Из цикла «Мидраш рассказывает», темы: Недельная глава, Хаей Сара, Мидраш рассказывает, Мидраш, Авраам, Сара, Махпела, Похороны, Моше Вейсман
Радостный, Авраам возвращался с горы Мориа, предвкушая встречу с Сарой, чтобы поведать ей о чуде: как Ицхака, уже привязанного к алтарю для заклания, спасло слово Ашема.
Увы, жену свою он так и не увидел. Прибыв в Беер Шеву, Авраам узнал, что Сара отправилась искать их в Хеврон, и тут же пошел за ней в Хеврон, но застал жену уже мертвой. Так его восторг обратился в скорбь.
Однажды в городе Кабуле один богатый еврей пригласил мудрецов Торы на пир в честь свадьбы своего сына. Пиршество было в самом разгаре, когда отец велел жениху принести вина из погреба. Время шло, а юноша не возвращался. Тогда отец решил спуститься за ним. Какую же картину он увидел в подвале? Молодой человек лежал бездыханный на полу, а между ним и бочонком свернулась в клубок ядовитая змея. Не подымая шума, отец вернулся к гостям и молча сел за стол. Наконец, пиршество закончилось, и гости приготовились прочесть послетрапезную молитву. Тут отец встал и объявил: «Не для того, чтобы молиться за жениха, пришли вы сюда, а для того, чтобы вместе со мной прочесть молитву скорбящих».
В этом мире нет абсолютного счастья, — любое веселье всегда может обернуться горем. И наоборот, горе может превратиться в радость. Даже Аврааму не было даровано полного счастья. В возрасте ста лет он был благословлен сыном. Тем не менее, Ашем потребовал Ицхака в жертву. Затем, после тяжелого испытания, Авраам вернулся домой, но еще не прошла его радость, как он узнал, что потерял жену. Если так бывает с праведниками, то что говорить о нечестивцах!..
Итак, что же случилось с Сарой в отсутствие Авраама? Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Существуют разные версии. Согласно одной из них, Сатан принял вид Ицхака и явился ей в видении, сказав: «Отец взял меня на гору, чтобы принести в жертву». Сара тут же умерла от потрясения.
— Где Ицхак? — спросил он ее, согласно второй версии.
— Он ушел вместе со своим отцом изучать законы о жертвоприношениях, — ответила Сара.
— Это правда. Но знаешь ли ты, что сам Ицхак и есть жертва?
Хоть Сара и не поверила Сатану, все же его слова ее взволновали. Поэтому она поспешила к обиталищу трех живших в Хевроне великанов, Ахимана, Шешая и Талмая, чтобы попросить их: «Посмотрите, пожалуйста, далеко на север. Идет ли по дороге старик в сопровождении сына, двух слуг и осла, нагруженного дровами?». Великаны поднялись в полный свой рост и стали пристально всматриваться в даль. Наконец, они ответили: «Да, мы видим старика на вершине горы, слуги с ослом стоят внизу. Сын старика привязан к алтарю, а в руке у старика нож». Услышав это, Сара вскрикнула, шесть раз и душа ее отлетела.
В память о шести криках Сары нам велено в Рош Ашана, Новый год, извлекать из шофара шесть печальных непрерывных звуков.
Почему жизнь Сары прервалась на такой трагической ноте? Оба супруга — Авраам и Сара — прожили всю жизнь в целеустремленном служении Ашему. В их жизни не было ни единого мига, в который они бы не чувствовали присутствия Творца. Когда Ангел Смерти приблизился к Саре, чтобы взять ее душу, он обнаружил, что мысли ее настолько сосредоточены на Всевышнем, что он не в силах выполнить свое поручение. Поэтому он и придумал план, согласно которому она, потрясенная правдой об Ицхаке, отвлеклась на мгновение от своих благочестивых мыслей. И только тогда он смог исполнить свое задание. (Впрочем, существуют комментарии, в которых высказывается предположение, что ее скоропостижная и преждевременная смерть была наказанием за смех, которым она встретила весть о грядущем рождении Ицхака).
Наши Мудрецы приводят еще один подобный случай.
Царь Давид был настолько погружен в изучение Торы, что, когда пробил его час, Ангел Смерти был не в силах взять его душу. Настолько неразрывной была его связь с Торой. Поэтому ангел был вынужден прибегнуть к ухищрению: он залетел в дворцовый сад и стал яростно трясти деревья. Шум отвлек царя Давида — и ангел схватил его душу.
Кончину Сары оплакивал не только Авраам и домашние, но и все жители Канаанской земли. Все ощутили последствия ее смерти на себе, ибо страна процветала все эти годы именно вследствие ее заслуг. Сто двадцать семь лет своей жизни прожила Сара праведно, радостно принимая все повеления Ашема. Даже в возрасте ста лет она была чиста от греха, как юная девушка (которую можно считать безгрешной, ибо до двадцати лет человек не подлежит Небесной каре).
Сара была первой из четырех наших праматерей, основательниц еврейского народа. Она была одной из семи известных миру пророчиц, имена которых записаны в Танахе.
Всю жизнь Авраам превозносил жену, восклицая: «Разве найдется другая женщина, подобная тебе?»
Со смертью Сары Облако Славы, постоянно стоявшее над ее шатром, исчезло, а свеча, которая зажигалась только накануне субботы и горела целую неделю, погасла. Величие Сары было таким, что Сам Ашем обращался к ней непосредственно (Берешит 18:15), в то время как с другими пророчицами Он говорил только через вестников. Она была праведницей такой высокой степени, что даже ангелы были в ее подчинении. Стоило ей приказать ангелу: «Бей!», как тот наслал язву на фараона и его двор.
Когда царь Шломо сочинял песню Эшет Хаиль, воспевавшую достоинство Добродетельной Женщины, он имел в виду Сару. Все стихи этой песни, от алеф до тав, относятся к ней, ибо она следовала Торе от алеф до тав, от первой буквы до последней.
Несмотря на то, что Авраам получил от Ашема обещание, что он и его потомки унаследуют всю землю Канаанскую, тем не менее, когда он захотел похоронить в ней свою жену, то обнаружил, что фактически не владеет даже самым маленьким участком. Пришлось обратиться к местным жителям, чтобы приобрести часть поля для захоронения.
Отметим, что, как и раньше, при любых тяжелых обстоятельствах, Авраам и на сей раз не упрекнул Ашема и не высказал ни единой жалобы. Все что он сделал — отправился покупать пещеру Махпела и прилегавшее к ней поле у человека по имени Эфрон. Тора называет его Эфрон Ахити, хитиец.
Почему Авраам выбрал именно это место? Дело в том, что Авраам открыл тайну пещеры, когда гнался за волом, которого хотел заколоть для трех своих гостей, ангелов. Мы помним эту историю. Вол привел его прямо в пещеру Махпела. Внутри Авраам увидел яркий свет, часть того первозданного света, который Ашемом скрыт для праведников, и вдохнул сладостный аромат, исходящий из Ган Эден. Он услышал голоса ангелов: «Здесь захоронен Адам. Здесь также упокоятся Авраам, Ицхак и Яаков». Тогда Авраам понял, что эта пещера являлась входом в Ган Эден, и именно с тех пор он захотел получить ее для захоронения.
Во времена Авраама в той местности жили хитийцы, пришлось обратиться к ним. Известие о смерти Сары хитийцы встретили с печалью, ибо знали, что своими успехами в мирских делах они обязаны заслугам этой праведной женщины. Свою просьбу Авраам облек в форму утешения: «Всякому человеку, — сказал он, — суждено умереть, независимо от того — праведник он или нечестивец. Моя жена умерла и долг мой — похоронить ее». После чего добавил: «Поэтому я молю вас продать мне место для могилы, чтобы я мог похоронить ее. Если вы уважите мою просьбу, я и дальше буду считать себя чужеземцем среди вас и вести себя соответственно. Но если вы откажетесь, то мне придется настоять на своем праве, ибо я такой же житель этой страны, как и вы, более того, эта земля в большей степени моя, чем ваша: она завещана мне!»
Хитийцы издавна восхищались и почитали Авраама, чье величие и богатство были легендарными. «Внемли нам, — ответили они. — Ты наш царь, наш властелин, наше божество. Поэтому можешь выбрать себе любую могилу, какую пожелаешь, и похоронить там столько мертвых, сколько захочешь». Авраам поблагодарил хитийцев за то, что те решили почтить его просьбу, и сказал: «Пожалуйста, пойдите от моего имени к Эфрону и выступите посредниками в сделке между нами. Я хочу купить принадлежащую ему пещеру Махпела, причем намерен заплатить за нее полную цену. Если он станет отказываться, то сделайте милость, убедите его согласиться».
Хитийцы спешно отправили к Эфрону гонцов с известием, что ему присваивается знатный титул, дабы Авраам не вел дело с простым человеком. Прибыв, гонцы сказали Эфрону, что Авраам хочет купить его пещеру.
— А я не желаю продавать ее, — ответил Эфрон.
— Но Авраам велик и знаменит. Если ты откажешься, мы отберем у тебя только что врученный знатный титул.
— Тогда дайте мне поговорить с Авраамом, — сказал Эфрон и обратился к Аврааму:
— Слушай, господин мой. Я отдам тебе в подарок и поле и пещеру в присутствии всего народа. Хорони свою умершую!
Согласно Торе, Эфрон трижды сказал: «Я отдаю их тебе в подарок». Однако на самом деле он не собирался выполнить обещание, поэтому окончательные его слова были: «Требую полную стоимость в самой лучшей монете». Слова нечестивцев, а также их дела, обманчивы, в то время как слова и дела праведников верны.
Аврааму был известен характер Эфрона, и он после всех слов о подарке подумал: «Что за болтовня. Надеюсь, что в конце концов он даст мне пещеру за деньги».
— Выслушай меня, прошу, — обратился он к Эфрону. — Я не стану хоронить Сару в земле, доставшейся мне бесплатно, чтобы люди впоследствии не сказали: «Видимо, эта женщина не была достойна приличного захоронения». Дай мне заплатить за это поле, и тогда я похороню Сару.
Авраам понимал, что, несмотря на вежливые речи, хитийцы на самом деле не хотят, чтобы он приобрел какую-либо землю в собственность. Единственное, что они могут позволить — похоронить Сару в принадлежащей им могиле.
Наконец они заявили: «Ладно, пусть будет по-твоему. Но мы не можем продать тебе участок земли, пока не получим гарантии. Слышали мы, что твои потомки рано или поздно будут владеть этой страной. Прежде чем мы заключим соглашение о продаже земли, поклянись, что твои потомки не будут нападать на город, где мы живем, город Иевус».
Как известно, Авраам дал такую клятву, а хитийцы принесли медные фигурки и выгравировали на них слова его обещания. В то время это было как документ — на память для потомков.
Евреи уважительно отнеслись к клятве своего праотца. Во времена Йеошуа они не стали завоевывать город Иевус, расположенный на месте будущего Иерусалимского Храма, так что во времена Судей он все — еще оставался в руках неевреев (Шофтим 1:21). Еще Давид видел фигурки, на которых была высечена клятва Авраама. И лишь когда кончился срок клятвы, он покорил столицу хитийцев.
— Если ты хочешь купить у меня пещеру, — сказал Эфрон, — заплати мне символическую плату в четыреста больших шекелей. Это мелочь для таких богатых людей, как мы с тобой.
Авраам согласился заплатить Эфрону той монетой, какую тот потребовал: большой шекель имел тогда хождение среди торговцев разных стран.
Пока Авраам отвешивал серебро, Эфрон стоял рядом и, прибегая к разным уловкам, обворовывал партнера по сделке. Конечно, он не мог знать, что в результате его воровства потеряет деньги не Авраам, а он сам, ибо Авраам получил благословение от Ашема (12:3): «Хулящего тебя прокляну». Поскольку Эфрон пытался уменьшить достояние Авраама, он был проклят и в конце концов стал нищим. При описании того, как Авраам отвешивал деньги, в Торе опущена одна из букв имени Эфрона (буква вав), — это означает, что Эфрон не только ничего не приобрел своим воровством, но напротив, потерпел убыток.
В присутствии всех хитийцев Авраам подписал договор с Эфроном, причем было определено точное расположение поля и описаны его границы. В заключение Авраам прочел текст договора вслух для всех собравшихся.
Три участка земли в Эрец Исраэль были настолько важны, что наши праотцы заплатили за них язычникам деньги, дабы те впоследствии не обвиняли евреев в том, будто сыны Израиля получили эти участки незаконно:
— Пещера Махпела, купленная Авраамом у Эфрона.
— Место, где впоследствии был построен Храм, приобретенное Давидом.
— Место захоронения Иосефа в Шхеме, купленное Яаковом (33:19).
Лишь после того как сделка была составлена письменно и законное право собственности на пещеру было установлейо на все грядущие времена, Авраам похоронил свою жену.
Продавая пещеру, Эфрон не догадывался о ее святости. Он не видел в этой пещере ничего, она была для него обычным темным местом. Если бы он узрел свет, который открылся в ней Аврааму, он никогда бы не согласился на эту сделку.
Стоило Аврааму войти в пещеру, неся гроб с телом Сары, как Адам и Хава поднялись из своих могил и направились к выходу. При этом они сказали, что чувствуют стыд за свой грех: «Теперь, когда ты пришел сюда, наш стыд стал еще больше, поскольку мы видим твои добродетели».
— Я буду молиться за вас, чтобы вы не мучались больше от стыда, — сказал им Авраам.
Услышав эти слова, Адам успокоился и вернулся в свою могилу, но Хава упиралась до тех пор пока Авраам не захоронил ее снова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.