Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Важные хасидские династии процветали в Галиции, Польше, Румынии и Венгрии. Эта книга не дает детальное описание всех ветвей хасидизма, их особенностей и нюансов служения Б-гу и человеку, но важно хотя бы назвать больших людей, которые стояли во главе этих движений, повлияв на общее развитие еврейской жизни.

Рав Менахем Мендель Хагер из Косова (1778—1826) начал династию Хагер в 1802 году. Его внук, названный в его честь (1830-1885), зять рава Исраэля из Ружина, в 1854 году основал крупную ветвь хасидизма — Вижниц. После первой мировой войны он перебрался в Гроссверден в Венгрии/Румынии. У него были десятки тысяч последователей в Европе. После Катастрофы они обосновались в Израиле и США, славятся любовью к евреям, социальными и образовательными организациями.

Рав Шалом Рокеах из Бельз (1779—1855) был учеником знаменитого Хозе из Люблина, рава Шломо из Лузуа и рава Ури из Стрельска. Династия Бельз стало одной из главных в Галиции и Венгрии. Она была очень популярна, влиятельна и сильна, и сейчас располагается в Иерусалиме, с ответвлениями в США и повсеместно. Как многие хасидские дворы, она переплелась морганатическими браками с другими династиями и известна своими интересными проектами.

Тейтельбойм были лидерами в Сигете, а позднее в Сатмаре. Основателем был рав Моше из Уджел (17591841). Сегодня это одна из самых больших и сильных групп в мировом еврействе, в основном благодаря последнему сатмарскому ребе, раву Йоэлю Тейтельбойму, который пережил Катастрофу. Сочетая потрясающее знание Торы с харизмой лидера, он перестроил сатмарскую общину. Его благотворительность и социальная помощь легендарны, как и яростная оппозиция светской политике и влияниям сионизма. Центр движения сейчас в НьюЙорке и Нью-Джерси, но этих хасидов много и в Израиле и по всему миру.

Влиятельную румыно-венгерскую династию основал рав Йосеф Меир Вайс (1839—1990) из Спинки. Потомки рава Цви Элимелеха Шапиро (1738—1841) из Динова стали лидерами Спинки, а правнук рав Хаим Элазар Шапиро (1871—1937) — главой династии Мункач (Мукачево), где он создал ешиву. Он был в оппозиции сионизму. Эти выдающиеся личности постепенно превратили Румынию и Венгрию в бастион хасидизма, где ребе делили власть v влияние с учениками рава Моше Софера.

Наконец, от рава Хаима Альберштама из Цанзг (1793—1876) пошло много разных хасидских династий главным образом в Галиции и Венгрии. Один из ведущиз ученых своего времени и бескомпромиссный борец за еврейскую традицию, он был на переднем фронте многи: сражений еврейской жизни девятнадцатого века. Хасидские дворы Клозенбурга и Бобова произошли из Цанза как и многие другие, стертые нацистами. Эти центры хасидизма сейчас располагаются в Израиле и Нью-Йорке и насчитывают тысячи последователей и спонсоров.

Хасидизм возник не на пустом месте. Чтобы оценить его, нужно представлять его оппонентов и исторические силы того времени. Сто лет с 1750 года по 1850 год были эпохой больших перемен для Восточной Европы и тамошних евреев. Только на фоне общего развития событий можно оценить хасидизм и его достижения. Поэтому последующие главы, хотя и не прямо обсуждают его историю, но освещают это движение и его историческую судьбу.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего