Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наполеон даровал евреям гражданские права. На практике это привело к массовой ассимиляции.

Если Ротшильды были героями светского мира девятнадцатого века, то сильнейшим катализатором перемен в мире был нееврей Наполеон Бонапарт1 — центральная фигура европейской жизни начала девятнадцатого века. Он не только начал войну и радикальные перемены и ввел своих кровных родственников в правление соседних европейских стран, но изменил и жизнь европейских евреев. Его потрясающий взлет и драматическое падение вызвали шоковую волну у евреев Европы и во многом способствовали отходу от еврейской жизни в это время.

Наполеон пришел к власти во время хаоса и анархии Французской революции и заключительного «Правления террора». Знаменитый с 1795 года генерал в 1799 году становится консулом Франции в возрасте тридцати лет и сразу начинает создавать империю. В итальянской кампании, предшествующей его приходу к диктаторской власти, Наполеон разыгрывал политику большой симпатии и терпимости по отношению к евреям.

Куда бы ни приходил его меч, евреи получали гражданские права, стены гетто буквально рушили, и евреи получали важные посты в его администрации. Поэтому евреи сразу собрались под его знамя и высоко оценили его, считая милосердным и искренним благодетелем.2 Хотя евреев признала равноправными гражданами еще революционная Французская национальная ассамблея в 1791 году, реально они смогли свободно пользоваться своими правами лишь спустя десять лет, когда к власти пришел Наполеон. Это совпало с подъемом Реформы, и к началу девятнадцатого века большинство французских евреев напилось крепкого вина гражданских свобод, которое побудило их забыть религиозные традиции. Сначала они присоединились к Реформе, а потом стали полностью ассимилироваться во французское общество. Либеральное отношение Наполеона к евреям, видимо, было важнейшим фактором в процессе ассимиляции.

Нееврейское население реагировало на свободу евреев, в основном, насилием и ненавистью. Сказались столетия религиозного антисемитизма, которое нельзя было отменить росчерком пера императора. А первой декаде девятнадцатого века, хотя церковь сама была в упадке, и ее преследовали якобинць и радикальное крыло французских ревнителей свободы, она все же поддерживала религиозные и экономические репрессии против евреев. Роялистская партия, надеясь восстановить власть Бурбонов в Париже, в начале девятнадцатого века стала обвинять евреев в подстрекательстве к бунту и анархии. Так был создан зловредный миф о еврее-шпионе, изменнике, заговорщике, радикале. Современный антисемитизм по-новому представил еврея как врага народа.

Влияние Наполеона на еврейские права чувствовалось по всей Европе, даже вне империи. Гражданские права даровали евреям в Пруссии в 1812 году, а скоро за ней последовала Австрия. Значительная свобода, хотя не без мягкой дискриминации, была предоставлена евреям Англии. При правлении Наполеона евреи Западной Европы обрели законные права и вошли в Век разума и просвещения. Теперь большинство западноевропейских евреев вообразили себе возможность достойной жизни, экономического благополучия и принятия окружающим обществом. Блистательные победы Наполеона в Европе с 1799 года по 1810 год как будто гарантировали сохранение нового духа времени. Еврейская Европа созерцала новый горизонт надежды и равенства.

1 Родился на Корсике в 1769 году и умер на острове Св. Елены в 1821 году.

2 Поэтому евреи называли его по-еврейски Хелек тов, делая буквальный перевод его имени (бона парте — хорошая участь)

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»