Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
После смерти Магида из Межирича между его последователями возникли трения. Пшисха против других дворов.

Хасидизм распространялся по Восточной Европе, а его дом и главный центр жизненной силы был в Польше. Но и там он вызвал сомнения и контрреволюцию. После смерти Магида лидером польских хасидов становится рав Элимелех из Лиженска, а потом его ученик по прозвищу Хозе (Провидец) из Люблина, рав Яаков Ицхак Горовиц (1745—1815). Хозе создал собственный «двор» (направление, группу приверженцев, которая продолжает движение лидера) еще до смерти своего учителя. В то время в польском хасидизме было принято искать глубокий смысл и новые духовные нюансы, даже если это умаляло достижения предыдущих ребе или всего хасидизма в целом. Хозе приобрел авторитет в последней декаде восемнадцатого века. Он вдохнул в хасидизм новые силы, сделал упор на интеллектуальном изучении Торы и способствовал дальнейшему распространению движения. Как и Магид, он собрал плеяду выдающихся молодых людей, и Люблин стал духовным домом хасидизма.

Хозе не просто продолжил предшествующую традицию, но возглавил корректирующую контрреволюцию внутри хасидизма, а его лучший ученик Яаков Ицхак Рабинович из Пшисхи, прозванный аИд аКадош (Святой еврей), продолжал ее еще радикальнее. Еще при жизни Хозе он собрал вокруг себя группу активных людей, готовых пожертвовать всем, чтобы раскрыть для себя внутреннюю истину хасидизма. Так он сделал Хозе, то, что прежде тот сделал своему учителю. Хотя он сохранял л ояльность к своему учителю, регулярно посещая Люблин, но партизаны Хозе скоро подвергли его остракизму.

Пшисха протестовала против социальной организованности хасидизма и, с точки зрения Других, установила слишком высокие стандарты. Там отказывались признавать лидеров, которых не считали достойными, высмейвали обычаи, принятые толпой, стыдили безграмотных и требовали от всех предельной честности. Они отрицали роскошь, излишества, династические правила, святость, основанную на чудесах, помпу и форму. Показывали нелепость комфорта и самоуспокоенности. Они искали только жертвы, истины и простоты. Были прямы и остры. Это была трудная дорога, многие считали ее странной, опасной. Некоторые из крупных хасидских лидеров того времени боялись новых радикалов, чувствуя, что в движении возник кризис, который угрожает самому его выживанию. Но когда в Суккот 1813 года Святой еврей умер, трещина была закрыта, и хасидизм вернулся в свою колею.

Последователи Святого еврея выбрали новым руководителем его выдающегося ученика, рава Симху Бунима, который перебрался из бурлящей еврейской жизнью Пшисхи в тихий немецкий город Данциг. Там ребе постарался привлечь внимание зажиточных местных евреев, которые склонялись к модернизму и Просвещению. Для этого он стал навещать их, современно одеваться и вести себя по манерам того времени. Он вел себя как делец и позднее стал фармацевтом. Играл в шахматы и другие игры, любил музыку и музыкальные инструменты. Это был его способ приближения удаленных, которых он привлекал своей исключительной личностью.

Рав Буним из Пшисхи был выдающимся ребе. Он демонстрировал мудрость с огнем, направлял с предвидением, надежду дополнял самокритикой. Человек очень острого интеллекта, он понимал, что далеко не каждый способен быть хасидом Пшисхи. Он искал элитную группу — несколько хороших людей — и привел их к Пшисхе. Среди них были три гиганта: рав Менахем Мендель Моргентштерн, будущий ребе из Коцка; рав Ицхак Меир Алтер, основатель династии ребе из Гур21; и рав Ицхак Калиш, который стал ребе из Ворки. Около трехсот превосходных молодых людей оставили дома и карьеры, чтобы греться у огня Пшисхи. Но рав Буним понимал, что должен достичь примирения с основным течением хасидизма. Такая возможность представилась во время грандиозной свадьбы в Устиле .

Там собрались более двухсот лидеров хасидских общин на свадьбу дочери и сына двух крупнейших ребе. Старейший из хасидских учителей рав Авраам Иеошуа Хешель из Апта созвал на свадьбе суд, чтобы выслушать обвинения Пшисхи против неприемлемых манер и норм хасидизма. Ребе Буним предпочел не появляться на свадьбе и послал вместо себя рава Ицхака Меира. А Аптер решил избежать публичного осуждения Пшисхи23. Так что конфронтации не состоялось, и хотя напряжение сохранялось еще десятилетия, разрыва не произошло.

Ребе Буним умер перед Рош ашана 1827 года. Ему наследовал более радикальный, загадочный и внушающий ужас рав Менахем Мендель Моргенштерн из Томашова. Он родился в 1787 году и был редким гением. Его коллеги, рав Ицхак Калиш, впоследствии ребе из Ворки, и рав Ицхак Меир Алтер, который потом женился на его сестре, избрали его преемником ребе Бунима.

Позднее реб Мендель перебрался в Коцк, где обрел бессмертное имя Коцкер Ребе. У него был несравненный интеллект и потрясающее знание Торы. А также очень подвижная личность, высочайшие стандарты честности и столь высокие требования к дисциплине, что ни один ребе не вызывал у учеников такого ужаса. Его афоризмы составили целую главу в хасидизме24. Он был вершиной контрреволюции и поиска внутренней души в хасидизме. Он не хотел быть ребе для масс, презирал этот мир, его богатство и занятия глупостями. Не переносил дураков и гневался на несправедливых. Он был сердитым человеком в самом положительном смысле слова, его раздражало несовершенство и преследование чего-то меньшего, чем идеал. Тяжело было служить такому ребе. Обычным людям нужны тепло и комфорт, человечный ребе, а не огненный, мстящий ангел.

В 1839 году реб Мендель отошел от общественной жизни, и хотя тысячи люди все еще считали его своим ребе, он не виделся с ними до самой смерти в 1859 году. В последние годы он пережил много разочарований. Его ученик рав Мордехай Йосеф Лайнер порвал с ним и увел большое число хасидов из Коцка в Ишбицы. Более умеренная версия реб Менделя: рав Мордехай Йосеф возглавил династию хасидов Радзинера. Внук, рав Гершон Хенох Лайнер , был гений и известный лидер, но противоречивая личность, замечательные достижения которой встретили яростное сопротивление.

Зять реб Менделя, Авраам Борнштейн из Сохачева26, отказался продолжать династию Коцка и создал собственное движение. Сын реб Менделя, рав Давид, не мог успешно продолжать дело отца. Муж сестры реб Менделя, рав Ицхак Меир Алтер, приобрел влияние в Варшаве и ее пригородах, поселившись в маленьком городе Гура Капвария, где создал мощную хасидскую династию Гур, основную в Польше двадцатого века. Другие ученики Коцкера стали предтечами знаменитых польских дворов. Среди них — рав Ицхак Калиш, ребе из Ворки, многих из учеников которого возглавил рав Шрага Файвел Данцигер, и они стали хасидами Александр. Ребе из Ворки и его двоюродные братья, ребе Амшинов и Гур, охватили большую часть религиозного польского еврейства. Так школа Пшисхе и ее революционное рвение возобладало в польском хасидизме.

23 См. Маркус, стр. 134 о совете, который дал Аптер Ров раву Ицхаку Меиру. «Шулхан арух для всех нас — царский путь. Но из-за жестокого изгнания на пути возникли препятствия, которые многим закрывают дорогу. Бааль Шем Тов нашел между горами и лесами обходной путь, который потом снова выводил на дорогу. Но когда по нему устремились многие, они выщербили его. Тогда стали искать тропу вы, но она еще опаснее прежней. Я сомневаюсь в вашем успехе. Попытайтесь просто прямо вернуться к царскому пути». Когда Рав Ицхак Меир стал ребе из Гур, он последовал этому совету.

24 Вот некоторые из его знаменитых высказываний: «Где находится Б-г? Там, куда Его пустит человек». «Если есть я и ты, потому что я это я сам, и ты это ты сам, тогда я это я, и ты это ты. Но если я есть, потому что ты есть, тогда я не я, и ты не ты». «Я предпочитаю злодея, который знает, что он злодей, благочестивому, который считает себя благочестивым». «Можно вернуть мертвого к жизни. Но еще лучше вернуть к жизни живого». «Все, что думают, не надо говорить, а что говорят, не надо писать, что написано, не надо публиковать, а что опубликовано, не надо читать». «Назначение человека поднять небо». «Не воруй — имеет в виду — не воруй у себя: не обманывай себя». Многие из его высказываний записаны в замечательной хасидской книге Эмет веэмуна, их цитируют и его ученики в своих работах.

25 Родился в 1839 г., умер в 1891г. Он написал «гемару» на мишну Седер таарот и назвал ее Сидрей таарот. Он провозгласил, что нашел хилазон, неизвестное морское животное, из крови которого делали синюю краску, тхелет — для кистей цицит. Оба этих достижения горячо оспаривали раввины в хасидских и нехасидских кругах.

26 1839—1910. Крупный ученый, его книги Эглей таль и Авней незер талмудическая и галахическая классика

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Праотец Яаков. Встреча с Эсавом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Иудаизм и Антисемитизм

Рав Александр Айзенштадт

Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.