Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Есть два вида раскаяния: из страха наказания, когда намеренные грехи становятся неосознанными, и из любви к Б-гу, когда грехи превращаются в заслуги. Сатана, видя возможность тшувы, пугается, что его обвинения потеряют силу.

В Гмаре (Рош а-Шана 16) приводятся слова раби Ицхака: «Почему (в Рош а-Шана) трубят в шофар дважды: сидя (перед молитвой Мусаф) и стоя (во время молитвы Мусаф)? — Чтобы запутать Сатана».

Непонятно: почему Сатан запутается, растеряется оттого, что в шофар трубят дважды? Он ведь не бездельник — хорошо знает свою работу.

Раши так толкует слова о «растерянности» Сатана: «Чтобы не обвинял; когда услышит он (трубление и поймет), как народ Израиля любит заповеди, затихнут слова его». Сатан не будет знать, что сказать.

От имени раби Акивы Эйгера приводят следующее объяснение. Как известно, Сатан уговаривает евреев нарушить заповеди, а потом он их в этом обвиняет перед Всевышним. Такова его работа, и он умеет делать ее.

Он «стоит на двух сторонах сердца»: сначала убеждает человека нарушить запрет, ведь это так приятно и сладко, да и нарушение несерьезное. А когда нарушение уже совершено, он говорит человеку: ты теперь такой преступник, пропащий, тебе уже ничего не поможет…

Евреи в Рош а-Шана раскаиваются в своих нарушениях, слушая трубление в шофар. Есть два вида раскаяния — из любви к Б-гу и из страха перед Ним.

Раскаяние из страха приходит, когда человек понимает, что любое нарушение заповедей Б-га неизбежно ведет к наказанию. Тогда он раскаивается — делает тшуву. Ведь никто не хочет получить наказание и страдание. Т.е. в конечном счете он раскаивается ради себя, ради своего благополучия и безопасности.

А тот, кто раскаивается из любви, ощущает так: Б-г делает мне столько добра, и я Его люблю, — как могу нарушить Его приказы?

Когда человек совершает раскаяние из страха, его намеренные нарушения (здонот) превращаются в глазах Всевышнего — в ненамеренные (шгагот). А когда раскаивается из любви, там совсем другое: намеренные нарушения превращаются в заслуги. Так говорит Гмара в Йума (86 б).

Но как такое может быть?

Дело в том, что человеку очень трудно изменить свое поведение. Чем глубже он укореняется в своих нарушениях, тем больше труда, энергии и душевных сил ему требуется, чтобы отвыкнуть.

Сделать тшуву, изменить свое поведение из страха наказания — легче. И тогда сознательные нарушения превращаются в ненамеренные. А вот изменить свое поведение из любви к Б-гу — намного сложнее.

И если он изменил свое привычное поведение из любви, значит, он совершил огромное усилие. А — лэ-фум цаара агра — «по страданию и награда». Именно поэтому заслуга его раскаяния так велика: за ней стоит невероятное усилие, по «величине» равное нарушениям, которые он совершил.

И, когда он искореняет свою привычку из любви к Б-гу, его нарушения превращаются в заслуги. Настолько велико и высоко его усилие.

Рассказывают, раби Ицхак из Бердичева сказал одному большому грешнику:

— Как я тебе завидую!

— Но почему?! — удивился тот.

— У тебя столько нарушений. А если ты раскаешься, то у тебя будет столько мицвот (заповедей)!

Сатан собирает в течение года «мешки» с грехами и нарушениями евреев, хранит их, чтобы предъявить на суде. А когда приходит Рош а-Шана, евреи собираются и трубят в шофар. Сатан понимает: по-видимому, они совершают тшуву, ведь шофар побуждает к тшуве.

И начинает тяжело переживать: ой, мои мешки потеряли свою рыночную стоимость, эти нарушения теперь засчитываются не как намеренные, а как неосознанные. Что ж, они потеряли в цене, но что-то всё-таки стоят, принесу их на суд…

И тут он слышит трубление во второй раз. И думает: а, может, теперь они совершили тшуву из любви? Тогда все нарушения, которые я собрал, превратились в заслуги. Теперь мне совсем невыгодно приносить их на суд… Что делать? Сатан в растерянности.

Мой отец и учитель, рав Ицхак Зильбер зацаль, говоря о двух видах раскаяния — из страха и из любви, приводил такое сравнение. Одному человеку на работе поручили принести гвозди определенного типа. Он бежит в ближайший хозяйственный магазин, но их там нет. Он просит: пожалуйста, напишите мне, что я тут был, а гвоздей не было… Это подобно раскаянию из страха.

А вот кому-то прописали лекарство для больного ребенка. В аптеке нет. Он что — попросит справку? Нет. Он обежит все аптеки, обзвонит всех, кто может помочь, задействует все знакомства... Это подобно раскаянию из любви.

Слушать трубление в шофар во второй раз — это из любви.

А такое служение Б-гу, тшува из любви приводит Сатана в растерянность. 

 

 

 


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего