Темы: Лех Леха, Авраам, Авраам Авину, Раввин Бенцион Зильбер
Тора подробно рассказывает, как перед этим четыре царя разбили несколько племён-гигантов и армии пяти городов, включая Сдом и Амору. Всё закончилось благополучно, Авраам победил четырёх царей, освободил Лота.
Но остаётся вопрос: силы, определённо, были не равны. Армии четырёх царей силой и мощью во много раз превосходили людей Авраама. Как же Авраам мог вступить в войну, когда по реальному соотношению сил вероятность погибнуть была очень велика?
Благородное побуждение — вызволить племянника из плена, но какое право он имел так поступать? Тора не даёт человеку права идти на верную смерть в подобных обстоятельствах: «Лишь кровь вашу от вашей души Я взыщу…» (Бэрейшит 9, 5).
Сказано в Сефер Хасидим (677): ситуация — грабители требуют денег и человек знает, что не может им противостоять, а отдав деньги, избежит смерти. Бывает, он принимает другое решение — «Если заберут деньги, зачем жить?». Приняв подобное решение, человек преступает запрет самоубийства («Лишь кровь вашу от вашей души Я взыщу…»). Чтобы не преступить запрет, он обязан отдать деньги грабителям. И если во время пожара человек, рискуя жизнью, бросается в горящий дом спасать свои деньги, он также преступает запрет самоубийства.
Как же Авраам мог вступить в «безнадёжную» войну? Мой отец и учитель, рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, отвечал на этот вопрос так:
В этой же недельной главе Авраам говорит Лоту: «…мы люди-братья» (анашим ахим анахну, Бэрейшит 13, 8). Раши объясняет это так: «Похожие внешне». Лот был чрезвычайно похож на Авраама.
Как известно, когда Авраам понял, что у мира есть Хозяин и Руководитель, он стал объяснять это людям. Вокруг него сложилась большая группа сторонников, за ним шли. Интересно, что Рамбам (Маймонид) пишет (Морэ Нэвухим 3, 29), что читал об Аврааме в набатейских книгах: «За ним шли многие люди, и царь его преследовал».
Нимрод, царь Вавилона, опасался распространения влияния Авраама. Он посадил Авраама в тюрьму на долгие годы в надежде, что это вынудит его поклониться идолам. Видя, что это не помогает, бросил Авраама в известковую печь, откуда Б-г его чудом спас. Нимрод — он же Амрафель, один из четырёх царей.
Как мы помним, Лот внешне был очень похож на своего дядю Авраама — настолько, что можно было легко принять одного за другого. Весьма вероятно, что захват Лота был одной из целей этой войны. Нимрод-Амрафель понимал, что на Лота можно воздействовать уговорами, подарками — «налив ему ванну водки» — или угрозами, и Лот сделает то, что от него потребуют. А потребуется от него следующее:
Митинг при большом стечении народа. Объявляют: «А сейчас мы даём слово Аврааму». И Лот начинает свою речь: «Я, Авраам, сын Тераха, боролся с идолопоклонством и много говорил о Едином Б-ге. Но потом я повзрослел и многое понял… Ознакомился с марксизмом-ленинизмом, дарвинизмом и осознал, что, конечно, царь Нимрод прав. Нам следует и впредь поклоняться идолам…».
Так будет уничтожено всё, что Авраам сделал в своей жизни, будет уничтожено его влияние на людей, приводившее их к вере в Единого Б-га. Это будет страшное осквернение Имени Всевышнего — хилуль а-Шем.
Поэтому Авраам понял: желание Б-га — чтобы он выступил на войну. И Б-г ему поможет. Как оно и случилось.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?