Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Каббала, Бааль Шем Тов, История еврейского народа, Берл Вайн, Хасидизм, Ам Исраэль хай, Праведник, Течения в Иудаизме
Нищета, враждебность властей и окружающего населения, погромы побуждали евреев искать выход и строить надежды. Евреи на Западе в поисках смысла и цели обратились к внешнему миру, а на Востоке в основном внутрь, обретая надежду и силу в древней традиции и вере, но по-новому. Движение, которое осуществило эту перемену и вызвало острое столетнее противостояние, стало называться хасидут — хасидизм, а его сторонники — хасидами.
Окутанный легендами и рассказами о чудесах, хасидизм, его философия и мистика, исходил от личностей, его определяли не теории и исторические силы. Эти личности обладали выдающимися качествами и производили такое впечатление на людей, что смогли создать новое еврейское движение. Хасидизм так разнообразен, что трудно описать его в целом. Фактически, это не «движение» с единой программой и организационной структурой. Его можно описывать только в деталях и историях отдельных цадиков1 и лидеров, чтобы понять общее.
Основал хасидизм рав Исраэль бен Элиэзер по прозвищу Бааль Шем Тов (Владелец Доброго Имени). В еврейской истории так называли нескольких людей2. Он родился 18 элула 1698 года (или 1700 года) в деревне Окопы в польской провинции Подолия, около Днестра. Здесь начинаются легенды.
Исраэль родился, когда отец был стариком, и скоро остался сиротой. Он был необычный ребенок, в двенадцать лет уже помогал учителю, наблюдая за младшими детьми, провожая их в школу и домой. Скрытый праведник, он иногда выполнял работу резника или простого рабочего. Он ходил из деревни в деревню, казалось, без особой цели. Затем женился на сестре известного ученого рава Гершона Китовера, который вначале стыдился нового родственника. Бааль Шем Тов присоединялся к группам благочестивых людей, а потом несколько лет провел в изоляции в горах, в Карпатах рядом с Китовым. В итоге он осел в маленьком городе Тлусте в польской Галиции. Там, в возрасте тридцати шести лет он «раскрыл» себя и приобрел широкую известность как целитель и святой человек. Потом он стал посещать еврейские города и местечки Подолии, Волыни и Галиции, привлекая многочисленных последователей.
Он начал проповедовать основные положения, которые подчеркивал хасидизм в еврейском учении. Творец находится везде. Величие Его творения. Важность и значительность человека во вселенной. Влияние, которое человек и его действия оказывают на Самого Творца.3 В зле всегда есть добро, потому что ничто не может существовать, если нет в нем искры святости. Молитва — ключ к Б-гу и первое средство духовного подъема Израиля, главная поддержка еврейской жизни и его первое дело. Ежедневное омовение в микве4 — предпосылка духовного очищения. Радость — необходимый фон еврейской жизни, а пессимизм и депрессия ведут к греху и духовной апатии. Энтузиазм и сознание присутствия Б-га — главные условия для изучения Торы и исполнения мицвот. Заповеди надо исполнять эмоционально, чувствуя их святость. Молиться следует с предельной концентрацией (,каваной). Изучать Тору и исполнять заповеди — только с чистыми намерениями, без всяких посторонних мотивов, ради исполнения воли Творца. И наконец: цадик (святой человек) соединяет еврейский народ в одно тело Израиля и служит связью между Создателем и массами, которые могут быть неспособны к духовному подъему сами.
Ни одна из этих идей не была новой для иудаизма,5 но их комбинация создала новую, почти революционную программу. Наряду с этим, хасидут делал большой упор на кабалу в теории и поведении. С середины шестнадцатого века влияние Кабалы Аризаля на раввинов все росло, но история Шабтая Цви вынудила изучать ее в дальнейшем подпольно. Ее знание и использование запрещалось для необразованных еврейских масс. Это предубеждение к Кабале еще усилилось после Якова Франка.
В 1756 году Ваад арба арцот, Совет четырех земель, постановил, что изучать кабалу разрешается только мужчинам старше сорока лет. Это нарушил хасидизм, который поставил Зоар (основную книгу кабалы) на первый план еврейской жизни.
6Исходя из мистического взгляда на жизнь и Тору, он изменил ряд обычаев, давая предпочтение кабале перед принятым законом. Кроме того он поменял общий нусах 7молитвы своих последователей с традиционного ашкеназского на сефардский, поскольку он был больше ориентирован на кабалу 8 Бааль Шем Тов ввел и новый способ изготовления и заточки ножей для резки скота (гихиты). Это тоже вызвало протесты, хотя потом было общепринято. Короче, к моменту своей смерти 6 сивана 1760 года Бааль Шем Тов вызвал бурю в восточноевропейском еврействе. Это движение с его революционной страстью и благочестивым рвением навсегда изменило еврейское общество.
1 Праведники, представляющие душу Израиля, лидеры, друзья, советники, посредники между Б-гом и человеком, какими их считали их последователи.
2 Айзенштайн в своей энциклопедии Оцар Исраэль перечисляет пять Бааль Шемов. Даже рав Хай-гаон и Кузари их обсуждают.
3 См. Кдушат Леви ребе Леви Ицхака из Бердичева, парашат Насо. Он пишет, что фразу «Б-г — твоя защитная тень» можно понимать так: тень отражает то, что делает человек — и Б-г, отвечая нам, как бы зависит от нас.
4 Ритуальный бассейн, в который погружаются полностью, необходим для очищения, согласно закону Торы.
5 Идею о том, что добро Б-га можно найти во всем, включая зло, решительно оспаривал рав Хаим из Воложина в Нефеш ахаим, 3:3. Эту концепцию можно неверно интерпретировать, тогда она очень близка пантеистической ереси Спинозы и, вероятно, более чем все другие идеи этого движения, она вызвала разрыв с митнагдим — оппонентами хасидута.
6 Хасидут не был монолитным в этом вопросе. См. Ахасидут, Арон Маркус, Бней-Брак, 1980, стр. 66, где описана сильная оппозиция внутри самого движения раби Нахману из Бреслава за его популяризацию кабалистических тайн среди масс, которые, как чувствовали его оппоненты, были недостаточно подготовлены для этих занятий.
7 Порядок и подбор молитв. Изменения в ритуале, введенные хасидскими учителями, были основной причиной оппозиции к ним. Галахическое обсуждение этих конфликтующих взглядов можно найти в Ябиа омер (6:10) рава Овадьи Йосефа.
8 Он был принят не полностью, лишь те изменения, которые могли совместить Нусах ашкеназ с Кабалой Аризаля. Это вело к путанице, многие его взгляды не были точно известны, и не было общего согласия, до какой степени ему следовать. Основатель Хабад/Любавич рав Шнеур Залман из Ляд был первым из ранних хасидских лидеров, который опубликовал Сидур (молитвенник) с теми добавками из Аризаля, которые считал нужными. Поэтому его сидур стали называть Нусах Ари.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.