Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: История еврейского народа, Берл Вайн, Хасидизм, Ам Исраэль хай, Праведник, Течения в Иудаизме
Важные хасидские династии процветали в Галиции, Польше, Румынии и Венгрии. Эта книга не дает детальное описание всех ветвей хасидизма, их особенностей и нюансов служения Б-гу и человеку, но важно хотя бы назвать больших людей, которые стояли во главе этих движений, повлияв на общее развитие еврейской жизни.
Рав Менахем Мендель Хагер из Косова (1778—1826) начал династию Хагер в 1802 году. Его внук, названный в его честь (1830-1885), зять рава Исраэля из Ружина, в 1854 году основал крупную ветвь хасидизма — Вижниц. После первой мировой войны он перебрался в Гроссверден в Венгрии/Румынии. У него были десятки тысяч последователей в Европе. После Катастрофы они обосновались в Израиле и США, славятся любовью к евреям, социальными и образовательными организациями.
Рав Шалом Рокеах из Бельз (1779—1855) был учеником знаменитого Хозе из Люблина, рава Шломо из Лузуа и рава Ури из Стрельска. Династия Бельз стало одной из главных в Галиции и Венгрии. Она была очень популярна, влиятельна и сильна, и сейчас располагается в Иерусалиме, с ответвлениями в США и повсеместно. Как многие хасидские дворы, она переплелась морганатическими браками с другими династиями и известна своими интересными проектами.
Тейтельбойм были лидерами в Сигете, а позднее в Сатмаре. Основателем был рав Моше из Уджел (17591841). Сегодня это одна из самых больших и сильных групп в мировом еврействе, в основном благодаря последнему сатмарскому ребе, раву Йоэлю Тейтельбойму, который пережил Катастрофу. Сочетая потрясающее знание Торы с харизмой лидера, он перестроил сатмарскую общину. Его благотворительность и социальная помощь легендарны, как и яростная оппозиция светской политике и влияниям сионизма. Центр движения сейчас в НьюЙорке и Нью-Джерси, но этих хасидов много и в Израиле и по всему миру.
Влиятельную румыно-венгерскую династию основал рав Йосеф Меир Вайс (1839—1990) из Спинки. Потомки рава Цви Элимелеха Шапиро (1738—1841) из Динова стали лидерами Спинки, а правнук рав Хаим Элазар Шапиро (1871—1937) — главой династии Мункач (Мукачево), где он создал ешиву. Он был в оппозиции сионизму. Эти выдающиеся личности постепенно превратили Румынию и Венгрию в бастион хасидизма, где ребе делили власть v влияние с учениками рава Моше Софера.
Наконец, от рава Хаима Альберштама из Цанзг (1793—1876) пошло много разных хасидских династий главным образом в Галиции и Венгрии. Один из ведущиз ученых своего времени и бескомпромиссный борец за еврейскую традицию, он был на переднем фронте многи: сражений еврейской жизни девятнадцатого века. Хасидские дворы Клозенбурга и Бобова произошли из Цанза как и многие другие, стертые нацистами. Эти центры хасидизма сейчас располагаются в Израиле и Нью-Йорке и насчитывают тысячи последователей и спонсоров.
Хасидизм возник не на пустом месте. Чтобы оценить его, нужно представлять его оппонентов и исторические силы того времени. Сто лет с 1750 года по 1850 год были эпохой больших перемен для Восточной Европы и тамошних евреев. Только на фоне общего развития событий можно оценить хасидизм и его достижения. Поэтому последующие главы, хотя и не прямо обсуждают его историю, но освещают это движение и его историческую судьбу.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего