Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В Суккот евреи живут в шалашах в память об облаках Славы, которые покрывали еврейский стан в пустыне. Мы выполняем эту заповедь ради самой заповеди, а не для удобства. Суккот — это праздник возвращения близости Б-га к еврейскому народу после отдаления, произошедшего в результате греха золотого тельца.

Б-г предписал нам жить в суккот (шалашах, покрытых особым образом) семь дней (Ваикра 23:39-44) — в память об облаках Славы, которые покрывали еврейский стан в пустыне, защищали от нестерпимого зноя и показывали особую близость Б-га к еврейскому народу.

Нам заповедано жить в шалашах с пятнадцатого числа месяца Тишрей. Т.е. осенью. Рассматривая законы о сукке, раби Яаков бен-Ашер (Бааль а-Турим) спрашивает: почему осенью? Ведь облака Славы покрыли стан при выходе из Египта (Шмот 12:37). А это было весной — пятнадцатого Нисана. Почему же Б-г повелел нам жить в шалашах в память об облаках Славы осенью?

На это он отвечает: когда мы выполняем мицву (заповедь), важно, чтобы было видно: мы это делаем ради самой мицвы, а не просто для удовольствия и удобства. Возможно, если бы нам предписали жить в шалашах весной, со стороны могло показаться, что мы так поступаем просто потому, что в жаркое время в шалаше приятнее жить, чем дома.

А Б-г велел поселиться в шалаше осенью, когда даже те, кто строил шалаши и жил в них летом потому, что это приятно, разбирают их и возвращаются в дом. Евреи же, наоборот, в это время только выходят в шалаши: и это ясно показывает, что мы делаем это ради заповеди, а не для приятности и комфорта.

Виленский Гаон (а-Гро) дает совершенно иной ответ на этот вопрос. Когда евреи изготовили золотого тельца, Всевышний разгневался на них — и в определенной мере отдалился от них... И народ остался без облаков Славы, выражавших близость Всевышнего.

Моше молился на горе Синай сорок дней, а затем еще сорок. Во второй раз он поднялся на гору Синай в первый день месяца Элуль, а спустился в Йом-Кипур, когда еврейский народ был полностью прощен и Всевышний вновь приблизился к нему. С тех пор Элуль стал месяцем близости Б-га к еврейскому народу, месяцем возвращения народа к Б-гу, исправления, а Йом-Кипур — днем прощения.

Свидетельством особой близости Б-га к еврейскому народу стало Его повеление построить Мишкан (переносной Храм) — место присутствия святости Б-га среди еврейского народа. Моше спустился с горы Синай в Йом-Кипур — десятого числа месяца Тишрей, собрал весь народ на следующий день, одиннадцатого Тишрея, и говорил о строительстве Мишкана и приношениях, необходимых для этого. Так написано в начале главы Ваякель.

И, как там сказано, народ начал воодушевленно и активно собирать приношения. За два дня было собрано всё, что нужно.

Давайте сейчас посчитаем по дням. 10-го числа Моше спустился с горы, 11-го всех собрал, два дня — 12-го и 13-го — собирали приношения, 14-го пришли специалисты, которым предстояло руководить строительством Мишкана, проверили и увидели, что всего достаточно — и даже предостаточно.

А на следующий день, 15-го, началось строительство Мишкана. И тогда облака Славы вернулись к еврейскому народу. По а-Гро выходит, что мы отмечаем не тот день, когда облака Славы спустились на стан при выходе из Египта, а тот, когда Облака, покинувшие стан в результате греха золотого тельца, вернулись — после Йом-Кипура и начала строительства Мишкана.

Интересно, что это также объясняет, почему Б-г предписал нам отмечать день в память об облаках Славы, но не установил дней в память о мане (манне) и колодце Мирьям. Однако к этому пшату (толкованию в соответствии с прямым смыслом стихов Торы) есть серьезный вопрос. Из Торы следует, что и после греха золотого тельца облака Славы продолжали покрывать стан...

На это отвечают: стан покинули не все Облака, а только та особая их часть, которая свидетельствовала об уникальной близости Б-га к еврейскому народу. Так, согласно а-Гро, в Суккот мы празднуем возвращение близости Б-га к еврейскому народу после отдаления.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.