Из цикла «Книга нашего наследия», темы: Избранность, Элиягу Ки-Тов, Земля Израиля, Еврейский календарь, Ту биШват
Общее правило: то, что превосходит другие явления — предшествует им во времени. Так Тора превосходит все остальное — и предшествует ему (она была создана прежде, чем все остальное Творение). Так и Эрец Исраэль, прекраснейшая из всех стран, была создана первой.
У всех остальных стран есть свои достоинства и уникальные свойства — Эрец Исраэль соединяет в себе их все, как сказано в Торе (Дварим, 8): «В землю, в которой без скудости будешь ты есть хлеб, в ней ничего не будет недоставать…» (Сифрей Акев)
Про Эрец Исраэль сказано: «Земля Г-спода» — это страна, избранная Вс-вышним. Про Израиль сказано: «Сыны Израиля — Мои слуги». Вс-вышний сделал естественный вывод: «Избранный народ должен унаследовать избранную землю». (Бамидбар Раба)
Вс-вышний не спускает глаз с Эрец Исраэль и народа Израиля в течение всего года. С чем этом можно сравнить? Так царь, который больше всего любит одного из своих сыновей, и имеет виноградник, который ему дороже всех других угодий, решает: будет лучше всего, если я отдам свой любимый виноградник любимому сыну, и они всегда будут вместе.
Эрец Исраэль непохожа на другие страны. Там, в других странах, бывают урожайные и неурожайные годы, но и урожай, и неурожай имеют свои естественные границы. В Эрец Исраэль все иначе. Там урожай либо невероятно велик, либо ничтожно мал — вне всяких естественных пропорций.
В благословенный Вс-вышним год даже ничтожное количество посаженного зерна дает большой урожай, и даже самое малое количество еды превосходно насыщает.
А в те годы, когда Вс-вышний не дает свое благословение урожаю, в Эрец Исраэль ничто не вырастает вопреки погоде и природным условиям. Урожай здесь зависит не только от погоды и затраченного труда, но и от «Благословения [которое придет] если вы будете исполнять заповеди Г-спода Б-га вашего…» (Дварим, 11)
После того, как сыны Израиля были изгнаны из Эрец Исраэль, Вс-вышний превратил ее в бесплодную пустыню, чтобы они не могли пожаловаться: «Мало того, что мы изгнаны из своей страны, — теперь наши враги счастливо живут в ней».
Ведь даже сегодня, еще до того, как пробил час полного освобождения и все сыны Израиля вернулись в нее — сколь сладки ее плоды! Какими же они будут, когда Вс-вышний вернет ей свое благословение!
Рабби Ава сказал: «Конец нашему долгому изгнанию настанет не раньше, чем Эрец Исраэль даст прекрасные, сладкие плоды, как в былые времена».
В Торе сказано (Дварим, 11): «Земля, в которую вы идете, чтобы завладеть ею — земля гор и долин». Ясно, что долины — достоинство и слава для страны, ибо именно там легко и удобно возделывать поля и сады. Что же можно сказать о горах?
Горы Эрец Исраэль являются таким же ее достоинством, как и долины. Плоды ее имеют в горах особый вкус. В Талмуде рассказывается, что, хотя плоды, вырастающие в долинах, питательнее, плоды, выросшие в горах, легче перевариваются и полезнее для здоровья.
Рабби Шимон бар Йохай сказал: «Эрец Исраэль состоит из двенадцати провинций, принадлежащих двенадцати коленам Израиля, и плоды, выросшие во всех двенадцати провинциях, имеют различный вкус».
Талмуд рассказывает:
«Рами бар Йехезкель посетил однажды Бней-Брак и увидел там коз, пасущихся под смоковницей. Со спелых плодов смоковницы капал мед, а с переполненных сосцов коз — молоко. Мед и молоко смешивались, и Рами бар Йехезкель сказал: “[Вот она — ] земля, текущая молоком и медом”…» (Ктубот, 111).
«Рабби [Йегуда Ганаси] попросил рабби Приду показать ему его виноградник. Когда они подходили к винограднику, Рабби увидел быка, стоящего среди виноградных лоз. Он спросил: “Этот бык не может повредить твоим посадкам?” “Это не бык, — ответил рабби Прида, — это гроздь винограда.”»
У рабби Прида было несколько смоковниц. Однажды он подошел к ним и увидел, что они окружены изгородью из меда, выделившегося из их плодов.(Йерушалми, Пеа, 7)
«Однажды лисица устроила логово для своих детенышей в голове репы».
«Рабби Халфута рассказывал: однажды рабби Йегуда попросил своего сына достать ему из бочонка сушеного инжира. Тот открыл бочонок и обнаружил в нем мед. “Отец, — сказал он, — это бочонок с медом, а не с инжиром”. “Под медом, — ответил рабби Йегуда, — ты найдешь инжир”».
В конце времен Иерусалим станет огромным городом и займет всю Эрец Исраэль, а Эрец Исраэль распространится и займет весь мир. (Псикта)
В Торе (Дварим, 12) сказано: «Когда расширит Г-сподь Б-г твой предел…» Но как может Он расширить Эрец Исраэль? Рабби Ицхак сказал: «Эрец Исраэль — как свиток Торы. Когда он свернут, никто не знает, какова его истинная длина. Она становится видна, только когда ее разворачивают.
Так и Эрец Исраэль. Она состоит почти целиком из гор и холмов, и в конце времен Вс-вышний выровняет ее. Откуда мы это знаем? В Книге Йешаягу написано (Йешаягу, 40): “Все ущелья поднимутся, все горы и холмы опустятся, крутизна станет равниной и горный хребет — долиной”. Вот тогда мы и узнаем, каков истинный размер Эрец Исраэль». (Дварим Раба)
«В будущем колос пшеницы станет высотой с финиковую пальму, а финиковая пальма — высотой с гору». (Ктубот, 111)
«В будущем моря и океаны выбросят на берег Яфо все суда, потонувшие в них, и все ценности, погребенные на их дне — все это они сохраняли для праведников. Ибо сказано в Торе (Дварим, 33): “Будут они питаться богатствами морей и сокровищами, спрятанными в песке…” (Сифреи)»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.