Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Необходимо знать свои слабости, распознавая личную заинтересованность и пристрастия, и уметь действовать вразрез с ними. Без этого все человеческие труды напрасны.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Есть два вида раскаяния: из страха наказания, когда намеренные грехи становятся неосознанными, и из любви к Б-гу, когда грехи превращаются в заслуги. Сатана, видя возможность тшувы, пугается, что его обвинения потеряют силу.

В Гмаре (Рош а-Шана 16) приводятся слова раби Ицхака: «Почему (в Рош а-Шана) трубят в шофар дважды: сидя (перед молитвой Мусаф) и стоя (во время молитвы Мусаф)? — Чтобы запутать Сатана».

Непонятно: почему Сатан запутается, растеряется оттого, что в шофар трубят дважды? Он ведь не бездельник — хорошо знает свою работу.

Раши так толкует слова о «растерянности» Сатана: «Чтобы не обвинял; когда услышит он (трубление и поймет), как народ Израиля любит заповеди, затихнут слова его». Сатан не будет знать, что сказать.

От имени раби Акивы Эйгера приводят следующее объяснение. Как известно, Сатан уговаривает евреев нарушить заповеди, а потом он их в этом обвиняет перед Всевышним. Такова его работа, и он умеет делать ее.

Он «стоит на двух сторонах сердца»: сначала убеждает человека нарушить запрет, ведь это так приятно и сладко, да и нарушение несерьезное. А когда нарушение уже совершено, он говорит человеку: ты теперь такой преступник, пропащий, тебе уже ничего не поможет…

Евреи в Рош а-Шана раскаиваются в своих нарушениях, слушая трубление в шофар. Есть два вида раскаяния — из любви к Б-гу и из страха перед Ним.

Раскаяние из страха приходит, когда человек понимает, что любое нарушение заповедей Б-га неизбежно ведет к наказанию. Тогда он раскаивается — делает тшуву. Ведь никто не хочет получить наказание и страдание. Т.е. в конечном счете он раскаивается ради себя, ради своего благополучия и безопасности.

А тот, кто раскаивается из любви, ощущает так: Б-г делает мне столько добра, и я Его люблю, — как могу нарушить Его приказы?

Когда человек совершает раскаяние из страха, его намеренные нарушения (здонот) превращаются в глазах Всевышнего — в ненамеренные (шгагот). А когда раскаивается из любви, там совсем другое: намеренные нарушения превращаются в заслуги. Так говорит Гмара в Йума (86 б).

Но как такое может быть?

Дело в том, что человеку очень трудно изменить свое поведение. Чем глубже он укореняется в своих нарушениях, тем больше труда, энергии и душевных сил ему требуется, чтобы отвыкнуть.

Сделать тшуву, изменить свое поведение из страха наказания — легче. И тогда сознательные нарушения превращаются в ненамеренные. А вот изменить свое поведение из любви к Б-гу — намного сложнее.

И если он изменил свое привычное поведение из любви, значит, он совершил огромное усилие. А — лэ-фум цаара агра — «по страданию и награда». Именно поэтому заслуга его раскаяния так велика: за ней стоит невероятное усилие, по «величине» равное нарушениям, которые он совершил.

И, когда он искореняет свою привычку из любви к Б-гу, его нарушения превращаются в заслуги. Настолько велико и высоко его усилие.

Рассказывают, раби Ицхак из Бердичева сказал одному большому грешнику:

— Как я тебе завидую!

— Но почему?! — удивился тот.

— У тебя столько нарушений. А если ты раскаешься, то у тебя будет столько мицвот (заповедей)!

Сатан собирает в течение года «мешки» с грехами и нарушениями евреев, хранит их, чтобы предъявить на суде. А когда приходит Рош а-Шана, евреи собираются и трубят в шофар. Сатан понимает: по-видимому, они совершают тшуву, ведь шофар побуждает к тшуве.

И начинает тяжело переживать: ой, мои мешки потеряли свою рыночную стоимость, эти нарушения теперь засчитываются не как намеренные, а как неосознанные. Что ж, они потеряли в цене, но что-то всё-таки стоят, принесу их на суд…

И тут он слышит трубление во второй раз. И думает: а, может, теперь они совершили тшуву из любви? Тогда все нарушения, которые я собрал, превратились в заслуги. Теперь мне совсем невыгодно приносить их на суд… Что делать? Сатан в растерянности.

Мой отец и учитель, рав Ицхак Зильбер зацаль, говоря о двух видах раскаяния — из страха и из любви, приводил такое сравнение. Одному человеку на работе поручили принести гвозди определенного типа. Он бежит в ближайший хозяйственный магазин, но их там нет. Он просит: пожалуйста, напишите мне, что я тут был, а гвоздей не было… Это подобно раскаянию из страха.

А вот кому-то прописали лекарство для больного ребенка. В аптеке нет. Он что — попросит справку? Нет. Он обежит все аптеки, обзвонит всех, кто может помочь, задействует все знакомства... Это подобно раскаянию из любви.

Слушать трубление в шофар во второй раз — это из любви.

А такое служение Б-гу, тшува из любви приводит Сатана в растерянность. 

 

 

 


Недельная глава Берешит — первая глава, открывающая все Пятикнижие и первую из пяти книг, книгу «Берешит». Читать дальше

Сотворение мира и наука. Происхождение Вселенной и Книга Бытия

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Берейшит.

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Устная Тора о первой главе Пятикнижия.

Помогая другим, вы обретаете подобие Б-гу. Берешит

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Всевышний создал человека по образу и подобию Своему. Мудрецы учат, что имеются в виду качества Б-га, начиная с помощи.

Дружеская улыбка, доброе слово — это хесед. Берешит

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Благотворительность можно делать не только при помощи денег. Истории о людях, которые помогали другим способами, отличными от финансовых.

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Шабат Берейшит, точка выбора

Рав Бенцион Зильбер

В основу мира заложена свобода выбора

Испытание первого человека

Журнал «Мир Торы»

Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества

Разъяснение общего смысла понятия «небесный свод»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»