Из цикла «Царица Суббота», темы: Суббота, Еда, 39 мелахот, Моше Пантелят, Запреты в Субботу
Эта мелаха включает в себя операции по отделению съедобной части пищевых продуктов натурального происхождения от той несъедобной части, внутри которой продукт растет, - колосьев, кожуры, шелухи и т.д. Злаковые молотят перед тем, как отправить зерно на помол. Отделяют от сухих стручков бобы фасоли или гороха перед зимним хранением. Эти два вида работ - молотьба злаковых и бобовых - похожи одна на другую, поэтому можно сказать, что отделение зерна - это основная работа, ав мелаха, а отделение бобов - ее производная, толада.
Следует заметить, что запрет относится к бобам, когда они находятся именно в высохших стручках, ибо в этом случае бобы, негодные раньше в пищу (поскольку находились в несъедобном стручке), становятся годными к употреблению. Но вот отделять зеленый горошек и подобные ему растения из стручков можно, если сами стручки пригодны в пищу, т.к. нет запрещения отделять один съедобный продукт от другого.
Грызть в Субботу семечки, несомненно, можно, потому что по-другому их не едят, поэтому нельзя сказать, что это действие похоже на молотьбу. Но вот можно ли очищать от скорлупы арахис - здесь у некоторых авторитетов возникает сомнение, так что по этому поводу проконсультируйтесь со своим раввином. Впрочем, тонкую коричневую кожицу арахиса можно очистить согласно всем мнениям, но сделать это надо непосредственно перед едой, чтобы не нарушить запрет на отбор, борер.
Еще одна толада молотьбы - выжимание сока из плодов; по-еврейски ее называют схита. При настоящей молотьбе, извлекая зерно из колосьев, мы делаем его пригодным в пищу, при этом нарушается естественное единство исходного продукта (было зерно в колосьях, стало просто зерно). Выжимая сок из плодов, мы тоже нарушаем естественное единство исходного продукта (был сок с мякотью, стал просто сок), в результате получаем совершенно новый продукт - напиток.
Ключевое слово здесь - напиток. Выжимая сок из картофеля, зеленого лука или еловых шишек мы не нарушаем закон Торы, ибо конечный продукт - не напиток. Поэтому простое разделение растительного продукта на разные фракции не является молотьбой. И только получая в конце качественно новый продукт (в данном случае напиток), мы можем говорить о молотьбе и ее производных.
Строго говоря, напиток - это жидкость, которую мы пьем для утоления жажды или для удовольствия. Таких напитков в природе много. Но Тора запретила выжимать сок только из тех видов плодов, большая часть урожая которых идет под пресс. Таковы виноград, большая часть которого идет на производство вина, и маслины, из которых делают оливковое масло (вообще-то его не пьют, но напитком оно названо в самой Торе). Сок из остальных фруктов и овощей запрещено выжимать только мидерабанан, по установлению мудрецов. В эту группу входят, безусловно, яблоки, груши, лимоны, апельсины, грейпфруты. (Не исключено, что в наше время фрукты, львиная доля урожая которых идет на производство сока, имеют тот же статус, что виноград и маслины.) Получается, что сок, который обычно люди не пьют (тот же сок лука), выжимать можно, даже если мы действительно намерены употребить его в пищу.
Среди прочего, мудрецы запретили выжимать и лимон -даже в стакан с чаем. Что разрешено - так это положить, не выжимая, отрезанный ломтик лимона прямо в чашку; правда, в этом случае размешивать напиток ложечкой придется осторожно, чтобы нечаянно не выжать из ломтика находящийся в нем сок. Понятно, что практически невозможно разрезать лимон так, чтобы из него не выделилась хотя бы одна капля сока, - а это тоже своего рода выжимание! Не удивительно, что многие авторитеты, запрещая резать лимон (или, скажем, апельсины для фруктового салата) на тарелке или над стаканом, дают разрешение только в одном случае - когда сок нельзя использовать. Согласно мнению этих авторитетов, в Субботу также нельзя есть грейпфруты, погружая ложку в мякоть плода.
Впрочем, другие авторитеты разрешают резать лимон на тарелке. Логика их рассуждений примерно такова. Выжимание сока в данном случае - побочный результат разрешенного действия, поскольку нет запрета резать фрукты ножом. Правда, невозможно разрезать плод, не выжав ни капельки сока (псик-рейша, см. Четвертую главу). А поэтому, вроде бы, надо разрезание фруктов запретить, даже если у нас не было намерения выжимать сок. Но мы уже указали, что выжимать сок из лимонов и грейпфрутов запрещено мудрецами, а не Торой. Впрочем, одного этого факта для послабления недостаточно. И тут на помощь приходит еще одно облегчающее обстоятельство, а именно: подобным способом выжимать сок не принято (это то, что называется шинуй, измененный, необычный способ действия). Итак, с одной стороны Торой запрещено выжимать виноград и маслины, но не лимон. Мудрецы запретили выжимать и лимон, но, запрещая, они говорили именно о выжимании, а не о побочном результате разрезания лимона ножом. Следовательно, ножом резать можно - это не извлечение лимонного сока из плода.
Говоря про выжимание сока, заметим, что нам не важно, делается ли это вручную или специальным инструментом (ведь виноград всегда давили ногами) - и то, и другое называется выжиманием. Вот если сок из фруктов высасывают непосредственно ртом, то возникает алахическая проблема. Чтобы ее решить, надо отметить, что перед нами два случая. Если ягода - уже во рту, то из нее можно высосать сок, потому что это нормальный способ еды. Но если ягоду мы держим в руках, то высасывание из нее сока уже напоминает обычное выжимание, и, когда речь идет о винограде, такое действие запрещено в Субботу. И только если речь идет о других ягодах, оно разрешено.
Заметим, что Тора запрещает выжимать сок исключительно в том случае, когда он является естественной частью исходного продукта и, выжимая его, мы нарушаем целостность этого продукта - подобно разрушению колосьев при обмолоте. Но мудрецы Талмуда запретили выжимать даже ту жидкость, что впиталась в овощи или фрукты при их закваске или засоле. Хотя при этом они сделали одно послабление - запретив выжимать рассол только в том случае, когда мы хотим получить сам рассол. Но если мы отжимаем, скажем, соленый огурец для того, чтобы было удобнее его есть, а сам рассол нам не нужен, то так поступать в Субботу мудрецами разрешено.
Выше мы уже сказали, что выжимание сока является производной работой от молотьбы, если выделенная жидкость - это напиток. Так что, если в результате выжимания никакого напитка не получилось, то такое действие не запрещено. Но тогда возникает вопрос: можно ли выжать лимон непосредственно над кастрюлей с едой? В момент выжимания образуется лимонный сок - напиток со всех точек зрения. Однако этот напиток буквально парит в воздухе, и уже через долю секунды он попадает в кастрюлю, где смешивается с другой пищей, - так что никакого напитка у нас как бы и не было! Что здесь является определяющим: начало действия или его конец?
Талмуд утверждает, что определяющим является конец действия. И так как в результате получаем еду, смешанную с лимонным соком, но не отдельный напиток, то сам по себе факт того, что вначале из лимона был выжат сок, не имеет никакого значения. Можно считать, что сок уже в то время, когда мы его выжимали, был частью составного блюда[2], а отделение одного съедобного продукта от другого не запрещено. Но все же, поскольку в Талмуде есть и противоположное мнение, принято не выжимать над едой плоды винограда и маслины, хотя это не более чем "устрожение" закона7. На другие плоды это "устрожение" не распространяется.
Сказанное означает, что на практике можно выжимать лимон не только над кастрюлей с пищей, но и на порцию шницеля или рыбы, которые лежат на тарелке. Однако нельзя выжимать лимон в стакан или другую пустую емкость, даже если мы собираемся полить полученным соком блюдо на тарелке. Вроде бы никаких особых различий нет: там выжимали прямо в блюдо, тут - сначала в стакан, а из него - в блюдо; разве что лишний стакан придется хозяйке вымыть. Но нет, различие все-таки имеется, и оно принципиальное. В тот момент, когда мы кончили выжимать лимон в стакан, нами получен полноценный напиток, - а это запрещено, ибо попадает под определение мелахи.
Теперь рассмотрим противоположную ситуацию. Можно ли выжать лимон над кусочком сахара для того, чтобы потом положить его в стакан с чаем? В тот момент, когда сок коснется сахара, он превратится в составную часть не напитка, а вполне твердой пищи. Но после второй операции, попадая вместе с сахаром в чай, становится составной частью напитка, который называется "чай с лимоном". Поскольку для оценки этой ситуации нет единого мнения, то следует посоветоваться с компетентным раввином.
Мудрецы запретили ряд действий, напоминающих обычное выжимание сока. В частности, нельзя дробить лед или снег для того, чтобы его растопить. Однако нет запрещения положить кубик льда в стакан с жидкостью, чтобы он растаял. Поэтому смело кладем лед в бокалы с водой, лимонадом или другими напитками. Но вот класть лед в пустой стакан для того, чтобы он растаял, все же не следует. Еще несколько производных от молотьбы: доение коровы, сцеживание молока и т.п. С запретом на подобные работы сталкиваются не только те, кто держат коров в хозяйстве. Кормящая мать должна проконсультироваться у раввина, как ей поступать в Субботу в случае, если ей приходиться сцеживать излишки молока.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.