Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Война, Народы мира, История еврейского народа, Берл Вайн, Диаспора, Ам Исраэль хай, Эмансипация
Наполеон вовлек евреев в свою военную жизнь. В 1798 году он отправился из Франции на Ближний Восток, чтобы его завоевать. Османская империя все еще приходила в себя после поражения от России, когда она потеряла часть полуострова Крым, а в Турции поднимались восстания недовольных правительством. Наполеон увидел в этом возможность вытеснить Турцию из Палестины и пошел вперед. Он рассматривал это как новый крестовый поход и жаждал добавить Иерусалим к списку своих военных побед. Его армия захватила Мальту и проследовала в Египет. Здесь он стал искать поддержки мусульман в борьбе против Турции, даже внушал, что он и его армия с готовностью оставят христианство и примут ислам. Но египтяне не спешили содействовать цели Наполеона, и в начале 1799 года он ушел из Александрии, чтобы занять Палестину.
И в Стране Израиля он встретился с жестоким сопротивлением турецкого губернатора Йезема Паши.1 У этого губернатора был еврей-советник Хаим Пархи, который побудил его защищать страну всеми силами от вторжения Наполеона. Евреи страны были едины в поддержке турок против Наполеона. Сефардские евреи, выходцы из мусульманских стран не страдали так, как их ашкеназские братья, они были строго лояльны по отношению к правительствам своих стран. И для них западная культура и идеи были совсем не так привлекательны как для евреев Европы.
Главным лидером еврейского Иерусалима того времени был рав Иом Тов Альгази, он и его суд публично читали молитвы за победу турок и боялись победы Наполеона.2 Наполеон подошел к Иерусалиму, увидел его грозные стены и повернул на запад, к морю. Он взял город Яффо, перебил четыре тысячи его защитников и повернул вдоль берега на север. В шабат перед Пуримом 1799 года Наполеон начал осаду средиземноморского портового города Акко (см. дополнение в конце главы Г.С.). В эту субботу там был легендарный раби Нахман из Бреслава и чудом спасся от битвы на следующий день, прокляв императора. Наполеон не смог победить, был вынужден снять осаду, и ушел с Ближнего Востока. Оппозиция палестинских евреев внесла вклад в его противоречивые чувства по отношению к еврейскому народу.
В 1812 году Наполеон совершил фатальную ошибку, повернув на восток для новых завоеваний. В 1807 году в Тильзите, Восточная Пруссия, он подписал мирный договор с Пруссией и Россией. По условиям соглашения Пруссия отказывалась от своих польских провинций, которые образовывали новое единство — герцогство Варшавское. Оно было связано с Францией договором, Наполеон тешил вечную надежду поляков на национальную независимость всей Польши. В герцогстве был значительный процент евреев, которые подобно своим западным братьям сначала приветствовали Наполеона и французов, как новых хозяев. Все было лучше жестокого царя Александра! По условиям договора в Тильзите с его секретным приложением, Наполеон и Александр стали союзниками, разделив Европу между собой. Между двумя императорами было достигнуто взаимопонимания, и они договорились, как Россия станет атаковать порты Великобритании, чтобы Наполеон смог добиться доминирования над всем миром. Но царь скоро потерял охоту поддерживать этот союз и отказался выполнять многие его пункты. Наполеон пытался его склонить к выполнению договора, но потом потерял терпение и к 1812 году рассердился на бывшего союзника.
Весной 1812 года Наполеон собрал в Польше огромную армию в полмиллиона солдат, надеясь этим склонить Александра к сотрудничеству. В конце июня он совсем потерял терпение, двинул войска вперед и 14 сентября достиг Москвы. Но Александр не стал искать мира. Русские использовали тактику «выжженной земли» на всем пути своего отступления. Они разрушали посевы и города, чтобы армии Наполеона ничего не оставалось, что достигло кульминации в сожжении Москвы в день ее захвата. Наполеон с его «великой армией» оказались истощены и неподготовлены к суровой русской зиме. Ему пришлось отходить на запад, и это отступление положило конец мечте Наполеона о господстве над Европой.
Меньше десяти тысяч изможденных солдат осталось от могучей французской армии, когда он вернулся домой.
В 1814 году Наполеон отрекся от престола, и был сослан на Эльбу. А в 1815 году он бежал во Францию и правил Сто Дней, но потом потерпел поражение в битве у Ватерлоо, снова сложил с себя власть, и его сослали на остров Св. Елены, где он умер в 1821 году.
1 Он очень пострадал от своего жестокого господина, султана, который его изувечил. Смотри Толдот адорот, т. 3, стр. 379.
2 Там же, стр. 44.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего