Темы: Ханукальные свечи, Ханука, Зажигание свечей, Рав Бенцион Зильбер, Фонд наследия рава Ицхака Зильбера
В Талмуде указаны места зажигания: обычно зажигают на выходе из дома на улицу или со двора на улицу; кто живет на втором этаже, зажигает у окна, а в случае опасности — зажигают дома на столе. Смысл этого правила в том, что мы распространяем весть о чуде не только для домашних, но и для прохожих. В случае же опасности достаточно распространить весть только для домашних.
Вне Земли Израиля принято зажигать внутри дома.
В Земле Израиля в наше время существует два основных обычая: есть те, кто зажигает возле окна, выходящего на улицу (так поступал Хазон Иш), а другие зажигают у выхода со двора на улицу; те же, у кого нет двора, зажигают возле входа в подъезд.
Те, кто зажигает снаружи у входа, должны установить светильник таким образом, чтобы хотя бы одна свеча оказалась на расстоянии меньшем, чем тефах (по мнению рава Хаима Наэ — 8 см) от косяка входной двери.
Ханукальные свечи надо ставить выше трех тфахим (по мнению Хазон Иша — 29,4 см); правильно поставить их ниже 10 тфахим (по мнению рава Хаима Наэ — 80 см). Если это невозможно, разрешается установить светильник и выше, но в любом случае свечи Хануки не должны стоять выше 20 локтей (по мнению рава Хаима Наэ — 9,6 метров) от тротуара, чтобы прохожие могли видеть их свет. Если окно расположено не выше этого, то это подходящее место для зажигания. Если же окно выше 20 локтей от тротуара, то, по некоторым мнениям, если напротив есть несколько квартир, из которых видно это окно, и разница высот между окнами этих квартир и окном, на котором установлен светильник, меньше 20 локтей, — можно зажечь.
Те, кто зажигают при выходе из дома, если есть мезуза с правой стороны, должны ставить ханукальные свечи с левой, а если нет мезузы, то ставят ханукальные свечи с правой стороны у входа — там, где должна быть мезуза. Кто ставит на окне, тоже ставит с правой стороны окна.
Шулхан Арух пишет, что зажигать следует с появлением звезд. Те же, кто обычно с появлением звезд молится маарив, должны приготовить свечи заранее и зажечь их сразу после маарива. В «литовских» общинах Земли Израиля принято зажигать сразу после захода солнца или несколькими минутами позже, согласно мнению Виленского Гаона.
Накануне Субботы все зажигают ханукальные свечи перед заходом солнца, сначала ханукальные, а потом субботние, так как обычно мы принимаем святость Субботы с зажжением свечей, и после этого уже нельзя зажигать ханукальные свечи и делать другую работу. Поэтому сначала зажигают ханукальные, а потом субботние свечи.
В Иерусалиме принято все Субботы года зажигать субботние свечи за 40 минут до захода солнца, но в пятницу Хануки принято зажигать ханукальные свечи за 25 минут перед заходом солнца и сразу же после них субботние.
На исходе Субботы все зажигают после появления звезд и молитвы маарив.
Необходимо, чтобы свечи горели как минимум полчаса после появления звезд. Если свечи масляные, то нужно наливать масло с таким расчетом, чтобы его хватило на все указанное время, если восковые или парафиновые — нужно взять свечи достаточного размера. В пятницу, когда мы зажигаем ханукальные свечи за 25 минут до захода солнца, масла должно быть больше, чтобы они горели хотя бы полчаса после появления звезд.
Если временем появления звезд считать 35 минут после захода солнца, а зажигаем мы за 25 минут до заката, получается, что свечи должны гореть более полутора часов.
По закону достаточно, чтобы хозяин дома зажег по одной ханукальной свече для всей семьи на каждый день праздника. Но принято, что глава дома в первую ночь зажигает одну ханукальную свечу, во вторую — две, в третью — три, и так далее до восьмого вечера, когда зажигают восемь ханукальных свечей, такой обычай называется в Талмуде меадрин мин а-меадрин (от слова «красиво, великолепно») — больше, чем мы обязаны. Также принято (меадрин), что каждый мальчик в семье зажигает отдельный светильник.
Принято, чтобы ханукальный светильник зажигал муж, но и жена может зажечь за мужа и детей.
Обязанность зажигать ханукальные свечи лежит на каждом еврейском доме, поэтому если один из домочадцев не находится дома, даже если он в другом городе, — если у него дома зажигают, он выполняет заповедь. Но если у него дома за него не зажигают или он не уверен, зажгли за него или нет, он обязан зажигать сам там, где он находится. Если он в гостях, то может участвовать в расходах на масло с хозяином и этим выполнить заповедь.
Принято, чтобы все домашние присутствовали при зажигании ханукальных свечей, чтобы напомнить им о чуде. В первый вечер произносят три благословения перед зажиганием, а в следующие вечера — два благословения.
Каждый вечер при зажигании ханукальных свечей произносят два благословения:
«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам зажигать свечи Хануки»;
«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни, в это время».
А в первый вечер добавляют третье благословение:
«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который давал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам достичь этого времени».
Все благословения следует произнести перед зажиганием первой свечи. После того как сказали благословение и зажгли первую свечу, говорят: «А-нерот алалу» и продолжают зажигать остальные свечи.
Почему после зажигания первой свечи? Потому что нужно, чтобы не было перерыва между благословением и исполнением заповеди. А «А-нерот алалу» — это добавочный текст, не относящийся непосредственно к процессу зажигания, поэтому он может стать перерывом. Когда человек зажег первую свечу, он выполнил основную заповедь, остальные свечи — добавочная заповедь, поэтому можно читать «А-нерот алалу» перед тем, как их зажигать.
Мишна Брура приводит, что есть те, кто сначала зажигает все свечи, а только потом говорит «А-нерот алалу».
Согласно Шулхан Аруху, зажигают в первый вечер свечу, крайнюю справа. Во второй вечер говорят благословение и вначале зажигают добавочную свечу (то есть вторую справа), в третий день — начинают с третьей. Получается, что всегда зажигают слева направо, и всегда начинают зажигать с добавочной свечи.
Мишна Брура приводит мнение Виленского Гаона, согласно которому следует начинать со свечи крайней слева, то есть с той, что ближе ко входу.
Смысл заповеди ханукальных свечей в том, чтобы прославлять чудо, и поэтому нельзя пользоваться их светом, в связи с этим принято дополнительно к ханукальным свечам зажигать «шамаш» — служебную свечу, светом которой разрешено пользоваться.
Можно зажигать любым маслом, главное, чтобы оно хорошо горело, также можно использовать парафиновые или стеариновые свечи. Но зажечь оливковое масло — самое лучшее исполнение заповеди.
Если человек заранее объявляет или даже мысленно решает, не произнося вслух, что он зажигает ханукальные свечи только на полчаса после появления звезд, он может спокойно потом потушить их и пользоваться остатками масла.
Все восемь дней Хануки, в молитву «Шмонэ Эсре» и в благословение «Биркат а-мазон» после трапезы с хлебом добавляют вставку «Аль а-нисим» — «За чудеса».
Если забыл сказать, не нужно повторять молитву.
Все восемь дней Хануки говорят полный Алель.
Каждый вечер при зажигании ханукальных свечей произносят два благословения:
Благословен Ты, Господь Б-г наш, Царь вселенной, Котрый освятил нас Своими заповедями и запоседал нам зажигать свечи Хануки.
Благословен Ты , Господь, Б-г наш Царь Вселенной, который сделал чудеса отцам нашим в тед дни, в это время.
А в первый вечер говорят также третье благословение:
Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, который давал нам жизнь, и поддреживал нас, и дал нам достичь этого времени!
Все благословения произносят перед зажиганием первой свечи. После того как сказали благословнеие и зажгли первую свечу, говорят : «Эти свечи…» и продолжают зажигать остальные свечи.
«Эти свечи мы зажигаем в благодарность за чудеса, за знамения, за избавление и за победу в войнах, которые Ты сделал для наших отцов в их дни, в это самое время , руками коаним — священников Твоих.
И все восемь дней Хануки свечи эти святы, нельзя пользоваться ими, а только смотреть на них, дабы возблагодарить и прославить Великое Имя Твое за чудеса, за знамения и за избавление».
По материалам книги «Ханука»
Читайте также: обзор по теме Зажигание свечей
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.