Темы: Недельная глава, Моше, Беаалотха, Раввин Бенцион Зильбер
Разговор между Мирьям и Аароном об их брате Моше глава излагает в двух стихах, а в третьем Тора сообщает: «А муж Моше скромен чрезвычайно, больше всех людей, которые на земле» (там же, 12:3). С одной стороны, сообщение об уникальной скромности Моше можно понимать как ответ на беспокойство Мирьям о том, что Моше поставил себя в исключительное положение, т.е., возможно, исполнился гордыни, увидев, какую важную роль в жизни народа отвел ему Всевышний. Вот Тора и указывает, что для такого беспокойства нет оснований. Это с одной стороны. С другой стороны, о том, что Моше ведет себя правильно, Всевышний говорит Мирьям и Аарону в присутствии Моше прямо: «Если у вас есть пророк, то Я, Г-сподь, в видении являю ему Себя, во сне говорю ему. Не так раб Мой, Моше. Во всем Моем доме доверенный он. Устами к устам говорю Я ему, и явственно, а не загадками, и облик Г-спода он видит» (там же, 12:6-7). Так что сообщение о скромности Моше сделано не только для того, чтобы подтвердить правильность его действий. Да и поведение Моше в другом эпизоде, которое Тора описывает в начале главы, свидетельствует о его скромности: Моше не чувствовал ревности к старейшинам, которые тоже стали пророчествовать…
В обоих описываемых эпизодах глава указывает на черту характера, присущую Моше в высшей степени, – на его скромность. Чем это качество так важно?
В Иерусалимском Талмуде (Шабат, глава 1) мы находим высказывание, которое можно передать примерно так: то, что мудрость считает короной, для скромности – всего лишь каблук (т.е. то, что по меркам мудрости очень высоко, далеко еще от возможного по меркам скромности). В Вавилонском Талмуде (Арахин, 16б) сказано: скромность выше всех других качеств.
Определяя в своей книге «Месилат йешарим» («Путь праведных»), что такое скромность (анава – на иврите), Рамхаль говорит, что основа скромности – самооценка. Другими словами, наличие или отсутствие скромности зависит от внутреннего отношения человека к самому себе.
Можно подумать, что если основа скромности – самооценка, то для того, чтобы быть скромным, человек должен ценить себя невысоко. Однако никак нельзя предположить, что Моше не знал, что он собой представляет. Ведь, не говоря уже о прочем, Всевышний при брате и сестре называет его Своим рабом, Своим доверенным («Во всем Моем доме доверенный он»)! Он прямо сравнивает его с другими пророками и говорит, что равных Моше нет («Не так раб Мой, Моше»)! Но даже если бы не эти слова, Моше не мог не сознавать, какую роль он играл при исходе евреев из Египта и получении Торы у горы Синай. И именно в этой главе, где Тора передает слова Всевышнего о величии Моше, сказанные совершенно прямо и непосредственно ему, она прямо говорит о его скромности. Получается, сознание своих достоинств и возможностей не препятствует скромности.
Знали себе цену и наши мудрецы. Да и может ли быть иначе? Как иначе они могли бы выносить обязательные для других решения, понимать, с кем они вправе и с кем не вправе вести споры? Человек обязан знать свой уровень. Именно знать, т.е. определять его объективно, быть в этом реалистом.
К Хазон Ишу, имя которого нам всем известно, приходило с вопросами великое множество людей. Вели они себя по-разному. Так, один из посетителей спросил его: «А вы знаете, что вы – величайший мудрец нашего поколения?» «Знаю, – ответил Хазон Иш, – но хорошо бы, если бы был кто-нибудь повыше, чтобы было на кого равняться».
Того, что знал о себе Моше, более чем достаточно, чтобы – если человек к этому предрасположен – считать себя значительнее других и смотреть на них свысока. Людям и куда меньших заслуг хватает, чтобы кичиться своим превосходством (или хотя бы в душе гордиться им). Люди гордятся своими дарованиями, богатством, физической силой, красотой. Да чем только они не гордятся!
Рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника, любил рассказывать историю, которая приключилась с равом Хаимом из Воложина, я сам слышал этот его рассказ.
Воложинер рав пришел в миквэ. В те времена было принято, что снимать обувь посетителям помогал банщик. Банщик резко дернул сапог, и рав, которому стало больно, попросил его: «Будь поосторожнее!» Банщик так и взвился: «Ты будешь меня учить?! Да я в этом деле лучший из лучших!» Реакция банщика запомнилась раву: он увидел в ней живое доказательство того, что для гордыни особых оснований не надо.
А вот для скромности – надо. Ведь то, чем ты обладаешь, – это подарок от Б-га, и этим гордиться нечего. Главное – насколько человек использует свой потенциал и свои силы. А этого никто о себе не знает до конца. Не позволяет нам заноситься простая мысль: «Если бы у другого были мои данные и мои возможности, может быть, он сделал бы больше?» Рамхаль говорит о внутреннем отношении человека к себе как об основе скромности. А это отношение включает в себя и ответ человека самому себе на вопрос, насколько он использовал то, что ему дано.
Чтобы быть скромным, говорил рав Шмулевич, надо сознавать, как велик человек и как огромны его возможности. Человек должен понимать, что он знает то, что знает, и умеет то, что умеет. Но если он соотносит эти знания и эти умения с теми силами, которыми наделил его Всевышний, у него просто не может возникнуть повода возгордиться. Он не скажет себе: «Как многого я достиг!» Уж скорее он спросит себя: «Использовал ли я все, что мне дано? И нельзя ли это использовать лучше?»
Так же, как гордыня исключает скромность, исключает ее и самоуничижение. Во времена, когда рав Хаим из Воложина создавал свою ешиву «Эц хаим», ешиботников обычно распределяли обедать «по домам», т.е. у жителей того городка, где находилась ешива. Воложинер рав позаботился о том, чтобы устроить своих учеников удобнее, создать им более приличные условия, и организовал питание при ешиве. Это было в некотором роде новшество, и кое-кто выражал опасение, что ешиботники от этого «испортятся», загордятся. Но рав Хаим возражал им: вовсе не надо унижать человека для того, чтобы он был скромным.
Размышления о величии человека, о его возможностях, об образцах духовных достижений, показанных нам в Торе, – вот внутренний источник скромности. У человека, способного задумываться над такими вещами, никогда не возникнет ощущения, что он достиг небывалых высот, и всегда сохранится чувство, что впереди еще много несделанного. Этим, прежде всего, и ценна скромность.
У качества «скромность» много аспектов. Так, скромность очень важна в отношениях между людьми: она определяет поведение человека в обществе, степень его вежливости, манеру общения с людьми. Мы же подчеркнем здесь тот момент, что скромный человек открыт для познания, он быстрее и легче постигает Тору, потому что, как говорят наши мудрецы, Тора, которую сравнивают с водой, как вода – бежит сверху вниз.
Между Бейт-Илель и Бейт-Шамай, двумя школами толкования еврейского закона, которые представляли ученики Илеля и Шамая, великих мудрецов Торы, имелись разногласия в вопросах алахи. По решению мудрецов следующих поколений принята алаха школы Илеля. Талмуд в трактате «Эрувин» (13б) задает вопрос: чем мудрецы школы Илеля заслужили честь стать ведущими законодателями в еврейском народе? Другими словами – за что Небеса удостоили их этой чести? А можно спросить и так: благодаря чему Бейт-Илель достиг такой глубины постижения Торы? Талмуд отвечает: причина в том, что мудрецы этой школы были особенно скромны. Высказываясь по вопросам алахи, они не только приводили мнение школы Шамая, но всегда приводили его первым, а потом уже излагали свое мнение и его обоснование. Мы же можем увидеть в этом и еще одно подтверждение тому, что скромный человек полнее открыт для познания Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.