Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Анецив, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Ешива Воложин
Вторым зятем рава Ицхака был легендарный рав Нафтали Цви Йеуда Берлин — Нецив1 Он родился в известной раввинской семье в 1817 году, а в 1831 году женился на дочери рава Ицхака и приехал в Воложин. В течение жизни своего тестя он держался в тени, и его затмевал другой блестящий зять рав Элазар Ицхак Фрид. Но и в этот период он создал великие произведения того века: Аэмек Шейла — комментарий к тогда малоизвестной работе эпохи Вавилонских гаонов и Шеилот раби Хайгаона. Нецив во время болезни рава Ицхака Элазара Фрида начал давать талмудические лекции в ешиве. А когда рав Фрид умер, Нецива избрали равом Воложина и главой ешивы. Его помощником совет избрал праправнука рава Хаима из Воложина, рава Йосефа Дов Бера аЛеви Соловейчика. Рав Иосеф Дов Бер, блестящий, острый, чрезвычайно творческий человек, был гением. Его уроки, полные огня, столкновений мысли, парадоксов стимулировали и вносили свежесть в школу пилпуля. По контрасту с ним, метод и демонстрация Нецива были спокойнее, глубже, педантичнее и шире по охвату, использованию источников. Эти два великих человека дополняли друг друга в преподавании, социально и лично, и теперь Воложин рос и становился еще более важным и влиятельным.
В 1865 году рав Дов Бер покинул этот город и стал раввином Слуцка, а затем Бриска, где обрел великую славу.
В 1865 году в Воложине, где дома и крыши были деревянными, произошел сильнейший пожар. Здание ешивы с библиотекой и многими оригинальными рукописями рава Хаима и Ицхака из Воложина сгорело дотла. Нецив всю свою энергию посвятил восстановлению ешивы. Было построено трехэтажное здание, туда приехали еще ученики, число которых достигло четырехсот.
В преподавательский состав влились новые силы и Воложинская ешива стала местом притяжения для лучших еврейских умов России в 1870-1880 годах. В 1873 году к ешиве присоединился рав Хаим аЛеви Соловейчик, сын рава Йосефа Дов Бера, и в 1880 году он был назначен вторым главой ешивы, помощником Нецива. Он завершил революцию в методике изучения Торы, которая стала маркой «литовских» ешив. Глубокий и точный анализ, разделение предмета изучения на отдельные части, каждая из которых исследуется до основания, четкая логика и интеллектуальная честность — это были основы дерех (метода изучения Торы рава Хаима).
Снова две великих личности и их разные подходы к изучению Талмуда дополняли друг друга и усиливали ешиву. Под их руководством там выросли почти три поколения еврейских лидеров: раввинов, профессионалов и даже светских людей. Влияние Воложина на еврейскую жизнь было огромным.
1 Акроним его имени означает на иврите «князь» или «лидер».
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.