Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отношение к Наполеону в среде раввинов Восточной Европы было неоднозначным. Одни приветствовали его желание дать евреям равноправие, другие боялись ассимиляции.

Евреи в Восточной Европе разделились в своем отношении к Наполеону и развязанной им войне. Многие приветствовали его приход. Крупные хасидские лидеры поддерживали его цель завоевать Россию и считали, что война против царя может быть предсказана у пророка битвой Гога и Магога, которая предшествует приходу Мессии.1 Но великий лидер и защитник хасидизма того времени, рав Шнеур Залман из Ляд2 противостоял Наполеону и требовал, чтобы евреи оставались лояльными царю и России, несмотря на жестокое отношение и заключение, от которого он сам пострадал от русского правительства. Его резон был совершенно ясным: «Если победит Бонапарт, евреи разбогатеют, но отойдут от Торы, а сердце Израиля отдалится от Отца в Небесах».3

Он хорошо понимал опасности традиционной еврейской жизни, которое несло французское Просвещение в лице Наполеона. Все материальные преимущества для евреев от его победы будут нивелированы потерей еврейской самоидентификации, цели и религиозных верований и практики. Рав Шнеур Залман сознавал великую конфронтацию между западными, светскими ценностями и свободами и традиционным еврейским образом жизни согласно Торе. Эта борьба — суть истории евреев девятнадцатого века.

Хотя Наполеон потерпел поражение, его поход в Россию создал новую Восточную Европу. Идеи и цели Французской революции, надежды на светское гуманистическое общество и светлое завтра теперь наводнили Польшу и Россию. Они повлияли и на еврейскую жизнь. Наполеон послужил проводником Аскалы (еврейского Просвещения), помог ей внедриться в еврейство восточной Европы. Как он разрушил старые общества Европы, так Наполеон бросил еврейское общество навстречу Европе и оставил в нем семена брожения, недовольства и радикализма, которые стали серьезным испытанием для его давней способности выживать и процветать.

Стоит расширить тему о Наполеоне и еврейском народе. Менее известна, вероятно, потому что не осуществилась, его инициатива, если она была искренней, создать еврейское государство в Израиле. Пребывая в Акко, Наполеон выяснял возможность основания еврейского государства на древней земле Израиля. В том же году он разослал во все еврейские общины Франции прокламацию, в которой убеждал евреев возвращаться в страну своих отцов:

Штаб главнокомандующего, Иерусалим.

«1-го флореала 7 года Французской Республики (20 апреля 1799г). Бонапарт, главнокомандующий армий Французской Республики в Африке и Азии, к Законным Наследникам Палестины.

Евреи, единственная в своём роде нация, которую за тысячу лет страсть к завоеваниям и тиранство смогли лишить только наследственных земель, но не имени и национального существования! Внимательные и беспристрастные наблюдатели за судьбами наций, даже если вы не одарены талантом пророков, как Исайя и Иоэль, вы давно чувствовали то, что предсказали эти провидцы с прекрасной и возвышающей верой, когда увидели надвигавшееся разрушение своего царства и отечества. Вот что они предсказали: И возвратятся избавленные Господом, и придут в Сион с ликованием; и радость вечная будет над головой их [от обладания и отныне бесспорного владения их наследством] (Исайя 35:10).

Восстаньте, ликуя, изгнанники! Война, беспримерная в летописях истории, которую, обороняясь, вела нация, чьи наследственные земли её враги считали добычей, чтобы разделить ее росчерком пера правительств, по их произволу и как им удобно, отомстит за ваш позор и позор самых отдалённых наций (давно забытых под игом рабства) и за навязанное вам почти двухтысячелетнее бесчестье. В такое время и при таких обстоятельствах, которые, казалось бы, меньше всего благоприятствуют выдвижению ваших требований и даже их выражению и как будто заставляют полностью отказаться от этих требований, она (Франция) предлагает вам теперь, именно в это время и вопреки всем ожиданиям, наследство Израиля!

Доблестная армия, с которой Провидение послало меня сюда, под руководством справедливости и сопровождаемая победой, установила мою штаб-квартиру в Иерусалиме, и через несколько дней перенесёт её в Дамаск, близость которого больше не наводит страх на город Давида.

Законные Наследники Палестины! Наша великая нация, которая не торгует людьми и странами, как делали те, которые продавали ваших предков всем народам (Иоэль 3,6), ныне призывает вас, на деле, не отвоевывать ваше наследство, а лишь принять уже завоёванное и удерживать против всех пришельцев, получая гарантии и поддержку нашей нации.

Поднимитесь! Покажите, что некогда превосходящая сила ваших угнетателей не подавила смелость потомков тех героев, братский союз с которыми делал честь Спарте и Риму (Макк. 12, 1—14), и что две тысячи лет рабского обращения не смогли ее подавить.

Спешите! Сейчас момент, который может не вернуться тысячи лет — потребовать перед народами всего мира и, вероятно навсегда, восстановления ваших прав, в которых тысячи лет вам позорно отказывали, не давая вам политической свободы, чтобы вы жили как нация среди наций, и ограничивая ваше естественное право открыто поклоняться Богу в соответствии с вашей верой».

Это одно из самых волнующих и энергичных предложений, когда-либо сделанных евреям. Верно, у Наполеона были политические соображения, но нельзя отрицать, что он понимал исключительные отношения между евреями и их родиной.

Есть история, которая может пролить свет на позицию Наполеона. За несколько лет до этого эпизода он проезжал со своей свитой по Парижу в день поминовения Девятого ава (когда были разрушены Первый и Второй иерусалимские Храмы и произошли в течение тысяч лет многие другие трагедии еврейского народа). Когда Наполеон въехал в еврейский квартал, он увидел, что улицы совершенно пустынны. Удивленный он зашел в синагогу и увидел, что она полна сидящими на полу евреями, которые плакали и читали траурную элегию пророка Иеремии.

Наполеон спросил раввина, что случилось? Почему все евреи в таком горе? Может быть, умер один из лидеров общины? Или случился погром, о котором не знает Наполеон?

— Хуже, — ответил раввин. — Был разрушен наш Храм, и Нас изгнали из нашей родной земли!

— Да. Но это произошло 1800 лет назад, — сказал Наполеон.

— Нет, — ответил раввин, — это случилось лишь час назад!

Наполеон спросил, что это значит, и раввин ответил, что для евреев все это произошло как будто сейчас! Вся история как бы и не двигалась с момента разрушения Храма и изгнания евреев с Обетованной земли.

Когда Наполеон осознал глубину его ответа, он воскликнул, что если евреи до сих пор так сильно переживают из-за своего Храма и родины, они, несомненно, удостоятся его восстановления, и никакая сила в мире не сможет им помешать вернуться на свою землю. (Из эссе Н.Л. Кардозо в защиту Израиля. — ПС.)

1 Толдот адорот, т. 3, стр. 143. Ребе Менахем Мендель из Риманова возглавил группу евреев, которые приветствовали Наполеона. Провидец из Люблина (Хозе) более подозрительно относился к этой ситуации и старался унять мессианскую лихорадку, вызванную вторжением «Великой армии» Наполеона.

2 В Хабаде рассказывают: Алтер Ребе считал, что Наполеон — сильнейший маг-чернокнижник и его цель — уничтожить еврейский народ, и боролся с ним в мистическом плане. Когда французские войска приближались к месту его проживания, он, полагая, что для его поимки будет послан особый отряд, опередив его, бежал. Но по дороге спохватился, что оставил в доме старый тулуп, и послал за ним своего слугу, хотя того могли взять в плен. Он думал, что Наполеон, колдуя над тулупом, сможет причинить ему вред. — Г. С. Более детальное описание этого знаменитого лидера в гл. 11.

3 Письмо раву Моше Майзельсу от рава Шнеур Залмана цитируется в Толдот адорот, т. 3, стр. 139.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.