Пожалуйста, ложись на кровать и отдыхай, — сказали они Элиэзеру, но Элиэзер отказался.
— Сожалею, но не могу принять ваше приглашение. Со дня смерти моей бедной матери, которая умерла на кровати, я поклялся никогда больше не ложиться на кровать.
Элиэзер ничего не ел весь день, ибо нигде не мог получить еду даже за деньги. К счастью, в тот день в Сдоме была свадьба, и Элиэзер, последовав за толпой, уселся в конце стола. Он не знал, что, по закону, всякого, кто приглашал чужеземца на свадьбу, наказывали публичным раздеванием. Люди заметили незнакомца и спросили его: «Кто пригласил тебя на свадьбу?»
«Вот этот человек», — ответил Элиэзер, указывая на своего соседа. Тот поспешно ушел, испугавшись, что, поверив Элиэзеру, его лишат одежды. Элиэзер пересел на другое место и, когда его снова спросили, от кого он получил приглашение, опять указал на своего ближайшего соседа. Так он повторял свою хитрость до тех пор, пока все сидевшие на его конце стола не ушли со свадьбы, и он, усевшись поудобней, не поел вдоволь в полном одиночестве.
Жители Сдома по очереди пасли весь сдомский скот, учредив такое правило: «Всякий, у кого есть бык, должен смотреть за скотом один день. Тот, у кого нет ни одного быка, должен охранять скот два дня».
Если житель Сдома устанавливал межевой знак из кирпичей, то он вскоре обнаруживал, что все они исчезли, ибо все горожане брали себе по одному кирпичу. Подобным же образом, если кто-либо вывешивал лук или чеснок на просушку, то вскоре от овощей ничего не оставалось, ибо каждый горожанин утаскивал «только» одну головку.
Один человек из Элама отправился в путешествие, взяв с собой осла и привязав ему на спину дорогой цветной ковер.
Когда село солнце, он, будучи к своему несчастью в районе Сдома, был вынужден искать себе пристанище на ночь. Понятно, что никто не спешил его пригласить.
Наконец, один хитрый и злой содомит по имени Эдор подошел к нему и спросил, кто он такой.
— Я пришел из Хеврона и иду к себе в Элам. Солнце село, и я должен остаться в вашем городе на ночь. Но никто не пускает меня в свой дом. У меня достаточно пищи и для себя, и для осла. Все что мне нужно — это ночлег.
— Идем ко мне, — сказал Эдор. — Я приглашаю тебя и на трапезу.
Когда гость вошел в дом, он отдал дорогой ковер Эдору на хранение, после чего поел сам и накормил своего осла.
Утром гость хотел уйти, но Эдор настаивал, чтобы тот остался еще на один день. Гость согласился, поел еще несколько раз и снова устроился на ночлег.
Когда следующим утром он собрался было уйти, Эдор опять убедил его остаться.
На третий день гость был непреклонен в своем желании продолжить путешествие.
— Дай мне мой ковер и веревку, чтобы погрузить его на осла, и позволь мне уйти, — сказал он Эдору.
— Что ты имеешь в виду? — спросил Эдор.
— Я говорю о цветном ковре, который дал тебе на хранение, когда пришел.
— Тогда вот тебе растолкование твоего странного сна, — ответил Эдор. — Веревка, о которой ты грезил, означает, что ты проживешь на свете жизнь, долгую как веревка. Многоцветный ковер символизирует богатый фруктовый сад, владельцем которого ты станешь и где ты насадишь всевозможные породы деревьев.
— Я не грезил, когда передал тебе на хранение ковер и веревку, — вскричал гость. — Я бодрствовал!
— Почему ты жалуешься? — кротко спросил Эдор в ответ. — Разве я не дал тебе благоприятное толкование? Хотя на самом деле ты должен мне за это великолепное толкование четыре золотые монеты, я прошу у тебя только три!
Разгневанный гость затопал ногами и закричал: «Пойдем к судъе!»
Они предстали перед сдомским судьей, и Эдор сказал, что его гость грезил, в то время как тот продолжал утверждать, что он бодрствовал.
— Эдор знаменит на весь город своей великолепной способностью благоприятно растолковывать самые невероятные сны, — заметил судья.
— Но я на самом деле, наяву, средь белого дня дал ему веревку и ковер! — настаивал гость.
— Неправда, — отрицал Эдор. — Ты должен мне четыре золотых монеты за толкование сна и еще полную стоимость всех трапез, которыми угощался в моем доме.
Когда гость запротестовал, судья приказал вытолкать его. Тут собрались все жители Сдома и с криками выгнали того плачущего человека прочь из города.
Мидраш рассказывает, что одна из дочерей Лота, Плотис, была замужем за видным содомитом. Однажды она заметила на улице голодного нищего и пожалела его. Положив немного хлеба в кувшин, с которым она обычно ходила к колодцу, она, проходя мимо, тайно отдала его нищему. Так она делала несколько дней. Жители Сдома удивлялись: «Как этот нищий до сих пор жив? Ему бы давно пора умереть. Нашел место, где попрошайничать! Должно быть, кто-то подкармливает его». Они стали следить за нищим и обнаружили, что дочь Лота потихоньку его подкармливает. По закону, того, кто кормил нищего, сжигали. Так погибла дочь Лота.
В Талмуде ее смерть описана несколько иначе, чем в мидраше. Ее повесили голую, намазав ее тело медом, так что погибла она от укусов пчел.
Перед смертью она жалобно закричала: «Властелин Вселенной! Узри, что жители Сдома собираются сделать со мной, и покарай их!»
Крики несчастной женщины достигли Небесного Престола.
Ашем сказал: «Я спущусь, чтобы судить их дела. За одно злодеяние, учиненное над этой невинной душой, они заслуживают гибели». Ашем и Его суд из семидесяти ангелов спустились принять решение и вынесли приговор. В результате город был приговорен к разрушению.
Конец Сдому пришел не вдруг, без предварительного предостережения его жителей. За двадцать пять лет до его окончательного уничтожения Ашем наслал на тот край землетрясение, чтобы побудить жителей к исправлению, но они не обратили тогда никакого внимания на Б-жественное предупреждение.
Итак, мы оставили Авраама прислуживающим гостям. После того как они ушли, с ним заговорил Ашем, открыв ему весть о надвигающемся разрушении Сдома.
«Нельзя утаить от Авраама, что Я собираюсь сделать, — подумал Ашем. — Я должен сообщить ему о каре, которая обрушится на Сдом. Ведь именно Аврааму Я дал эту землю, и у Меня нет права уничтожить пять местных крупных городов без его ведома. Кроме того, его племянник Лот, живущий в Сдоме, может быть спасен только если Авраам помолится за него».
Была еще одна причина, почему Ашем хотел рассказать Аврааму о предстоящем наказании Сдома. Ашем знал, что в свое время Авраам был обеспокоен гибелью людей всего мира от Потопа, причем Авраам рассуждал так: «Возможно ли, что среди них совсем не было праведников?» Теперь Ашем хотел поговорить с ним об уничтожении Сдома, чтобы убедить его в справедливости Своей кары.
Как только Авраам услышал эту весть, он стал молиться.
«Властелин Вселенной, — обратился он к Б-гу, — среди этих людей наверняка есть несколько праведников. Почему Ты не пощадишь города ради них? Разве это справедливо — вместе с нечестивцами уничтожать и праведников? Почему Лот должен погибнуть заодно со злодеями? В результате огульного наказания произойдет осквернение Твоего Имени! Люди будут говорить: “Конечно, для Творца это обычное дело — стирать с лица земли праведников вместе с грешниками. Так Он поступил с Поколением Рассеяния, так поступил с Поколением Потопа”. Почему Ты судишь мир, следуя только Справедливости? Если Ты не будешь милостив, мир пропадет!.. Разве нет пятидесяти праведников в этих пяти городах? И неужели не стоит сохранить жизнь всем жителям ради этих пятидесяти?»
Ашем ответил: «Хорошо, если Я найду в пяти городах пятьдесят праведников, ради них все эти города будут спасены».
Но Авраам продолжал молиться:
«Я пепел и прах_перед Тобой, и все же осмеливаюсь продолжать». Действитльно, Авраам мог сказать про себя: «Если бы Амрафель убил меня на войне, я стал бы пылью; если б Нимрод сжег меня в своей печи, я стал бы прахом. Только благодаря Твоему великому милосердию я все еще жив».
«Дозволь спросить Тебя: если в этих городах окажется на пять праведников меньше, то есть только сорок пять, разве не спасешь из-за них всех жителей? Ведь если в каждом из них окажется девять достойных людей, Ты, Ашем, можешь присоединиться к ним, так что получится десять праведников в каждом городе».
На это Ашем ответил: «Если Я найду сорок пять праведников, ради них прощу все города».
Но Авраам не успокоился: «Может быть, там найдется только сорок праведников. Спаси из-за них хотя бы четыре города!»
Ашем согласился.
Однако Авраам продолжал умолять о том, чтобы, если там окажется тридцать праведников, три города были бы пощажены в их заслугу, а если двадцать, то хотя бы два. Наконец Авраам попросил: «Если там найдутся десять праведников, то пусть из-за этих десяти хотя бы один город будет спасен».
Когда же он узнал от Ашема, что среди всего населения этих пяти городов не было даже десяти праведников, он перестал молиться.
Почему он не продолжал мольбы? Почему не попросил за один город, если бы в нем нашлось меньше десяти праведных людей?
Авраам предположил, что в Сдоме должно было быть по меньшей мере десять праведников, а именно: Лот, его жена и четверо их дочерей с мужьями, — но Ашем сказал ему, что десяти праведников там не набралось, ибо зятья Лота оказались недостойными людьми.
Как только у заступника Авраама иссякли аргументы, его диалог с Ашемом закончился. Оба ангела, которые до сих пор стояли поодаль и не спешили идти в Сдом, в ожидании чем кончится спор, — а вдруг Авраам найдет средство спасти обреченные города, — теперь отправились туда, чтобы их уничтожить.
А теперь принципиальный вопрос: почему Авраам молился за растленных жителей Сдома? Дело в том, что праведники молятся вообще не только за весь мир или за еврейский народ, но и за нечестивцев. Для чего? Они надеются, что злодеи исправятся и возвратятся к Ашему.
Вот что произошло с р. Меиром. Округу, где он жил, с некоторых пор начали беспокоить разбойники. Это так разгневало его, что он принялся молиться, чтобы все они умерли. Однако его жена Брурия возразила: «Сказано: “Да исчезнут грехи с земли” (Теилим 104:35), но не сказано: “Да исчезнут грешники с земли”. Стоит молиться о том, чтобы они раскаялись, тогда вовсе не будет злодеев».
Так р. Меир и сделал — в результате они возвратились к Ашему.
Наш отец Авраам старался привести доводы в защиту Сдома, поскольку он надеялся, что содомиты совершат тшуву, самоисправление, раскаяние.
Эта молитва проявила величие Авраама. Стиль жизни содомитов был диаметрально противоположен образу жизни и учению Авраама, который учил людей доброте и гостеприимству. Как ни противны были Аврааму дела жителей Сдома, он все же молился за них, не поддавшись влиянию своих чувств.
В Торе приведены три случая, когда люди, узнав о решениях, пагубных для своих ближних, реагировали по-разному:
— Ноах не стал просить за свое поколение.
— Авраам взмолился: «Почему праведники должны погибать вместе с нечестивцами?»
— Наивысшей ступени достиг Моше. После происшествия с Золотым Тельцом он умолял Ашема: «Разве Ты не простишь их грех? Если не простишь, вычеркни меня из Твоей Книги, которую Ты писал» (Шмот 32:32).
Вечером того же дня два ангела прибыли в Сдом, и первым их встретил Лот, который в это время ходил по улицам.
Вы выспросите, почему Лот ночью бродил по улицам города? Он, как и Авраам, хотел пригласить гостей, но из-за сдомских законов боялся ввести кого-либо к себе домой открыто, поэтому искал путников во тьме и приглашал их тайно.
Заметив на улице двух незнакомцев, Лот подбежал к ним, поклонился и сказал: «Прошу вас, господа мои, войдите в мой дом и останьтесь у меня на ночлег».
Очевидно, что он подражал Аврааму. Долгое время пробыв в доме брата своего отца, он хотя и не перенял его образа жизни, но научился от него прилагать усилия для того, чтобы делать ближним добро.
Ангелы ответили: «Нет, мы будем спать на улице».
— Прошу вас, войдите ко мне, — настаивал Лот.
Видя их упорное нежелание следовать за ним, он взял их за руки. Лишь тогда они согласились.
Почему ангелы первоначально отказались принять приглашение Лота?
— Ступайте к моему дому кружным путем и входите незаметно, — предостерег он своих гостей. Когда же они благополучно прибыли в его дом, он дал такое наставление: «До завтрашнего дня не смывайте пыль со своих ног. Если люди Сдома придут ко мне, я хочу, чтобы они заметили эту пыль и подумали, будто вы только что вошли в город. Извините, но я вынужден принимать такие меры предосторожности, поскольку, узнай они правду, меня приговорят к смерти!»
Подобно тому что он видел у Авраама, Лот приготовил для гостей хорошую трапезу. Прежде всего он угостил их мацой, поскольку был Песах. Жена Лота, Ээрис, уроженка Сдома, не разделявшая взглядов своего мужа на гостеприимство, сказала ему так: «Если люди Сдома прослышат про гостей, они тебя убьют. Ты подвергаешь опасности не только себя, но и всю семью. Но раз ты настаиваешь на том, чтобы принять гостей, то давай разделим дом между собой. Гости останутся на твоей части, а я останусь не при чем».
У жены Лота был обычай подавать гостям мужа несоленую пищу, чтобы сэкономить хотя бы на этом. На этот раз Лот велел ей: «Подай гостям немного соли».
— Ты хочешь ввести здесь этот дурной иностранный обычай? — крикнула она. — Пусть так, я согласна, но у нас в доме нет соли! Так что придется идти к соседям.
Ээрис пошла по соседским домам, объявляя в каждом: «У нас гости. Не можете ли вы дать немного соли?»
Вскоре весь город знал о том, что Лот пригласил к себе чужеземцев.
Ангелы спросили у Лота: «Что за люди живут в этом городе?»
Лот ответил: «Нечестивцы».
И как бы в доказательство его правоты с улицы раздались крики толпы. Оказывается, к дому Лота сбежалось почти все мужское население города — молодые и старики. Они принялись громко стучать в двери дома с требованием выдать, им гостей. Во всем городе не нашлось ни единого человека, который бы возражал против этого.
Лоту пришлось выйти на улицу, чтобы успокоить толпу. Тем самым он ради гостей подверг свою жизнь опасности, поскольку толпа легко могла его убить.
— Прошу вас, братья, — кротко обратился он к соотечественникам. — Вспомните, что Поколение Потопа было сметено с лица земли за грехи того же свойства, что вы собираетесь совершить сейчас.
Чтобы защитить своих гостей, Лот пошел на еще большую жертву. «Послушайте, — воззвал он. — У меня есть две незамужние дочери. Я выведу их к вам, и делайте с ними, что хотите. Только прошу вас об одолжении, оставьте моих гостей в покое, ибо они пришли в мой дом!»
Ашем сказал: «Человек может предать себя на смерть ради жены и дочерей. Но Лот готов выдать на поругание своих дочерей ради чужих людей. Клянусь, они достанутся тебе. Рано или поздно люди станут смеяться над тобой, читая в Торе: “И зачали обе дочери Лота от своего отца”»(19:36).
— Убирайся! — закричала толпа Лоту. — Разве для этого поставили мы тебя судьей, чтобы ты вводил новые законы? С древних времен наша традиция гласит, что над каждым чужеземцем необходимо учинять издевательства и грабеж!
Действительно, Лот после своего приезда в Сдом поставлен был главой суда, но местные жители соглашались с его мнением только в том случае, если оно соответствовало их образу жизни.
Они закричали: «Раз ты вмешался, мы поступим с тобой еще хуже, чем с ними!» И они стали ломать дверь, но ангелы защитили Лота и его семью в награду за гостеприимство. Они отвели Лота обратно внутрь дома и поразили слепотой всех, кто стоял у входа в дом, молодых и стариков. Поскольку преступное дело начали молодые, то наказание постигло прежде всего их.
Несмотря на поразившую их слепоту, люди пытались ощупью найти дверь, но у них ничего не получилось.
Как только Лот понял, что ангелы намерены уничтожить жителей Сдома за их нечестивость, он стал молиться, упрашивая пощадить их. Тогда ангелы сказали Лоту: «Перестань молить о милосердии. Они требовали от тебя выдать нас, чтобы сотворить над нами злое дело, а для этого преступления нет оправдания. Мы уничтожим этот город. Спасай себя и свою семью!»
Поскольку у Лота были четыре дочери, две из которых были замужем, он пошел сообщить своим зятьям-содомитам о нависшей гибели, убеждая их уйти из города. Но зятья рассмеялись в ответ на его слова. «В городе музыка и веселье, — сказали они, — а ты говоришь о гибели». Впрочем, Лот и сам колебался: «Как могу я бросить свое богатство? Надо подумать, что следует захватить с собой».
Забрезжило утреннее солнце, а Лот все еще не решил, с какими из своих сокровищ расстаться, а какие взять с собой.
— Поспеши, — подгоняли ангелы Лота, — иначе ты погибнешь за чужие прегрешения.
Но Лот продолжал мешкать, и тогда ангелы вознаградили его за то, что он взял их за руки, когда настаивал, чтобы они переночевали у него. Рафаэль и Гавриэль взяли теперь за руки Лота, его жену и двух их непорочных дочерей и спешно повели прочь от города.
Заметим, что Лот вышел из Сдома без гроша в кармане. Таково было наказание за то, что он поселился в Сдоме в погоне за богатством.
— Спасайте свою жизнь, — подгоняли ангелы семью Лота. — Будьте довольны тем, что вашу жизнь пощадили, и забудьте о своих деньгах. Не оглядывайтесь назад, ибо сейчас на город обрушится гнев Ашема.
Так и произошло. 12000 Ангелов Уничтожения обрушились на пять городов, чтобы в один миг стереть их с лица земли. Все пять городов располагались на одной скале, и, когда ангел простер руку, все они одновременно перевернулись. Впрочем, перевернулись и погибли не все. Город Цоар — один из всех — был пощажен. Всевышний пощадил его для того, чтобы Лот мог спастись туда бегством.
Сера и огонь излились с неба и уничтожили не только дома, но и растительность. Земля и вода в этом месте были загрязнены настолько, что там и поныне ничего не растет.
По дороге произошло несчастье: жена Лота Ээрис пожалела двух своих старших дочерей, оставшихся в Сдоме, и обернулась, чтобы посмотреть, не бегут ли они следом. Но этого нельзя было делать! В мгновение ока она превратилась в соляной столб, ибо узрела Шехину, видимое Присутствие Ашема. Так она была наказана за то, что сообщила соседям про чужестранцев.
Тот, кто увидит соляной столб, в который была превращена жена Лота, обязан прочесть два благословения:
— «Благословен праведный Судья».
— «Благословен Тот, Кто памятует о праведниках».
Произносящий эти слова тем самым благословляет Ашема, Который, разрушая Сдом, вспомнил об авраамовой праведности и спас Лота в заслугу праведника Авраама.
Какое отношение имеет к нам судьба Лота?
«Тот, кто общается с мудрыми, будет мудр; а того, кто дружит с глупыми, постигнет несчастье», — так говорится в Мишлей (13:20).
Если зайти в парфюмерную лавку, то, когда выйдешь оттуда, твоя одежда будет пропитана ароматом духов, даже если ты ничего не купил. Но если ты побывал на сыромятне, то будешь пропитан не совсем приятными запахами, даже не будучи по профессии кожевником.
Тот, кто привержен обществу людей, изучающих Тору, непременно получит пользу, а тот, кто проводит время с невеждами, а тем более — с нечестивцами, обязательно повредит себе.
Поселившись в Сдоме, в самом центре жительства грешников, Лот чуть было из-за них не погиб.
Ангел посоветовал: «Спасайся бегством на гору, где живет Авраам». Но Лот побоялся снова оказаться по соседству с Авраамом, подумав при этом так: «Когда я жил среди нечестивых содомитов, Ашем находил меня относительно праведным на их фоне. Поэтому Он спас меня. Но если я переберусь к праведнику Аврааму, то рядом с ним Он сочтет меня нечестивцем». Именно поэтому Лот попросил Ашема пощадить от разрушения город Цоар, чтобы он мог укрыться в нем, а не искать убежища у своего дяди. «Грехи этого города меньше, чем грехи Сдома, — доказывал Лот, — ведь он основан совсем недавно».
Ашем выполнил просьбу Лота и не стал уничтожать Цоар. Таким образом Лот был вознагражден за то, что приложил все усилия, чтобы пригласить к себе ангелов, и ради них подверг себя опасности.
Ангел сказал Лоту, передавая слова Ашема: «Поспеши и скройся в Цоаре, Я не буду уничтожать Сдом, пока ты не выберешься отсюда. »
Лот и его дочери поспешили в Цоар, но не остались там, поскольку Лот боялся, что город расположен слишком близко к Сдому. Вместо этого он отправился со своими дочерьми в пещеру в горах. Тем самым он пренебрег словами ангела, велевшего ему скрыться в Цоаре. Следствием этого была позорная история, которая произошла в пещере.
Двум великим женщинам суждено было произойти от дочерей Лота: одна из них — Рут — моавитянка, родоначальница династии Давида и, в конечном счете, Машиаха; другая — Наама, аммонитянка, ставшая женой царя Шломо и матерью царя Рехавама. Впрочем, дочерям Лота было дано пережить уничтожение Сдома не только ради драгоценных душ — Рут и На-амы, которые впоследствии произошли от них, но и потому, что обе дочери Лота были праведницами, поскольку еще в доме Авраама научились любить Ашема.
Став свидетельницами того, как были разрушены четыре больших густонаселенных города и как земля поглотила жителей Цоара (причем сам Цоар не был уничтожен), дочери Лота решили, что мир постигла гигантская катастрофа, подобная Потопу, и они остались единственными, кто выжил.
— Наш отец стар, — сказала старшая сестра младшей, — и может умереть. Если от него не произойдет новое потомство, людской род исчезнет!
Итак, дочери Лота совершили свой поступок ради Неба. Но не Лот! Последний был ввергнут в столь постыдное положение потому, что имел нечистое сердце, в котором было стремление к кровосмешению.
В пещере было обнаружено вино, специально приготовленное Ашемом. С какой целью? Всевышний хотел, чтобы на свет произошли народы Аммона и Моава.
Дочери Лота напоили своего отца и, когда он опьянел, соблазнили его. Старшая подала пример, младшая последовала ему. Обе они забеременели и родили сыновей.
Старшая дочь, беззастенчиво поправ приличия, назвала своего сына Моав — рожденный от отца, младшая же дала своему сыну имя Бен-ами — сын моего народа.
Ашем, записывающий каждое слово, слетевшее с губ человека, поступил с обеими дочерьми Лота по принципу мида-кенегед-мида, мера за меру. Он заповедал в Торе (Дварим 2:19), чтобы евреи никогда не нападали на народ Аммона — потомков младшей, более скромной дочери. Однако против моавитян — потомков старшей — Ашем запретил только открытое развязывание войны, но разрешил провоцировать их и вызывать на битву.
После разрушения Сдома Авраам сменил место обитания, перенеся свой шатер из Хеврона в филистимский город Герар.
Почему Авраам покинул Хеврон?
Впрочем, Авраам знал, что жители Герара тоже не боялись Б-га. А раз так, то он решил, что для вящей безопасности лучше будет назваться братом Сары, как сделал уже раньше в Египте. Правда, и здесь уловка не удалась, так как царь страны, Авимелех, приказал схватить Сару и силой забрать ее во дворец. Оказавшись во дворце, Сара сказала Авимелеху правду: «Я замужняя женщина!»
Конечно, Авимелех оставил бы ее слова без внимания, но Ашем послал ангела Михаэля, чтобы не дать ему прикоснуться к ней. Больше того, Ашем явился Авимелеху во сне и предупредил: «Женщина, которую ты взял во дворец, замужняя. В соответствии с Семью законами для Потомков Ноаха, ты заслужишь смерть, если вознамеришься возлечь с ней».
Оправдываясь, Авимелех сказал Ашему: «Справедливо ли казнить невинного наравне с виновным? Разве Ты караешь согрешивших нечаянно наравне с теми, кто согрешил намеренно? Когда я спросил об отношениях этой пары, муж заявил, что он ей брат. И она не возражала! Так что, я забрал ее в свой дом, оставаясь в полном неведенье и с чистыми руками».
— Верно, — ответил ему Ашем, — когда ты забирал ее во дворец, ты ничего не знал и был полностью чистосердечен. Однако ты не можешь утверждать, что твои руки чисты. Твоим долгом было немедленно возвратить ее мужу, как только ты узнал, что он у нее есть. Что касается твоих претензий на добродетельность, то это Я помешал тебе коснуться ее. Более того, ты заслуживаешь наказания за ее похищение, ибо даже незамужних женщин нельзя хватать силой.
Воровство людей карается смертью!.. А теперь иди и немедленно верни эту женщину мужу.
— Но Авраам не поверит, что я не касался ее!
— Он пророк, и ему известно, что произошло. Проси его простить тебя и молиться за тебя. Иначе умрешь.
Не одного царя — всех мужчин и женщин в филистимлянском дворце Ашем поразил болезнью, из-за которой они не способны были зачинать или рожать детей. Все отверстия на их телах, даже уши и носы, вдруг закупорились. Впрочем, чудо заключалось скорее не в том, что отверстия закупорились, а в том, что люди жили с этим, не умирая, то есть страшно мучаясь. Болезнь распространилась и на животных авимелехова двора. Даже куры перестали нести яйца.
При мысли о том, что если они не вернут Сару, то будут уничтожены, как ранее содомиты, придворных Авимелеха охватила паника.
Авимелех позвал Авраама и спросил.
— Почему ты притворился братом Сары? Ты ведь знаешь, что мы не так безнравственны, как египтяне.
— Но вы тоже не боитесь Б-га. И я испугался, что вы можете меня убить.
Всегда можно ожидать, что тот, кто не боится Б-га, не остановится перед любым грехом или преступлением.
— Вина целиком лежит на тебе, — продолжал Авраам. — Если город посетил чужеземец, разве не следует сначала справиться о его здоровье и благополучии, а уж затем, если не терпится, задавать вопрос о его отношениях с женщиной, которая его сопровождает? Я сразу догадался о твоих намерениях и потому вынужден был обезопасить себя, заявив, что я брат Сары. Но здесь нет лжи: Сару действительно можно назвать моей сестрой, ибо она дочь моего брата.
Чтобы примириться с Авраамом, Авимелех дал ему скот, золото и серебро. Еще он отдал Аврааму в служанки свою дочь, точно так же как в свое время отдал ему фараон свою дочь Агарь.
Саре же Авимелех сказал так: «Я передал Аврааму тысячу динаров, так что можешь купить себе из этой суммы царские одежды. Чтобы все видели, что ты знатная госпожа. Тогда тебе не надо будет бояться приставаний. за все страдания что ты мне причинила, не открыв свое замужество, я желаю, чтобы твой сын ослеп!»
Ничьими проклятиями нельзя пренебрегать. Слова Авимелеха однажды возымели действие, и сын Сары Ицхак, дожив до преклонных лет, ослеп.
Авимелех пригласил Авраама остаться на его земле, но тот отверг это предложение, поскольку опасался селиться по соседству с неверующими, то есть теми, кто не боится Ашема, и предпочел перебраться из столицы страны в Герарскую долину.
Следует отметить, что Авраам, будучи бесконечно добрым и бескорыстным человеком, не только простил Авимелеху ужасное горе, которое царь ему причинил, похитив жену, но даже молился о том, чтобы Ашем полностью исцелил Авимелеха от язв и болезни.
Что произошло в результате авраамовой молитвы за Авимелеха? Ответ можно найти в следующей притче:
Все при дворе знали, что царь никогда не отказывает своему фавориту ни в каком одолжении. Поэтому каждый, кто считал, что хорошо бы получить какую-нибудь выгодную должность, первым делом обращался к фавориту с просьбой: «Не можешь ли ты похлопотать за меня перед царем?» И царь всегда выполнял просьбу своего любимца. Так, за короткое время множество вельмож получили один за другим высокие титулы и звания. Кто стал пэром, кто герцогом. При дворе остался только один нетитулованный человек — сам фаворит. «Это несправедливо, — решила царская семья. — Он подает прошения за всех, но не за себя. Надо пожаловать ему титул герцога!»
Так и Авраам, друг Ашема: он молился о том, чтобы Авимелех и его придворные исцелились и могли иметь детей. Ангелы сказали Ашему: «Авраам исцеляет других, в то время как он сам нуждается в лечении. Даруй ему детей!»
Что особенного произошло в тот год пятнадцатого нисана! Почему солнце, луна и звезды ликовали на небе, и почему все люди на земле были счастливы и веселились?
Жена великого праведника Авраама, девяностолетняя Сара, родила сына.
В день, когда он родился, на мир снизошло множество чудесных благословений. Бесплодные женщины забеременели, к слепцам вернулось зрение, слабоумные были благословлены разумом.
— Всякий, кто услышит, возрадуется, — воскликнула Сара, — ибо из-за меня Ашем благословил весь мир.
Все говорили об этом радостном событии:
— Вы слышали? У жены Авраама родился сын.
— Не может быть! Известно, что она бесплодна, и к тому же ей уже девяносто лет.
— Произошло чудо! Ашем вернул ей молодость. Она выглядит юной девушкой, и в волосах нет седины.
— Говорят, и беременность, и роды прошли необычно. Она не испытывала никакой боли.
— Я не верю во все это, — сказал кто-то. — Пустые россказни. Скорее всего, родила Агарь, а они заявили, что ребенок Сары.
— Или, возможно, ребенок вообще не от Авраама. После Ишмаэля у него не было детей, ведь ему сто лет. Должно быть, они взяли в свой дом чужого ребенка и объявили его своим.
Но у злых языков была и другая версия. «Всем известно, что Авимелех силой однажды взял Сару к себе во дворец. Говорили, что он вернул ее нетронутой. Но это наверняка не так. Ребенок от Авимелеха!»
— Давайте отправимся в дом Авраама и посмотрим сами…
Посмотрев на новорожденного, каждый был вынужден признать, что перед ним сын Авраама. Ашем придал чертам его лица такое отчетливое сходство с Авраамом, что ребенок казался точной копией отца.
Для того чтобы опровергнуть ложные обвинения, будто не Сара родила этого ребенка от Авраама, а какая-то другая женщина, случилось чудо. Ашем сделал так, что неожиданно груди всех знатных женщин, кормивших своих детей, пересохли. Саре же, напротив, Ашем даровал обилие молока. Все женщины принесли ей своих голодных младенцев, и она накормила не только собственного сына, но и всех остальных.
— Накорми всех детей, которых принесли эти женщины, — велел ей Авраам. — Это будет великое прославление имени Всевышнего. Теперь все поверят в происшедшее с нами чудо и признают величие Ашема!
Своих детей женщины принесли Саре по разным соображениям. У тех женщин, которые сделали это с чистыми побуждениями, желая, чтобы их ребенок попил молока от праведницы, дети выросли Б-гобоязненными. Но даже те, что приходили только из любопытства, получили награду в этом мире: их дети, выросши, приобретали власть.
Своего новорожденного сына Авраам назвал Ицхаком, как повелел ему Ашем. На святом языке это имя означает не только радостный смех, цхок, которым рассмеялся Авраам, когда услышал Б-жественное обещание о скором рождении у него сына. В буквах этого имени, в их численных значениях, заключены намеки на события прошлого и будущего.
На восьмой день Авраам обрезал сына в соответствии с заповедью Ашема.
Когда в возрасте двух лет Ицхака отлучили от груди, Авраам устроил празднество, на которое были приглашены все выдающиеся люди того поколения.
Среди приглашенных были руководители двух ешив — Шем и Эвер, прямые предки Авраама и Ицхака. Пришли также: филистимский царь Авимелех, великан Ог и с ним тридцать один царь, жившие в Эрец-Канаан, будущей Эрец-Исраэлъ.
Зачем Авраам праздновал отлучение Ицхака от груди матери? — Чтобы публично освятить Имя Всевышнего. Все пришедшие могли убедиться, что Сара была по-прежнему отмечена изобилием молока и она не потому отлучила сына от груди, что молоко кончалось, а потому, что он вырос. Все приглашенные поверили в чудо омоложения Сары и поняли, что Ашем выполнил обещание, данное Аврааму.
Когда Ицхака вынесли показать гостям, кто-то заметил великану Огу: «Разве ты не утверждал неоднократно, что Авраам — бесплодный мул, не имеющий детей? Посмотри, теперь у него сын!»
— Вон тот малыш? Я мог бы раздавить его одной рукой.
И сказал Ашем: «Клянусь, Ог, ты доживешь до того дня, когда увидишь десятки тысяч людей, происшедших от авраамова сына. И в конце концов попадешься им в руки».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»