Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Наполеон вовсе не был юдофилом, как полагали многие евреи. И скоро многие евреи осознали, что их первоначальная эйфория по отношению к нему могла быть неоправданной. На сессии императорского совета в апреле 1806 года Наполеон заявил, что опасно оставлять значительное число евреев в Эльзасе, около границы, потому что их лояльность Франции находится под вопросом (Евреи — государство в государстве). А в следующем месяце на Ассамблее Выдающихся Евреев он заявил, что следует открыть экономику для евреев, чтобы они могли нормально зарабатывать на жизнь. И снял многие специфические налоги с еврейских общин, в тех областях империи, которые он завоевал. Но методы его решения «еврейской проблемы» не благоприятствовали еврейскому будущему. Он продолжал оставаться загадкой для еврейского народа.

Внешняя терпимость и справедливость Наполеона к евреям объяснялись его грандиозным планом: избавиться от евреев посредством полной ассимиляции, смешанных браков и крещения. Фактически, он и начал «окончательное решение» еврейской «проблемы». Для этого Наполеон собрал Ассамблею Выдающихся Евреев в мае 1806 года, а затем основал «Сангедрин», который собрался в Париже в феврале 1807 года.

В этой Ассамблее было 111 ведущих евреев Франции, Германии и Италии. Она собралась, чтобы дать удовлетворительные ответы на двенадцать вопросов, поставленных Наполеоном.1 Затем ответы были переданы Наполеону, и он поручил своему «Сангедрину» ратифицировать эти ответы и придать им законную силу. Он надеялся, что в результате его программа ассимиляции будет принята всем еврейством, как утвержденная всей еврейской ассамблеей. Но традиционные евреи воспринимали этот Сангедрин просто как плохую шутку, насмешку над святыней, которая добром не кончится. А реформистские евреи приветствовали это в надежде, что это поможет Наполеону решить еврейскую «проблему».

Сангедрин состоял из семидесяти одного человека все назначенные, хоть и непрямо, Наполеоном. Двадцать пять из них миряне, остальные сорок шесть — раввины. Не все раввины были традиционными евреями. Реформистские раввины из Амстердама, Гамбурга и Италии тоже были членами Сангедрина. Главой суда был главный раввин Страсбурга, известный талмудический ученый рав Давид Синзхайм (1745—1812). Его заставили стать во главе этой разношерстной группы, но с помощью дипломатии, терпения и мудрости он смог предотвратить какие-либо нежелательные галахические последствия от их решений. Он резко ограничил участие представителей Реформы и пытался сузить темы дискуссий.

В результате, Сангедрин принял девять статей еврейской «догмы»2, и вместе с Ассамблеей Выдающихся передал их Наполеону. 6 апреля 1807 года загадка разрешилась, Наполеон распустил и Ассамблею и Сангедрин. Последний привлек большое внимание публики, его восприняли негативно и с подозрением нееврейские массы. Теперь миф о тайных еврейских собраниях, которые решают судьбы мира, воплотился. Теория еврейский конспираторов за овладение миром получила кредит, и Сангедрин был ее первым примером. Так усилия Наполеона снять с евреев физический дискомфорт и ускорить их ассимиляцию в нееврейское общество непрямо способствовали рождению нового антисемитизма.

1 Вот эти двенадцать вопросов:

1. Разрешается ли еврею иметь больше одной жены?

2. Позволяет ли еврейская религия развод? Считается ли он действительным, если совершен по законам, противоречащим французскому еврейскому законодательству?

3. Разрешено ли евреям заключать браки с неевреями?

4. В глазах евреев, французы неевреи считаются братьями или чужаками?

5. Какую линию поведения предписывает еврейский закон в отношении с неевреями Франции?

6. Считают ли евреи, которые родились во Франции, что это их страна? Обязаны ли они защищать ее? Обязаны ли подчинять ее законам и гражданскому праву?

7. Кто выбирает раввинов?

8. Какую власть имеют раввины над евреями? Какой юридической властью они обладают?

9. Регулирует ли еврейский закон порядок избрания раввинов и их юридическую власть, или это все дело обычаев?

10. Есть ли профессии, которые запрещает евреям их закон?

11. Запрещается ли евреям с евреев брать проценты?

12. Запрещается ли брать проценты с неевреев?

2 1. Многоженство запрещено согласно тысячелетнему херему (запрету) рабейну Гершома.

2. Еврейский развод станет действительным только после соответствующего решения гражданских властей Франции.

3. Религиозному браку должен предшествовать гражданский контракт.

4. Браки евреев и христиан связывают согласно светскому закону, но их не празднуют религиозной церемонией.

5. Евреи обязаны смотреть на своих соотечественников как на братьев, помогать им и защищать как евреев.

6. Евреи рассматривают страну, где они родились или приняты как родину и будут сражаться, обороняя ее, когда будет нужно.

7. Иудаизм не запрещает никакого ремесла или профессии.

8. Евреям рекомендуется заниматься сельским хозяйством, ручным трудом и искусствами.

9. Евреям запрещено брать проценты у евреев и неевреев.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»