Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Виленский Гаон, Мудрецы, История еврейского народа, Изучение Торы, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Праведник
Ранние хасидские учителя были выдающимися и необычными людьми, способными вдохнуть новую жизнь в восточноевропейское еврейство в сфере традиции, Торы и алахи. Они были ориентированы на широкие массы еврейства и несли иудаизм народу. В то же время был другой учитель, который вел уединенную жизнь и, тем не менее, уникальным образом был монументальной силой этого века. Его влияние и знания останутся в памяти навечно. Это был рав Элиягу из Вильны, акроним Гра (Гро) — Гаон Рабейну Элиягу — или просто Гаон, исключительный гений1.
Он был эталоном еврейской традиции и учености своего века. Своим светом он затмил все светила интеллекта восемнадцатого века2. Его вспоминали, когда столетие давно закончилось, сравнивая с учеными, которых считали сверхлюдьми во времена великих Ришоним Испании, Франции и Германии3. Даже лидеры хасидизма, которым он твердо противостоял, относились к нему с глубочайшим уважением4.
Рав Элиягу был очень глубоким и блестящим человеком. Оценить уровень таких гениев и постичь их не могут те, кто с ними не был знаком5. У него было много парадоксальных качеств. Но мы немало знаем о нем из его сочинений, от современников и учеников, чтобы дать хоть какое-то представление об этой выдающейся фигуре.
Элиягу, сын Шломо Залмана, родился в 1720 году в Вильне. Он приобрел от людей два титула, которые вряд ли доставались одновременно одному человеку: его называли Гаон — выдающийся ученый и Хасид — истинно благочестивый слуга Б-га. В течение веков выдающиеся еврейские ученые были благочестивыми людьми. Но репутация рава Элиягу и в том и в другом отношении свидетельствовала о возвышенном характере и интеллектуальном гении.
Он никогда не был официальным раввином, у него не было общественного положения, он не возглавлял еврейской школы, организации, общины. Гаон проводил в уединении большую часть суток. Славу и влияние приобрел не благодаря личным контактам. Парадокс «не правящего лидера» еще больше подчеркивает титанические его размеры и достижения. Гаон воплощал в себе все течения многовекового еврейского знания.
Может быть, главным историческим вкладом Гаона было восстановление традиционной позиции первенства ученого Торы в еврейской жизни. Массовые убийства Хмельницкого и влияние лжемессии Шабтая Цви вкупе с войной, перемещениями и погромами ослабили инфраструктуру еврейской жизни и изучение Торы. Личным примером и усилиями Гаон укрепил статус учености в Торе. Героем еврейства должен был стать ученый, а не чудотворец. Изучая Тору, человек автоматически становится более рациональным и менее зависимым от фантастического восприятия Торы и еврейской жизни.
Он не поддерживал неоправданных надежд и мечтаний, но создавал прочную базу, на которой ученики Гаона строили современную систему обучения в ешивах и возрождали еврейский этический подход к жизни благодаря изучению Мусара. Ешива и движение Мусара в еврейской жизни, рожденные в девятнадцатом веке в Восточной Европе, происходят от Гаона.
1 Хотя многих в истории еврейского народа называли геоним, гениями, говоря Гаон без имени, понимают, что говорят о нем.
2 См. оценки рава Исраэля Липшица (Тиферет Исраэль) к Хошен мигипат, Кенигсберг 1863, и рава Хаима из Воложина к Орах хаим. Также Ландау, АГаон аХасид из Вильны — много примеров.
3 Сообщают, что его ученик, рав Хаим из Воложина, сравнивал его с Рашба, раби Шломо бен Адерет, выдающимся ученым четырнадцатого века в Испании. (Ришоним — ранние комментаторы Талмуда; в еврейской традиции принято считать, что с поколениями величие людей убывает. — Г.С.)
4 «Гаон и Хасид…известен всем как непревзойденный в свое время…Мы слышали, что нет никого в Литве, кто осмелился бы поставить под сомнение взгляд Гаона и Хасида…». Это пишет великий хасидский учитель рав Шнеур Залман из Ляд (основатель Хабада), к которому Гаон находился в решительной оппозиции. Письма Бааль аТания, D.Z.Hillman (ed.) 56,57,58.
5 Рав Аарон Котлер, знаменитый ученый и основатель крупнейшей американской ешивы Лейквуд, считал, что все попытки постичь и описать Гаона бесполезны. См. отзыв о Руса Элиягу, Иерусалим, 1848.
Рав Элиягу взял на себя и завершил задачу, которая была под силу только его интеллекту, и достиг общего признания даже среди величайших раввинов своего времени: он издал и стандартизовал текст Мишны и Талмуда (состоящий из нескольких тысяч страниц). Безмерные знания, блестящая интуиция ученого и тщательное исследование текстов и рукописей, вместе с безошибочным святым чутьем истины,1позволили ему исправить сотни ошибок переписчиков Талмуда, мидрашей и позднейшей раввинистической литературы в течение веков.
Благо и совершенство этой огромной и сложнейшей работы, выполненной одним человеком без помощи компьютера или ассистентов, потребовавшей таких усилий, трудно представить. Даже ученые не могут оценить многие из его трудов в полном объеме. Кроме того уважение рава Элиягу к источникам было так велико, что только огромный авторитет к Гаону не только как ученому, но и как Хасиду, позволил принять его многочисленные исправления в тексте. Эти поправки позволили преодолеть много противоречий, ответить на многие трудные вопросы, разрешить многочисленные ученые споры и снять большое число излишних пилпулистических2 интерпретаций, которые искажали идеи и решения Торы и галахи.
Благодаря глубокой талмудической учености, строгому следованию еврейской традиции, верности и уважению к святости предыдущих поколений еврейских ученых, его многочисленные поправки к Талмуду и изменение методов обучения были приняты как истинные и достоверные, следующие изначальному намерению мудрецов. Вслед за ним и светские люди последующих поколений пытались «научно» ревизовать и реорганизовать Талмуд, но их нововведения не были приняты, не прошли проверку временем. А работу Гаона используют все последующие поколения ученых Торы.
1 Его ученик рав Хаим из Воложина рассказывал, что Гаон постился, каялся и молился много дней, прежде чем делал малейшее изменение принятого текста Талмуда. См. рава Исраэля из Шклова — во введении к Таклин хадтин он описывает потрясающую работу Гаона в этой сфере.
2 Пилпуль — особая форма иногда очень сложных рассуждений в поисках нового смысла, принятая в талмудической мысли и логике. Она всегда была популярна в еврейской учености, особенно в польских кругах, острая, блестящая, иногда даже захватывающая дух своей способностью соединять разные темы и предметы и разрешать то, что казалось неразрешимым. Но со временем, начиная с семнадцатого века, некоторые ведущие раввины-мыслители, такие как Маараль из Праги, рав Йешайя Горовиц {Шла), рав Яир Бахрах {Хавот Яир) и рав Арье Лейб из Минска {Шаагат Арье) почувствовали, что развитие пилпуля достигло предела, логические умозаключения становятся слишком сложными и их достоинства превращаются в недостатки. Этот метод стали критиковать за то, что он не вполне соответствует точному изучению Торы. Гаон подчеркивал верность тексту, его истинному пониманию, рациональному анализу темы и был образцом противостояния пилпулистским завихрениям в Литве. В ешивах нашего времени слово пилпуль употребляется для обозначения лекции, в основе которой лежит анализ и текстуальная аккуратность. Эти принципы выдвигал Гаон, в отличие от отвергаемого им пилпулистического метода 17—18 веков.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»