Ам Исраэль хай 59. Благо или проклятие24 января 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Разногласия по поводу заселения Палестины отразились в споре о соблюдении Шмиты. Поселенцы утверждали, что новый проект рухнет, если целый год не обрабатывать землю. Далее | |
Ам Исраэль хай 58. Возвращение в Сион. Первая алия17 января 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Турецкие правители и арабские обитатели страны преследовали еврейское меньшинство в Палестине. Несмотря на человеческие и организационные промахи, халука была основной опорой еврейской жизни. Далее | |
Ам Исраэль хай 57. Разные призывы10 января 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» | |
Ам Исраэль хай 56. Покидая «старый дом» 1880-19203 января 2014 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Сначала в США эмигрировали ассмилированные сефарды, затем за ними последовали немецкие евреи. Лидеры еврейства склонялись к реформистскому течению в иудаизме. Далее | |
Ам Исраэль хай 55. Сельское хозяйство и промышленность26 ноября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Писатели эпохи Гаскалы начали воспевать сельский труд. Начали появляться сельскохозяйственные коммуны и еврейские социалистические организации. Далее | |
Ам Исраэль хай 54. Еврейский национализм25 октября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Моше Гесс и Леон Пинскер подготовили историческую почву для еврейских социалистических движений. В Западной Европе еврейское население надеялось на равноправие. Далее | |
Ам Исраэль хай 53. Оппозиция мусару18 октября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Новшества всегда принимаются в штыки, поэтому у мусара оказалось немало противников. Оппозиция просвещенцев была негативной и злобной. Далее | |
Ам Исраэль хай 52. Соблюдение душой11 октября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Учение р. Салантера делало упор не только на благочестие, но и на философию поведения каждого еврея. Ешивы Литвы, в которых изучали мусар, стали прототипами современных учебных заведений. Далее | |
Ам Исраэль хай 51. Мусар — этическое возрождение. Рав Исраэль Салантер4 октября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Рабби Исраэль Салантер разработал морально-этическое учение, которое помогло восточноевропейскому еврейству преодолеть трудности. Сферой концентрации мусара стали прославленные ешивы Литвы. Далее | |
Ам Исраэль хай 50. Светское против традиции27 сентября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Из-за урбанизации евреи покидали местечки и переезжали в крупные города. Светские СМИ всячески поощряли отход от традиций предков. Далее | |
Ам Исраэль хай 49. Война против традиции20 сентября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» | |
Ам Исраэль хай 48. Времена меняются13 сентября 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Лозунг «Бей жидов, спасай Россию» воплощается. Погромы на юге России негласно поддерживаются царским правительством. Далее | |
Ам Исраэль хай 47. Черта оседлости 1820-1880. Царь Николай II30 августа 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Теневым консультантом Николая становится небезызвестный Григорий Распутин. Жизнь евреев царской России продолжает ухудшаться. Далее | |
Ам Исраэль хай 46. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр III23 августа 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Агрессивная ассимиляция начала приносить свои плоды. Всё больше и больше евреев пренебрегали традициями и высказывали сомнение в отношении заповеданного народу Израиля пути. Далее | |
Ам Исраэль хай 45. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр II16 августа 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Общество осталось недовольным реформами Александра. Либералы стали радикализироваться, что только ухудшило общую картину. Далее | |
Ам Исраэль хай 44. Черта оседлости 1820-1880. Царь Николай I9 августа 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Новый царь оказался сумасбродом. Он издал указ о насильственной мобилизации еврейских детей, а также конфисковал деньги еврейских общин. Далее | |
Ам Исраэль хай 43. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр I2 августа 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Антисемитские высказывания русских царей привели к новым ограничениям. В начале 19-го века была окончательно сформирована область, за пределы которой евреям нельзя было выезжать. Далее | |
Ам Исраэль хай 42. Воздействие Аскалы26 июля 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Российское правительство разработало хитроумный план по ассимиляции евреев. В Риге и других местах были открыты школы в духе Аскалы. Далее | |
Ам Исраэль хай 41. Прессбург5 июля 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Ешива в Прессбурге стала учебным заведением, из стен которого вышли не только харизматичные раввины, но и Б-гобоязненные коммерсанты и бизнесмены. Далее | |
Ам Исраэль хай 40. Новардок — Бейт Йосеф28 июня 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» История одной из самых известных и уникальных в своем подходе ешив. Как учение «мусар» стало достоянием всех евреев. Далее | |
Ам Исраэль хай 39. Слуцк — Клецк — Лейквуд21 июня 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» История восточноевропейских ешив, которые впоследствии переехали в Америку и послужили фундаментом для создания религиозного еврейства. Далее | |
Ам Исраэль хай 38. Тельше14 июня 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Небольшие города нередко играли важную роль в деле еврейского образования. Тельше был одним из таких мест. Далее | |
Ам Исраэль хай 37. Радин7 июня 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» История одной из самых известных ешив. Радин, духовная вотчина Хафец-Хаима, стала местом изучения Торы. Далее | |
Ам Исраэль хай 36. Рав Хаим из Воложина31 мая 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» | |
Ам Исраэль хай 35. Отход от традиции24 мая 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Создание ешив помогло приостановить отход от иудаизма. Централизованная сеть учебных заведений нанесла удар Аскале. Далее | |
Ам Исраэль хай 34. Вмешательство царского правительства17 мая 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» | |
Ам Исраэль хай 33. Конфликтующие стили13 мая 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Воложинская ешива росла и развивалась. Легендарный Нецив приложил усилия для ее восстановления после пожара. Далее | |
Ам Исраэль хай 32. Передача мантии10 мая 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» После смерти р. Хаима из Воложина мантия лидерства перешла к его сыну. Постепенно общественные обязанности стали отнимать у р. Ицхака из Воложина слишком много времени. Далее | |
Ам Исраэль хай 31. Изучение кабалы19 апреля 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Отношение к Каббале всегда было неоднозначным. Виленский гаон, знаток тайного учения, строго ограничивал круг своих учеников. Далее | |
Ам Исраэль хай 30. Цена мудрости16 апреля 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Гаон был микрокосмом народа Израиля, поэтому он служил призмой, в которой все евреи, верные Торе и традиции, могли видеть отражение собственной точки зрения на фоне традиционной еврейской жизни и ценностей. Далее | |
Ам Исраэль хай 29. Гаон из Вильно — не правящий лидер12 апреля 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Лидером иудаизма должен был стать рациональный человек, мудрец Торы. Рабби Элиягу из Вильны проявил всю мощь интеллекта ради укрепления позиций иудаизма. Далее | |
Ам Исраэль хай 28. Хасидские лидеры5 апреля 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» | |
Ам Исраэль хай 27. Контрреволюция29 марта 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» После смерти Магида из Межирича между его последователями возникли трения. Пшисха против других дворов. Далее | |
Ам Исраэль хай 26. Магид из Межерич22 марта 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» После смерти Бааль Шем-Това хасидизм распространился по Восточной Европе. Это произошло благодаря харизматической личности Магида из Межерича. Далее | |
Ам Исраэль хай 25. Хасидизм — Бааль Шем Тов15 марта 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Пертурбации в еврейской жизни девятнадцатого века происходили не только в Центральной и Западной Европе. Хотя ветры «эмансипации» и «разума» не легко преодолевали царские границы, в конце концов они достигли и Восточной Европы. Далее | |
Ам Исраэль хай 24. Изучение Торы и сохранение традиции8 марта 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Отношение к Наполеону в среде раввинов Восточной Европы было неоднозначным. Одни приветствовали его желание дать евреям равноправие, другие боялись ассимиляции. Далее | |
Ам Исраэль хай 23. Наполеон — продолжительные последствия1 марта 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Отношение к Наполеону в среде раввинов Восточной Европы было неоднозначным. Одни приветствовали его желание дать евреям равноправие, другие боялись ассимиляции. Далее | |
Ам Исраэль хай 22. Наполеон — Полное поражение22 февраля 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Планы Наполеона на моментальное завоевание Ближнего Востока не оправдались. Звезда всемогущего правителя начала закатываться. Далее | |
Ам Исраэль хай 21. Наполеон — Скрытый мотив15 февраля 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» | |
Ам Исраэль хай 20. Наполеон — Либеральная позиция8 февраля 2013 года, Рав Берл Вайн, из цикла «Ам Исраэль хай» Наполеон даровал евреям гражданские права. На практике это привело к массовой ассимиляции. Далее |