Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Красота, Недельная глава, Воспитание детей, Хаей Сара, Сара, Ицхак, Нахум Пурер
Содержание раздела
Сара, праматерь еврейского народа, умирает в возрасте 127 лет. Оплакав жену, Авраам хоронит ее в пещере Махпела в Хевроне, там, где покоятся первые люди Адам и Хава. Хозяин участка хитеец Эфрон вроде бы готов отдать его бесплатно, но, в конце концов, Авраам покупает это место за деньги, уплатив огромную сумму.
Вскоре Авраам поручает своему верному слуге Элиэзеру найти для Ицхака подходящую жену, взяв с него клятву, что он будет искать девушку на родине Авраама, среди его родственников, а не у хананеев, живущих в Эрец Исраэль. Элиэзер отправляется за Евфрат, в Арам Наараим, и просит Б-га дать ему знак, ориентир, чтобы знать, кого выбрать.
Вечером, когда Элиэзер привел верблюдов на водопой, у источника появляется юная Ривка. Элиэзер просит у нее воды, и девушка не только поит его, но и с готовностью черпает воду для его десяти верблюдов (почти 700 литров!). Такая беспримерная отзывчивость и доброта служат верным знаком свыше, что Ривка — подходящая жена для Ицхака и что ей суждено стать образцовой праматерью еврейского народа. Элиэзер встречается с отцом Ривки Бетуэлем и ее братом Лаваном, и те, после длительных переговоров, сопровождавшихся щедрыми подношениями от Авраама, соглашаются отпустить девушку.
Ривка приезжает в Эрец Исраэль, Ицхак вводит ее в шатер своей умершей матери Сары и женится на ней. После этого Авраам повторно женится на Агари, получившей новое имя Кетура. У них рождаются шесть детей. Авраам дает им подарки и отсылает на восток. Авраам умирает в возрасте 175 лет, и его хоронят рядом с Сарой в пещере Махпела.
Уважение традиции
«Раби, наш мальчик, наш единственный сын хочет жениться на нееврейке. Мы никогда не были религиозными, но традиции уважаем и надеялись, что он, по крайней мере, возьмет в жену еврейскую девушку и у нас будут внуки-евреи. Что нам делать!?»
Раввин печально смотрел на плачущих родителей. Наконец, он сказал: «Я расскажу вам одну историю. В царской России запрещалось продавать спиртные напитки без специальной лицензии. Не желая платить импортные пошлины, группа контрабандистов придумала смелый план тайной доставки запрещенного товара.
Граница проходила через еврейское местечко, одна часть которого принадлежала Австро-Венгрии, а другая располагалась на территории России. Кладбище находилось на российской стороне, поэтому похоронные процессии часто пересекали государственный рубеж. Контрабандисты одолжили катафалк и гроб, заполнили его бутылками со спиртным и положили сверху крышку. Подойдя к русской границе, они изобразили скорбь на лицах и склонили головы, как будто хоронили безвременно умершего родственника. Спектакль удался. Охрана немедленно пропустила скорбную процессию.
Воодушевленные первым успехом, они повторили операцию, и снова удачно. Но в третий раз произошла осечка: пограничники заподозрили неладное и открыли гроб...
На первом допросе контрабандисты горько плакали, звеня кандалами. Один из них, прервав рыдания, спросил начальника пограничного поста: «Как вы догадались остановить нас?»
Тот ответил: «Когда вы шли с той стороны границы, один из наших людей увидел, что вы улыбаетесь и оживленно беседуете друг с другом. Но ведь на похоронах не смеются. Если бы вы плакали тогда, то вам не пришлось бы плакать сейчас».
«К сожалению, то же самое произошло и с вами, — сказал раввин расстроенным родителям. Если бы судьба вашего сына тревожила вас раньше, вы бы не плакали сегодня. Вы опоздали на двадцать лет. Я ничем не могу вам помочь».
В начале сегодняшнего раздела сказано: «И пришел Авраам сказать траурную речь (лиспод) по Саре и оплакать ее» (23:2). Авраам произнес надгробное слово (эспед), в котором отметил заслуги умершей, упомянув, в первую очередь, достойное поведение Ицхака в эпизоде с его несостоявшимся жертвоприношением на горе Мориа. Он сказал, что именно Сара привила сыну любовь к Б-гу, твердость убеждений и готовность к самопожертвованию.
Лучшей наградой родителям становятся их успехи в воспитании, достойные черты характера, привитые детям. Но детей воспитывает, в первую очередь, личный пример родителей. У Ицхака было гораздо больше возможностей и соблазна, чем у нынешних молодых евреев, взять жену из среды иноверцев. Ведь семья Авраама жила в окружении хананеев. Но он знал, что на нем лежит громадная ответственность быть продолжателем отцовского дела, заложить основу еврейского народа, носителя высшей Б-жественной истины, что его будущая семья станет звеном в длинной цепи поколений и обрывать эту цепь по личной прихоти — верх безответственности.
Но если бы его родителями Авраам и Сара не были такими гигантами духа, он бы, возможно, рассуждал иначе. Можно ли винить молодого человека за нежелание выбрать путь, которым не шли его родители, лишь «уважавшие» традицию, но не воспитавшие в ней своего сына?
До ста двадцати...семи
Тот, кто впервые приступает к изучению Торы, должен вначале научиться задавать вопросы. Почему, например, так странно звучит первая фраза настоящего раздела: «И жила Сара сто лет, и двадцать лет, и семь лет»? Зачем трижды повторять слово «лет»? Ведь можно сказать проще: «И жила Сара сто двадцать семь лет»?
Раши объясняет, что три слова «лет» делят жизнь Сары на три периода, каждый из которых обладает своими особенностями, но заимствует при этом свойство другого, ближайшего к нему периода. Так, в возрасте ста лет Сара считалась столь же безгрешной, как в двадцать лет, поскольку до двадцатилетнего возраста человек не получает наказания Свыше, даже если он его заслужил. А в двадцать лет она была неотразимо красива невинной и естественной красотой семилетней девочки, которая не пользуется косметикой и другими ухищрениями, чтобы понравиться другим.
Рав Моше Файнштейн, крупнейший алахический авторитет нашего времени, родившийся в России и умерший 15 лет назад в Соединенных Штатах, добавил к этому классическому комментарию, что красота ребенка чиста и не пробуждает в (нормальных) людях чувственные побуждения, не толкает их на грех. Величие Сары в том и состояло, что несмотря на свою потрясающую красоту взрослой зрелой женщины, она пленяла окружающих, в первую очередь, своей духовной чистотой и невинностью, которые присутствовали во всем ее облике.
С разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»