Какого рода трудовой деятельностью занимались евреи в Египте? Месили глину, добавляли в нее солому и лепили из этой смеси кирпичи. А еще что они делали? Выполняли черную работу для любого египтянина, который этого потребует. Мы нигде не находим ни слова о том, что они владели какими-то более сложными ремеслами или учились им у кого-то. Но вот в пустыне Всевышний велит им изготовить великолепные ткани, опорные столбы, оборудование и утварь для Храма сложнейшей, изысканной работы, и они с этим справляются. Как это получилось? Откуда взялось все это мастерство и все эти специалисты? Таким вопросом задаются наши мудрецы и, в частности, Рамбан в комментарии на Хумаш (Пятикнижие).
Сказано в «Ваякель»: «И пришли они — каждый, кого влекло сердце, и каждый, кого побудил его дух, принесли приношение Г-споду для устройства соборного шатра и для всякого служения в нем, и для священных одежд» (35:21). И далее: «…каждая женщина, мудрая сердцем, пряла своими руками… все женщины, побужденные мудрым сердцем, пряли козью [шерсть]» (35:25, 26). Об исполнителях главных, самых тонких работ Бецалеле и Аалиаве и их помощниках сказано: «…Бецалель и Аалиав и все мудрые сердцем, которых одарил Г-сподь мудростью и разумением, чтобы уметь сделать дело священной работы, будут делать… И призвал Моше Бецалеля и Аалиава и каждого, мудрого сердцем, в сердце которого Г-сподь вложил мудрость, всякого, кого влекло сердце приступить к работе» (36:1-2).
Рамбан в комментарии на стих 35:21 говорит: здесь нет речи о том, как евреи учились этому ремеслу. Стих говорит о влечении сердца, побуждении духа. Почему? По-видимому, он хочет сосредоточить наше внимание на том, что считает основным для успеха дела. Не само обучение, а то, что делает возможным достижение вершин мастерства. Что же это такое? Это — «дух» и «влечение».
Дух «побуждает» — подсказывает человеку, что он способен служить Всевышнему в такой или иной форме. Присутствие такого духа в человеке — большая сила. Надо понимать, что, говоря о «побуждении духа», Тора имеет в виду не мечты, какими бы пылкими они ни были, а ситуацию, когда человек прилагает к делу все силы и надеется при этом на помощь Б-га. Человек, обладающий «побуждением духа» и «влечением сердца», — не мечтатель, вершащий в воображении великие дела. Влечение сердца — это стремление реально действовать. Говорят мудрецы: Б-г ведет человека по пути, который он выбирает, на который он уже вступил. Каких высот он достигнет, до какого уровня дойдет — этого никто не знает. Чем уровень его достижений обусловлен реально и практически? Тем, сколько сил и энергии человек в это вложит и от каких других своих желаний он готов отказаться для достижения цели. Когда человек отдает избранному делу все, что в его возможностях, Б-г дает ему все новые и новые силы.
А как понимать слова о том, что в сердце каждого, мудрого сердцем, Б‑г вложил мудрость? Зачем ее вкладывать туда, где она уже имеется?
Объясняет рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника: под мудрым сердцем здесь подразумевается не то, которое обладает мудростью, а то, которое жаждет мудрости. Ему Б-г и дает мудрость. Мы знаем, что еврейский царь Шломо (Соломон), автор известных у всех (или почти у всех) народов и во всех культурах «Притч Соломоновых» (Мишлей), был мудрейшим из людей, когда-либо живших на земле. А как Шломо приобрел эту мудрость?
В известном эпизоде из Книги царей Всевышний в Гивоне является царю Шломо и предлагает ему: «…проси, что мне дать тебе?.. И сказал Шломо… Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить Твой народ, чтобы различать между добром и злом… И хорошо было в глазах Г-спода, что Шломо просил [именно] этого. И сказал ему Б-г: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе души твоих врагов, но просил себе разума… Вот, Я сделал по слову твоему. Вот, Я дал тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было до тебя и после тебя не встанет подобный тебе» (Мелахим I, 3:5-6, 9-12).
Мудрость была для Шломо важнее всего, и только о мудрости он просил Б‑га. За это он ее и получил. (Мы обычно обуреваемы множеством желаний. Но пока мы не сумеем понять, что для нас главное, и что-то сделать ради него, его исполнение не приблизится.)
В «Поучениях отцов» сказано: «Кто мудр? Тот, кто учится у любого человека» (Пиркей авот, 4:1). Так кто же мудр? Тот, кто любит мудрость, знание и ценит их превыше всего. Тому, кто весь устремлен к мудрости и всегда и во всем ищет только ее, Б-г и дарит мудрость.
Мудрость — награда за стремление к мудрости, которое не останавливают трудности и лишения. Эта награда приходит к человеку, для которого это стремление — главное в жизни. Такова мысль рава Шмулевича.
Пример такого человека рав Шмулевич видит в преемнике Моше Иеошуа бин-Нуне. Какое качество Иеошуа сделало его способным возглавить еврейский народ после Моше? Стремление к знанию Торы, настолько сильное, что Иеошуа не отходил от Моше ни на шаг, чтобы не упустить ни слова из того, что Всевышний через Моше передавал евреям. Иеошуа провожал Моше, когда тот поднялся на гору Синай, до крайнего предела, и ждал его там все сорок дней и ночей, чтобы и на обратном пути, каким бы недолгим этот путь ни был, слушать учителя. Иеошуа даже не подумал о том, чем же он будет питаться все это время ожидания. В награду за это Всевышний совершил для него особое чудо: так же, как Он давал ман всему еврейскому народу, Он давал ман отдельно Иеошуа у склонов Синая.
А теперь собственно о ремесле. Среди евреев нашелся один человек — мастер работы с драгоценными металлами. Он обладал и побуждением духа, и влечением сердца, и Б-г каким-то особым образом открыл ему все тайны ремесла: «призвал по имени Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Иеуды» (35:30). А Бецалель обучал им других евреев. Почему именно его Всевышний удостоил такого дара? В награду за заслуги его деда Хура (недаром здесь указано, чей он потомок). Уходя на гору, Моше оставил руководителями Аарона, своего брата, и Хура. Об этом мы читаем в Торе. А потом уже нигде Тора не упоминает о Хуре как о действующем лице. Почему? Когда евреи собрались изготовить золотого тельца, Хур воспротивился, и его убили…
Таким образом, Рамбан указывает нам, что человеку, который стремится (т.е. приступает, а не мечтает) сделать какое-то большое Б-гоугодное дело, Б-г открывает в нем самом такие новые силы и возможности, о которых человек и не знал до той поры. А у рава Шмулевича мы учимся тому, что Б-г дарит мудрость такому человеку, вся жизнь которого проникнута желанием (внутренним) и стремлением (практическим действием) ее приобрести.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»