Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И призвал Моше Г-сподь» и повелел ему передать народу законы жертвоприношений, которые являются частью служения Б-гу. Глава называет пять видов «частных» жертв, от отдельного человека: ола, минха, шламим, хатат, ашам — и один вид «общественной» жертвы (хатат), приносимой от имени всей общины. Нынешняя суббота предшествует празднику Пурим, поэтому после чтения недельной главы Торы в синагогах читают отрывок «Захор» из «Дварим», пятой книги Пятикнижия: «Помни (захор), что сделал тебе Амалек…» Слушать этот отрывок (парашат Захор) – заповедь из Торы. Поэтому даже те евреи, у которых нет возможности молиться в миньяне, должны в эту субботу такую возможность найти.

Храмовые жертвы приносятся тремя видами животных, разумеется, кашерных: быком, бараном и козлом. Поскольку виды кашерных животных этим не исчерпываются (их существует десять), возникает вопрос: почему только тремя и почему именно этими?

Мидраш объясняет это стремлением Всевышнего не утруждать евреев чрезмерно. Всевышний говорит народу: эти три вида животных находятся в ваших владениях. Я не обременил вас восхождением на горы, погоней за животными в лесах, поисками в полях и на равнинах…

Афтарой к главе «Ваикра» является отрывок из книги пророка Иешаяу (43:21—44:23). С темой главы афтара связана упреком в пренебрежении законами жертвоприношений. Этот упрек пророк Иешаяу обращает к евреям, пережившим разрушение Первого Храма и угнанным в Вавилон. Б-г говорит евреям через пророка: «Не Меня призывал ты, Яаков, тяготился ты Мной, Исраэль» (Иешаяу, 43:22).

В связи с этим отрывком Магид из Дубно приводит такой пример.

Торговец бриллиантами регулярно ездил на ярмарку и останавливался на постоялом дворе. С собой у него всегда был чемодан с драгоценными камнями, упакованными в вату. Купец просил слугу вынуть чемодан из коляски и отнести на второй этаж и платил за услугу несколько копеек. Но однажды слуга выразил недовольство такой платой. «Дай хоть полтинник, — сказал он, — чемодан очень тяжелый. Я едва его втащил, на каждой ступеньке останавливался». Услышав это, купец потерял сознание.

Когда купца привели в себя, то спросили: «Ну что для тебя полтинник? Было бы чего пугаться!» «Не просьба меня испугала, — отвечал купец, — а то, что чемодан тяжелый. У меня чемодан легкий! Значит, мой подменили. Или вынули бриллианты и положили камни».

Если служение Всевышнему оказалось тягостным для Израиля, если Всевышний «надоел» Израилю и «утомил» его, делает вывод Магид, значит, это было не то служение, которого Всевышний желает от евреев. «Не утруждал Я тебя… и не отягощал Я тебя…» (Иешаяу, 43:23), говорит Всевышний, Мое служение легко.

Что это значит? Что значит «легкое служение»?

Представим себе, что кто-то зарабатывает на жизнь переноской тяжелых ящиков. Понятно, что работа надоедает ему и что он устает от нее. А теперь представим себе тринадцатилетнего мальчика, получившего в подарок на бар-мицву много хороших книг. Он складывает их в коробки и несет домой.

– Тебе, наверно, тяжело, — говорят ему.

— Да ну, — скорее всего улыбнется мальчик. — Дай Б-г побольше!

Ощущение духовных приобретений дает человеку новые силы. Это одна сторона вопроса. А другая заключается в том, что Тора сообразуется с возможностями человека и не налагает запретов на естественные для человека вещи. Она устанавливает рамки, вводит границы, но не лишает человека того, что необходимо его природе: запрещает не мясо, но виды мяса, не физическую близость мужчины и женщины, а близость, не освященную браком и законами семейной чистоты, и т.д. В отличие от, скажем, полного запрета на вино у мусульман или запрета семейной жизни для католических священников.

Б-г создал Тору и создал человека так, что они соответствуют друг другу. Заповеди Торы учитывают силы и возможности человека. А их соблюдение дает человеку новые силы.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»