Темы: Лех Леха, Авраам, Авраам Авину, Раввин Бенцион Зильбер
Тора подробно рассказывает, как перед этим четыре царя разбили несколько племён-гигантов и армии пяти городов, включая Сдом и Амору. Всё закончилось благополучно, Авраам победил четырёх царей, освободил Лота.
Но остаётся вопрос: силы, определённо, были не равны. Армии четырёх царей силой и мощью во много раз превосходили людей Авраама. Как же Авраам мог вступить в войну, когда по реальному соотношению сил вероятность погибнуть была очень велика?
Благородное побуждение — вызволить племянника из плена, но какое право он имел так поступать? Тора не даёт человеку права идти на верную смерть в подобных обстоятельствах: «Лишь кровь вашу от вашей души Я взыщу…» (Бэрейшит 9, 5).
Сказано в Сефер Хасидим (677): ситуация — грабители требуют денег и человек знает, что не может им противостоять, а отдав деньги, избежит смерти. Бывает, он принимает другое решение — «Если заберут деньги, зачем жить?». Приняв подобное решение, человек преступает запрет самоубийства («Лишь кровь вашу от вашей души Я взыщу…»). Чтобы не преступить запрет, он обязан отдать деньги грабителям. И если во время пожара человек, рискуя жизнью, бросается в горящий дом спасать свои деньги, он также преступает запрет самоубийства.
Как же Авраам мог вступить в «безнадёжную» войну? Мой отец и учитель, рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, отвечал на этот вопрос так:
В этой же недельной главе Авраам говорит Лоту: «…мы люди-братья» (анашим ахим анахну, Бэрейшит 13, 8). Раши объясняет это так: «Похожие внешне». Лот был чрезвычайно похож на Авраама.
Как известно, когда Авраам понял, что у мира есть Хозяин и Руководитель, он стал объяснять это людям. Вокруг него сложилась большая группа сторонников, за ним шли. Интересно, что Рамбам (Маймонид) пишет (Морэ Нэвухим 3, 29), что читал об Аврааме в набатейских книгах: «За ним шли многие люди, и царь его преследовал».
Нимрод, царь Вавилона, опасался распространения влияния Авраама. Он посадил Авраама в тюрьму на долгие годы в надежде, что это вынудит его поклониться идолам. Видя, что это не помогает, бросил Авраама в известковую печь, откуда Б-г его чудом спас. Нимрод — он же Амрафель, один из четырёх царей.
Как мы помним, Лот внешне был очень похож на своего дядю Авраама — настолько, что можно было легко принять одного за другого. Весьма вероятно, что захват Лота был одной из целей этой войны. Нимрод-Амрафель понимал, что на Лота можно воздействовать уговорами, подарками — «налив ему ванну водки» — или угрозами, и Лот сделает то, что от него потребуют. А потребуется от него следующее:
Митинг при большом стечении народа. Объявляют: «А сейчас мы даём слово Аврааму». И Лот начинает свою речь: «Я, Авраам, сын Тераха, боролся с идолопоклонством и много говорил о Едином Б-ге. Но потом я повзрослел и многое понял… Ознакомился с марксизмом-ленинизмом, дарвинизмом и осознал, что, конечно, царь Нимрод прав. Нам следует и впредь поклоняться идолам…».
Так будет уничтожено всё, что Авраам сделал в своей жизни, будет уничтожено его влияние на людей, приводившее их к вере в Единого Б-га. Это будет страшное осквернение Имени Всевышнего — хилуль а-Шем.
Поэтому Авраам понял: желание Б-га — чтобы он выступил на войну. И Б-г ему поможет. Как оно и случилось.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»